Найти в Дзене
Дориан

Как выбрать студийные мониторы: гайд для начинающих музыкантов

Когда вы обустраиваете домашнюю студию, одним из главных моментов является выбор студийных мониторов. От них зависит, как будет звучать ваша студия звукозаписи, вне зависимости от акустики комнаты. Если вы начинающий музыкант и хотите подобрать оборудование для своей студии звукозаписи, я расскажут вам, на что нужно обращать внимание при выборе студийных мониторов и как их выбрать:

В наушниках музыка всегда звучит прекрасно: они изолируют нас от окружающего шума, и мы слышим звук без помех. Никакие факторы не влияют на сигнал, комната не искажает звук, левый канал слышен только в левом ухе, правый — только в правом. Но это не соответствует реальности. В реальном мире звучание музыки зависит не только от эффектов и настроек, но и от особенностей среды. Сигналы из левого и правого монитора смешиваются, и мы слышим оба канала одновременно. Кроме того разные модели мониторов дают разную картину звука. Это напоминает нам о том, что люди слушают музыку на разных устройствах. Нельзя полагаться только на наушники или мониторы, нужно иметь оба устройства, чтобы постоянно проверять микс.

Как выбрать студийные мониторы.
Чтобы выбрать подходящую модель мониторов, нужно учитывать особенности вашей студии. Иначе звучание миксов будет искажено, и вы не сможете работать эффективно. Прежде чем выбрать модель, нужно разобраться в ряде характеристик студийных мониторов.

Структура студийных мониторов.
В корпусе студийного монитора находятся его внутренние части — кабинет. Кабинеты из разных материалов: дерево, пластик, ДСП или даже металл могут быть использованы в зависимости от модели и её цены.

Студийные мониторы обычно имеют два отдельных драйвера или динамика (спикера). Динамики стоят один над другим. Системы с двумя спикерами называют двухсторонними или двухнаправленными (англ. Two-Way).

Верхний спикер маленького размера называют твитером (от англ. Tweeter — пищалка). Твитер отвечает за высокие частоты — все звуки выше 2 кГц звучат через него. Пищалки имеют форму купола или конуса и сделаны из шёлка, бумаги, картона и других материалов.

Нижний и больший динамик называют вуфером (от англ. Woofer — низкочастотный динамик). Вуфер находится под твитером и воспроизводит низкие и средние частоты. Сигналы частотой до 2 кГц проходят только через него.

-2

Некоторые модели студийных мониторов имеют три динамика: один — для высоких частот, второй — для средних, третий — для низких. Такие системы называют трехсторонними или трехнаправленными (англ. Three-Way).

За динамиками находится электромагнит, который заставляет спикеры двигаться при получении сигнала. Вибрация магнитов и динамиков создаёт движение молекул воздуха, которое формирует звуковую волну — сигнал, который мы слышим.

Типы студийных мониторов.
Студийные мониторы можно условно разделить на несколько типов:

Пассивные и активные; Ближнего и дальнего поля; Открытые и закрытые. Разделение не строгое: каждый монитор относится к нескольким типам одновременно. Например, есть пассивные закрытые мониторы дальнего поля или активные открытые мониторы ближнего поля.

Пассивные и активные студийные мониторы.
Перед тем, как сигнал попадает на монитор и звучит через динамик, его нужно усилить. Это можно сделать двумя способами: пассивным или активным. Студийные мониторы, которые усиливают сигнал пассивным способом, называются пассивными, активным — активными.

Пассивные студийные мониторы подключаются к внешнему усилителю, который обрабатывает сигнал, прежде чем он попадает в монитор. После усиления сигнал идет на электронику монитора, где проходит через ряд компонентов, называемых кроссовером или кроссовер-сетью.

Кроссовер работает как фильтр, разделяя сигнал на несколько сигналов в разных частотных диапазонах. В системах с двусторонними системами сигнал делится на две части: первая содержит только высокие частоты, вторая — только низкие. Средние частоты направляются в оба динамика одновременно: более высокая середина идет в твитер, более низкая — в вуфер.

