Найти тему
Живопись

Художник Павел Филонов и его «школьники»

Павел Филонов, «Ударники (Мастера аналитического искусства)», 1934-1935, холст, масло, 82 x 72 см, Государственный Русский музей, Санкт - Петербург
Павел Филонов, «Ударники (Мастера аналитического искусства)», 1934-1935, холст, масло, 82 x 72 см, Государственный Русский музей, Санкт - Петербург

У многих известных русских авангардистов были ученики, поклонники и последователи. Но только Павлу Филонову удалось объединить более сотни художников и сплотить их вокруг своей ИДЕИ. Она была элементарно проста как Космос и непознаваемо сложна как улыбка ребенка. Она завораживала бесконечной перспективой и манила миллиардами вариантов воплощения в жизнь. Так и родилась творческая мастерская МАИ.

Павел Филонов, «Автопортрет», 1921, Издательство чехословацких художников-визуалистов
Павел Филонов, «Автопортрет», 1921, Издательство чехословацких художников-визуалистов

Это объединение мастеров аналитического искусства именуют школой, союзом, коллективом единомышленников. Но важны не название и статус, а духовное и творческое единение людей, которые пошли за Учителем. Они не писали, но «делали» картины, отражая не формы, сотворенные природой, но то, как природа создает эти формы. Они «анализировали кистью» предметы, мысли и явления, разбирая их на атомы и собирая в причудливую смесь знаков, символов, образов и мотивов.

Павел Николаевич не умел и не хотел подчиняться правилам и вызывал раздражение сторонников «академизма» своей «чрезмерной оригинальностью». Но этот «чудак от искусства» в статьях и письмах, на диспутах и выставках упрямо продвигал идею «знающего глаза», позволяющего художнику улавливать скрытые процессы, отражать их на полотне беспредметно и вовлекать зрителя в сложный процесс осмысления мироздания.

Филонов обладал высоким техническим мастерством и способностью доводить работу до «последней степени отделанности». Такой же максимальной самоотдачи и волевого аналитического напряжения он требовал от учеников. Не все выдерживали этого, как и внешнего давления, в котором скрывались угрозы непризнания и перспектива нищеты.

* Видео канала Живопись, посвященное 140 со дня рождения художника Филонова Павла Николаевича

Итогом полутора десятилетий исканий, экспериментов и опытов стали картины, скульптуры, книжные иллюстрации, декорации к спектаклям и другие творения, которые сейчас украшают музейные экспозиции и частные коллекции. Школа Филонова пережила конфликты, расколы, уходы, распады, но эпоха этого духовного сообщества творцов аналитического искусства закончилась лишь со смертью своего подвижника в Блокадном Ленинграде.

Филонов П. Н., «Кому нечего терять», 1911–1912, бумага, дублированная на ватман и холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Филонов П. Н., «Кому нечего терять», 1911–1912, бумага, дублированная на ватман и холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Глебова Т.Н., «Две художницы», 1939, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Глебова Т.Н., «Две художницы», 1939, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Хржановский Ю.Б., «Сибирские партизаны», 1927, холст, масло, 410 x 290 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Хржановский Ю.Б., «Сибирские партизаны», 1927, холст, масло, 410 x 290 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Вахрамеев А.И., «Портрет Татьяны Трофимовой», 1915. холст, наклеенный на фанеру, масло, 57,2 x 52 см, Пензенская государственная картинная галерея им. К.А. Савицкого, Пенза
Вахрамеев А.И., «Портрет Татьяны Трофимовой», 1915. холст, наклеенный на фанеру, масло, 57,2 x 52 см, Пензенская государственная картинная галерея им. К.А. Савицкого, Пенза
Глебова Т.Н., «Портрет И. Браудо», 1930-е, холст, масло, 81,5 х 91 см, Костромской историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Глебова Т.Н., «Портрет И. Браудо», 1930-е, холст, масло, 81,5 х 91 см, Костромской историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Зальцман П.Я., «Групповой портрет», 1930, холст, масло, 97 x 107 см, Государственном Русском музее, Санкт-Петербург
Зальцман П.Я., «Групповой портрет», 1930, холст, масло, 97 x 107 см, Государственном Русском музее, Санкт-Петербург

Но «филоновцы» вновь встретились – на выставке в Государственном Русском музее (06.10.2023—29.01.2024, Санкт-Петербург, ул. Миллионная, 5/1, Мраморный дворец), в залах которого экспонируется 120 работ – известных и ранее никогда не выставлявшихся. Они открывают зрителю особый – «филоновский» мир и пробуждают желание постичь суть этих картин, как результат «могучей работы над вещью», в которой художник выявляет себя и свою бессмертную душу.

🎯 Вы прочли статью — спасибо. Вы поставили «палец вверх» — спасибо. Вы написали комментарий автору — спасибо. Вам понравилось и Вы подписались — спасибо!