Найти тему
Академия на Неве

«Бегущий по лезвию 2049». Взгляд христианина

Обзор фильма «Бегущий по лезвию 2049» (2017, США, Великобритания, Канада, Испания, режиссёр Дени Вильнёв), который подготовил студент 3А курса Никита Егоринин.

Фильм «Бегущий по лезвию 2049» затрагивает вопросы человеческой идентичности, этики и присутствия Бога в мире искусственно созданного разума. В центре сюжета — персонаж по имени «К» («Кей»), которого играет Райан Гослинг, — ловец незаконных репликантов. Репликанты — это искусственно созданные люди, задуманные для службы и труда, обладающие сверхчеловеческой физической силой и способностями. Вокруг репликантов и вопросов их осознания своего места в мире и строится сюжет фильма.

Согласно проекту «Уоллес Корпорейшн» — компании, специализирующейся на искусственном выведении людей, они не могут иметь потомства. Однако происходит «чудо», расследование которого и поручают главному герою «К» (по-английски название буквы созвучно со словом key — «ключ», детективный талант главного героя «открывает» зрителю случившееся). «Чудо» заключается в том, у одной из репликанток рождается ребёнок. Та, которая не могла забеременнеть по определению, явила миру дитя. Здесь берёт своё начало череда аллюзий на евангельскую историю. Мы видим намёк на историю Рождества Иисуса Христа.

Интересный факт: имя девушки-репликанта, родившей ребёнка, — Рейчел. Это английская версия библейского имени Рахиль. В Ветхом Завете Рахиль — жена патриарха Иакова — предстаёт как праматерь дома Израилева.

-2

В фильме постепенно раскрывается чаяние репликантами — угнетённым народом — своего спасителя. Того, кто принесёт им благую весть: репликанты не жалкие рабы, их ждёт освобождение. Само по себе ожидание избавления от рабства можно воспринять как кальку с истории еврейского народа, спасённого Богом через Моисея от гнёта фараона. Но принимая во внимание чудесно рождённого ребёнка, становится понятно, что тут всё-таки отсылка к рождению Избавителя, Которым для верующих является Христос. Более того, если допустить, что отцом ребёнка является не репликант, а человек, ситуация обретает более глубокий смысл: в лице этого младенца соединяется природа человека и репликанта. Это ещё раз доказывает отсылку к Мессии и подводит нас к следующей идее кинокартины.

Согласно православному вероучению, целью человеческой жизни является обо́жение (др.-греч. θέωσις) — процесс уподобления верующего Богу и единения с Ним. В фильме для репликантов «теозис» представлен не обожением, а очеловечиванием. Однако иногда человек понимает своё призвание стремиться к Богу неверно. Некоторые могут поставить себя на место Бога, сами желая стать богами. Это желание возникает и у главы корпорации: он создаёт репликантов, которых называет «ангелами», и рассуждает об их жизни как о «небесном царстве». Глава корпорации противопоставляет себя Богу, пытаясь занять Его место, и тем самым теряет Его образ. При этом для репликантов остаётся возможность обрести образ человеческий. Интересный парадокс, не находите?

«Погибнуть за правое дело — это самое человечное, на что мы способны», — цитата одного из героев-репликантов.

Мир, представленный в фильме умирающим от человеческих пороков, — отсылка на мир после грехопадения. А готовящееся восстание репликантов — аллегория о переменах, которые несёт Сын Божий, дающий жизнь вечную и победу над грешным миром.

-3

Несомненно, одним из главных вопросов фильма является рассуждение о феномене тварности и божественности. Репликанты, искусственные существа, созданные людьми, воплощают собой идею творения; люди — Бога-Творца. В этом иносказании прослеживается идея христианского учения: Бог создал человека по Своему образу и подобию. Так возможно ли человеку стать богом и нужно ли стремиться к царствованию в рукотворном мире?

Фильм даёт на это отрицательный ответ. Игра людей в богов грозит человечеству войной с их творениями, если не полным истреблением первых последними. Бог — единственный источник высшей власти и абсолютной премудрости. Священное Писание предупреждает о последствиях человеческого высокомерия и попытке уравняться с Богом.

-4

Нам же достаточно быть верными своему Небесному Отцу, быть внимательными к своим ближним, и при этом находить баланс между развитием технологий и сохранением гармонии с Божественным замыслом.