В этом году российская часовая мануфактура "Константин Чайкин" празднует свое 20-летие. В преддверии этого знаменательного события команда "GMTEAM" отправилась на мануфактуру и побеседовала с основателем одноименной часовой компании и, пожалуй, самым известным в мире российским часовым мастером Константином Юрьевичем Чайкиным.
Как устроено часовое производство на мануфактуре Константин Чайкин?
Большим заводом пока нас назвать нельзя. На данный момент у нас относительно небольшой коллектив и относительно небольшой объем выпускаемой продукции в год. Когда, 20 лет назад, я начинал строить свои первые часы, все процессы, от начала до конца, я выполнял сам. То есть весь спектр работ от проектирования до изготовления деталей и сборки осуществлялись мной лично.
С тех пор наше предприятие сильно выросло, поэтому теперь все производственные процессы у нас четко разделены. Безусловно, практически все процессы на мануфактуре находятся под моим непосредственным контролем.
Что же касается самого изготовления часов в стенах нашей мануфактуры, то, как правило, производственный механизм следующий. Я выступаю дизайнером, который придумывает внешнее оформление и содержание философии каждой новой модели. Затем свои идеи я передаю в конструкторское бюро. Там несколько человек, с которыми я постоянно коммуницирую. Они находятся у меня в прямом подчинении, и, соответственно, я ставлю им задачи в течение рабочего дня. Результатом работы конструкторов является документация, которая представляет собой чертежи, спецификацию и дополнительную документацию, которая необходима для производственного процесса.
Сначала в работу отправляются технические документы для изготовления первого «пробного» прототипа. Затем в работу передается документация на изготовление полностью работоспособного прототипа, который будет соответствовать уже серийным экземплярам (если мы говорим о серийных моделях). Далее изделие проверяется на недостатки. Выявленные недостатки устраняются за минимальное количество операций, в результате чего формируется техническая документация для изготовления серийной и мелкосерийной продукции, которая, в свою очередь, передаётся на производство.
Производство строится по классической схеме. У нас есть 2 ключевых направления: это токарный и фрезерный участки, на которых производятся все необходимые компоненты часов. После изготовления детали отправляются в цех термической обработки, а затем на участок финишной обработки, где каждая отдельная деталь обрабатывается определённым образом. Затем детали, изготовленные из цветных металлов, передаются на гальванический участок, где покрываются различными материалами, такими как родий, золото, палладий и т.п. Далее отдельные компоненты, такие как циферблат, поступают на участок покраски, где происходит лакирование и печать декоративных элементов. После каждого процесса происходит возврат всех деталей на участок технического контроля, где производится их доскональная проверка на соответствие всем необходимым техническим параметрам. После технической обработки каждая деталь проходит тщательный визуальный осмотр для выявления визуальных дефектов или отклонений от наших стандартов. Затем, если к деталям нет нареканий, они попадают на участок сборки механизма.
После того как часовой механизм собран, он поступает ко мне на проверку. Также я лично проверяю работу каждого экземпляра целиком после его сборки, скажем так, закручиваю последние винты и передаю часы на финишную проверку герметичности и точности хода.
Вот вкратце как происходит производство часов на нашей мануфактуре.
Главные проблемы часового производства в России?
Главной проблемой является кадровый голод, потому что готовых кадров нет, а специалисты советской школы, к сожалению, не могут подойти для нашего производства, потому что оно имеет совершенно другой тип, полностью отличный от советского массового производства часов, где на одного человека приходилась одна операция на отдельном станке. Никак нам не смогут помочь и те методы производства и управления, которые были на советских предприятиях. Поэтому практически всех, кто приходит к нам работать, приходится учить почти с нуля.
Кроме того, существуют и логистические проблемы и нюансы так называемой современной действительности, такие как обслуживание и дорогостоящий ремонт импортного оборудования, а также сложный и долгий процесс поставки необходимых для данного оборудования комплектующих. К тому же при долгосрочном планировании повисает вопрос выбора и приобретения нового оборудования (в текущих условиях доступны только станки российского, либо китайского производства), учитывая, что стоимость единицы техники, подходящей для наших производственных задач, может достигать 10 000 000 рублей. Поэтому стоит признать, что определённые сложности с производственным процессом, поставками и инструментом, конечно, имеются.
И отдельно необходимо выделить проблему управленческую. При условии нашего относительно некрупного предприятия на нем производится довольно большая номенклатура деталей. Так, в месяц мы производим порядка 3 000 деталей, из которых 500 являются уникальными. И каждая деталь - это десятки различных процессов. Следовательно, нам необходимо производить по 10 000 технологических операций в месяц. Соответственно, управлять этим объёмом информации очень сложно даже при использовании помощников, дополнительных людей управленческого звена все равно приходится самостоятельно контролировать множество технологических процессов. На данный момент это одна из неразрешенных задач ввиду того, что у нас одно из сложнейших производств России.