В отличие от пассивных систем, активные студийные мониторы не нуждаются во внешнем усилении. Все нужные компоненты находятся внутри кабинета. Модели с двумя динамиками имеют пару усилителей для каждого спикера, модели с тремя динамиками имеют три усилителя.

-3

Системы с двумя усилителями называют би-амп системами (англ. bi-amp), системы с тремя усилителями — три-амп (англ. tri-amp). Системы би-амп разделяют исходный «сырой» сигнал на два диапазона (высокие и низкие частоты), системы три-амп разделяют сигнал на три диапазона (высокие, средние и низкие). Каждый диапазон усиливается отдельно и посылается на соответствующий динамик.

Особенности обработки сигнала — главное различие между активными и пассивными студийными мониторами. Пассивные мониторы рассылают по динамикам уже усиленный сигнал. Активные студийные мониторы разделяют, усиливают и рассылают по динамикам «сырой» сигнал.

Какие студийные мониторы выбрать: активные или пассивные?
Споры о том, какие студийные мониторы лучше, активные или пассивные, бессмысленны — среди обоих категорий есть хорошие и плохие модели. Большинство рынка занято активными моделями, которые используются как в домашних, так и в профессональных студиях. Но это не значит, что пассивные системы хуже или не популярны — они просто реже встречаются.

Важно помнить, что при выборе акустики главную роль играют уши. Если вам нравится звучание модели, то не важно, какие студийные мониторы выбирать. Никто не скажет, что вы сделали ошибку, выбрав пассивную или активную систему, если её звучание вас полностью удовлетворяет.

Стоит отметить, что на выбор студийных мониторов большое влияние оказывает бюджет. Пассивные системы нуждаются в отдельном усилителе, который может быть слишком дорогим для вашего кармана. Согласитесь, не очень приятно купить пару мониторов за 30 000 рублей, а потом узнать, что к ним нужен ещё усилитель за 20 000 рублей.

К тому же пассивные мониторы требуют определённого опыта от пользователя, так как усилитель нужно заранее настроить. Настройка поможет получить максимально качественный звук от динамиков, но если вы купили крутые и дорогие компоненты, а настроили их неправильно, то звук будет сильно искажён.

В условиях ограниченности бюджета и пространства студии, а также недостаточности опыта лучше купить активные студийные мониторы. Во-первых, им не нужно дополнительное оборудование: достаточно распаковать, установить, подключить — и можно работать. Во-вторых, встроенные в активные системы усилители уже настроены так, чтобы давать лучшее звучание.

Здравствуйте, это Bing. Я могу помочь вам перефразировать текст. Вот другой вариант вашего текста:

Мониторы ближнего поля и мониторы дальнего поля.
Звучание мониторов зависит от расстояния до точки прослушивания — места, где звукорежиссёр слушает материал. Производители учитывают этот фактор, поэтому большинство моделей звучат одинаково хорошо на любом расстоянии. Однако есть ряд нюансов, которые нужно учесть, прежде чем выбрать студийные мониторы.

Все студийные мониторы можно разделить на мониторы ближнего поля и мониторы дальнего поля. Устройства ближнего поля имеют динамики меньшего размера и ставятся на небольшом расстоянии от слушателя — 60-90 см.

При таком расположении уши получают более точную картину звука с меньшим влиянием окружающей среды и пространства комнаты. Близость также уменьшает отражения звуковых волн от разных поверхностей, что полезно при более тонкой работе — обнаружении мелких проблем в миксах, таких как щелчки и клики.

Модели ближнего поля имеют более узкий динамический диапазон и, если так можно сказать, звучат ближе к потребительским аудиосистемам. Работая с ними, вы получаете четкую картину того, как музыка будет звучать при прослушивании через динамики стереосистем, автомобильную акустику или обычные потребительские наушники.

-4

Мониторы дальнего поля имеют крупные динамики и ставятся по периметру комнаты на большом расстоянии от точки прослушивания — от трёх метров и больше. Обычно их прикрепляют на стену за студийным столом и микшерным пультом.

