У многих известных русских авангардистов были ученики, поклонники и последователи. Но только Павлу Филонову удалось объединить более сотни художников и сплотить их вокруг своей ИДЕИ. Она была элементарно проста как Космос и непознаваемо сложна как улыбка ребенка. Она завораживала бесконечной перспективой и манила миллиардами вариантов воплощения в жизнь. Так и родилась творческая мастерская МАИ.
Это объединение мастеров аналитического искусства именуют школой, союзом, коллективом единомышленников. Но важны не название и статус, а духовное и творческое единение людей, которые пошли за Учителем. Они не писали, но «делали» картины, отражая не формы, сотворенные природой, но то, как природа создает эти формы. Они «анализировали кистью» предметы, мысли и явления, разбирая их на атомы и собирая в причудливую смесь знаков, символов, образов и мотивов.
Павел Николаевич не умел и не хотел подчиняться правилам и вызывал раздражение сторонников «академизма» своей «чрезмерной оригинальностью». Но этот «чудак от искусства» в статьях и письмах, на диспутах и выставках упрямо продвигал идею «знающего глаза», позволяющего художнику улавливать скрытые процессы, отражать их на полотне беспредметно и вовлекать зрителя в сложный процесс осмысления мироздания.
Филонов обладал высоким техническим мастерством и способностью доводить работу до «последней степени отделанности». Такой же максимальной самоотдачи и волевого аналитического напряжения он требовал от учеников. Не все выдерживали этого, как и внешнего давления, в котором скрывались угрозы непризнания и перспектива нищеты.
* Видео канала Живопись, посвященное 140 со дня рождения художника Филонова Павла Николаевича
Итогом полутора десятилетий исканий, экспериментов и опытов стали картины, скульптуры, книжные иллюстрации, декорации к спектаклям и другие творения, которые сейчас украшают музейные экспозиции и частные коллекции. Школа Филонова пережила конфликты, расколы, уходы, распады, но эпоха этого духовного сообщества творцов аналитического искусства закончилась лишь со смертью своего подвижника в Блокадном Ленинграде.
Но «филоновцы» вновь встретились – на выставке в Государственном Русском музее (06.10.2023—29.01.2024, Санкт-Петербург, ул. Миллионная, 5/1, Мраморный дворец), в залах которого экспонируется 120 работ – известных и ранее никогда не выставлявшихся. Они открывают зрителю особый – «филоновский» мир и пробуждают желание постичь суть этих картин, как результат «могучей работы над вещью», в которой художник выявляет себя и свою бессмертную душу.