Отталкиваясь от прошлого вопроса, есть ли сейчас на Вашем предприятии вакансии и если да, то какие кадры необходимы в первую очередь?
Да, есть.
Мы всегда ищем конструкторов. У нас в команде сейчас есть несколько человек, и, тем не менее, мы всё равно эту команду все время наращиваем, потому что нереализованных проектов в голове очень много и очень хочется их обратить в жизнь!
При этом каждый новый проект, как правило, занимает большое количество времени. Например, если возьмём проектирование сложного механизма, то от 6 месяцев до пары лет может занять только разработка и проектирование. Конструктор – это ключевое звено производственного процесса, и, соответственно, требуется очень много времени на его обучение, поэтому для нас очень важно постоянно увеличивать команду данных специалистов.
Кроме этого, всегда есть вакансии на участке финишной обработки деталей, вакансии часового мастера, который занимается сборкой, управленческие вакансии.
С нашими вакансиями можно ознакомиться на сайте HeadHunter. Они регулярно обновляются. Также хочется отметить, что уровень заработной платы на нашем предприятии находится на верхней планке рынка труда.
Самые востребованные часы Константина Чайкина?
На данный момент спросом пользуются абсолютно все коллекции нашей мануфактуры. Ввиду отсутствия наших изделий в открытой продаже каждые часы, поступающие на рынок, становятся в своем роде абсолютным хитом. При этом самыми популярными, безусловно, являются модели из коллекции «Ристмоны».
Как приобрести часы Константина Чайкина?
Для того чтобы приобрести наши часы, необходимо зарегистрировать заявку в нашем листе ожидания на нашем официальном сайте.
Далее, когда мы анонсируем выход новой модели, Вы получаете от нас уведомление на свой электронный адрес и при желании можете приобрести понравившуюся Вам модель.
Безусловно, у нас есть определённые правила распределения новинок. Большую часть (условно три четверти тиража) часов мы предлагаем нашим старым покупателям и коллекционерам. А оставшийся объем предлагается новой аудитории.
И, как правило, реализация новинок происходит в течение нескольких часов.
Успех и популярность Ваших творений не смогли не отразиться на рынке фэйка. Первые подделки на Джокер появились ещё в 2017 году. Каково ваше было ощущение, когда вы увидели подделку на свой успешный проект в первый раз?
Да, в первый раз это было в 2017 году. Для меня это было, конечно, неожиданно и вызвало, в первую очередь, большое возмущение. Причём, что интересно, это была не китайская реплика. Первыми в этом «отличились» итальянцы. Занимались они этим недолго. Мы довольно быстро среагировали, нашли эту фабрику, написали туда гневное письмо, после чего они очень быстро извинились и заверили нас в том, что больше подобного не повторится.
А далее уже появились китайцы. Причем в огромном количестве.
Что важно, наше предприятие обладает эксклюзивными международными патентами на промышленные образцы наших часов, на товарный знак, в том числе на изображение Джокера, обеспечивающими полноценную международную защиту наших авторских прав. Однако, сам процесс борьбы с подделками отнимает огромное количество времени, энергии и средств.
В своё время я как-то посмотрел кино про братьев Райт, которые сначала изобрели самолёт, а потом всю свою оставшуюся жизнь занимались судебными процессами вместо того, чтобы создавать что-то новое, прекрасное и двигаться куда-то дальше. Для меня это был достаточно показательный пример, что не стоит тратить время и энергию на это болото.Надо идти дальше, создавать ещё более интересные и сложные творения, не обращая внимания на эти мелочи. Я просто знаю, что подделки разной степени уродливости существуют, предлагаются на различных торговых площадках, как-то я даже держал их в руках, но, в целом,я сейчас отношусь к этому достаточно спокойно. Сегодня, учитывая, что производственные объемы фэйков в разы превышают наши, это для нас является скорее дополнительной рекламой и бесплатным инструментом привлечения внимания к нашей мануфактуре.
Пожалуй, один из самых актуальных вопросов на сегодня. Возможно ли в обозримом будущем появление массового суббренда от Константина Чайкина? Несколько лет назад Вами был успешно реализован проект «Путник». Стоит ли ожидать чего-то подобного в будущем?
Я уверен, что с коммерческой точки зрения подобный проект был бы весьма успешен. Проект «Путник» в свое время также показал потенциал подобной инициативы. Но стоит понимать, что для его реализации необходимы определенные ресурсы. У нас уже обозначены некие направления для подобного проекта. Даже есть дизайн для трех базовых моделей.