Мониторы дальнего поля показывают, как помещение влияет на звук. Пространство комнаты также воздействует на звучание низких частот, чья звуковая волна становится длиннее. Дополнительный низ делает звук мониторов более полным и лучше подходящим для проверки баланса всего микса.

Вместе с этим увеличивается и количество отражающегося от стен и других поверхностей сигнала. Мониторы дальнего поля заставляют комнату активнее резонировать, что не всегда положительно влияет на общую картину звука. По этой причине использование мониторов дальнего поля требует продуманного акустического оформления помещения с помощью диффузоров, звукопоглощающих панелей и басовых ловушек.

Какие студийные мониторы выбрать: ближнего или дальнего поля?

В условиях домашних студий мы ограничены в пространстве. Иногда комнаты настолько малы, что покупка мониторов дальнего поля попросту не имеет смысла. К тому же звучание дальних систем зависит от акустики самой комнаты, поэтому их приобретение неразрывно связано с тратами на акустическое оформление помещения.

Лучшим выбором в такой ситуации станут мониторы ближнего поля. Такие системы хорошо звучат в небольших помещениях даже при отсутствии дополнительного акустического оформления. Мониторы ближнего поля используются в студиях любого уровня и размера, а профессионалы по всему миру полагаются на них не один десяток лет.

Открытые и закрытые студийные мониторы (с фазоинвертером и без него)

На кабинете монитора иногда располагается одно или два отверстия — порта. Порты могут располагаться спереди или сзади в зависимости от конструктивных особенностей конкретной модели монитора.

Наличие портов сообщает, что монитор оснащается фазоинвертером, расширяющим звучание системы в низкочастотном диапазоне. Системы с фазоинвертером называют открытыми, без него — закрытыми.

Когда мы слушаем музыку, динамик монитора движется вперёд и назад. При обратном движении в кабинете образуется лишний воздух, негативно сказывающийся на звуке. Отверстия-порты рассеивают скопившийся внутри воздух и снижают его давление. Фазоинвертор представляет собой специальную трубу, через которую отводится всё лишнее из кабинета. Вместе с тем он решает ещё одну задачу — заставляет воздух внутри резонировать на частотах, близких к тем, которые монитор не может воспроизвести. Появляющийся резонанс расширяет динамический диапазон мониторов, что позволяет им выдать больше низких частот в сравнении с обычной закрытой системой.

-5

Тем не менее наличие портов не означает, что мониторы звучат лучше. В противовес расширенному динамическому диапазону открытых систем, закрытые мониторы обеспечивают более плотный низ. К тому же бюджетные открытые системы могут обладать не лучшей системой отвода воздуха, из-за чего резонанс в портах будет настолько сильным, что испортит итоговое звучание.

Какие студийные мониторы выбрать: открытые или закрытые?

Выбор в пользу открытой или закрытой системы нужно делать на основании личных предпочтений и особенностей помещения. С первым всё понятно: нравится более широкий и объёмный низ — берите открытые студийные мониторы, любите плотный и особо упругий бас — покупайте закрытые модели.

С особенностями помещения всё несколько сложнее. Производители открытых систем часто помещают порты на заднюю стенку кабинета. Так как мониторы зачастую стоят близко к стене, выходящий из порта сигнал будет отражаться от поверхности и создавать неприятный резонанс. В итоге по ощущениям низких частот будет слишком много — низ начнёт бубнить и поглощать остальные частоты.

Избежать резонанса можно несколькими способами:

  • Расположить рабочее место подальше от стен. Решение максимально простое, но зачастую невозможное в условиях домашних или небольших студий.
  • Оформить помещение с помощью звукопоглощающих панелей. Также сложно реализуемый вариант, хотя панели и можно сделать самостоятельно.
  • Отказать от открытой системы с портами сзади в пользу системы с портами спереди.
  • Воспользоваться блоком настроек на самом мониторе, позволяющим скорректировать звучание модели исходя из места установки.

    👉🏽Дориан. Подписаться