Однако, для того чтобы превратить это в полноценный продукт, необходимо произвести множество самых различных операций, задействовать конструкторов, определить логистические производственные мощности, найти подходящих людей, назначить руководителя, который будет заниматься только этим направлением и многое другое. На данный момент мне пока тяжело выделить на это время ввиду того, что на основном производстве я занят решением наших производственных и творческих задач ежедневно по 12 часов в сутки и практически без выходных.
При этом недавно у вас была довольно интересная коллаборация со швейцарским брендом Louis Erard, и недавно была анонсирована ещё одна «секретная» коллаборация уже с российским брендом, детали которой пока не освящаются. Какие задачи решают для Вашей мануфактуры подобные проекты?
Наша компания уже давно является международной, так как у нас большая доля рынка приходится на зарубежных покупателей. Потому любая популяризация за границей, безусловно, очень важна для нашего развития. Данная коллаборация - это хорошая маркетинговая история, созданная с целью частично удовлетворить запросы наших зарубежных покупателей.
В этом году мануфактура «Константин Чайкин» в четвертый раз примет участие в международном благотворительном аукционе OnlyWatch-2023. В этом году для данного мероприятия Вы представили модель «Звездочет» (Stargazer). На данный момент это самые сложные наручные часы, созданные на Вашей мануфактуре.
Что для российской мануфактуры «Константин Чайкин» даёт участие в данном благотворительном аукционе?
Участие в данном мероприятии для российского бренда, особенно в текущих условиях, мне кажется очень важным по ряду причин.
Во-первых, это возможности внести свой вклад в процесс исследования и лечения такой серьёзной неизлечимой болезни, как мышечная дистрофия Дюшенна. Для нас личный вклад в этот процесс, безусловно, очень важен в первую очередь!
Во-вторых, данное мероприятие предоставляет нашему предприятию отличный шанс продемонстрировать в полной мере наш технический потенциал, представив что-то новое, необычное и уникальное среди плеяды очень значимых и всемирно известных часовых брендов. Кроме того, немаловажным аспектом является и оценка, условно говоря, стоимости нашего бренда за счёт продаж на данном аукционе.
Что касается модели «Звездочет», то необходимо отметить, что к этому проекту мы очень долго готовились и целенаправленно шли к его успешной реализации. В принципе же можно было осуществить куда более простой проект с наименьшими трудозатратами. Например, представить всеми любимого Джокера в другом цветовом решении и передать его на аукцион. Но я сознательно в этом году принял определённый вызов и добился того, что наши часы на грядущем аукционе будут самыми сложными как с технической точки зрения, так и с точки зрения количества функций. И я считаю, что сейчас очень важно показать, что мы в России не просто можем создавать какие-то неплохие вещи, а можем делать лучше и сложнее, чем представители других стран. Поэтому участие в грядущем аукционе я оцениваю как свой личный культурный вклад в область высокого часового искусства.
Из чего состоит день Константина Чайкина?
Всё достаточно тривиально. То есть утром подъём в 8 часов, 3 чашки кофе и в 8.45 я уже на рабочем месте. За 20 лет я ни разу не опоздал на работу. Дисциплина на часовом предприятии - свойство архиважное, потому что если нет дисциплины, то довольно быстро всё начнёт разваливаться.
В 10 часов совещание с руководителями подразделений. Далее работа с конструкторами, сборка и проверка готовых часов и производимых деталей, а также решение различного рода управленческих и технических задач.
В 6 часов рабочий день на предприятии завершается. Все расходятся, и дальше, соответственно, уже можно немножко выдохнуть и посвятить время творчеству. Стараюсь рисовать какие-то новые эскизы, искать новую информацию, заниматься патентованием и прочими делами.
У вас количество патентов, кстати, прибавилось?
Ну потихонечку прибавляется. Сейчас мы обладаем 91 патентом. И ещё 3 в процессе оформления. Итого 94. Думаю, в обозримом будущем доберемся до сотни.
Есть ли у Константина Чайкина личная коллекция часов?
Да, у меня была личная коллекция старинных карманных часов. В 2000 году я начал очень увлекаться часами, открыл свой маленький бизнес и вот потихонечку там накопилось разных экземпляров. Коллекция просуществовала, по-моему, до 2005 года, а потом она растворилась, превратилась в деньги, на которые впоследствии было куплено часовое оборудование. На данный момент, если не считать часов собственного производства, в моем сете есть одна Omega Speedmaster Professional. Она в своё время была приобретена для производства различных технических испытаний с нашими космическими часами. Собственно, всё. Часы каких-то других брендов я не коллекционирую. Да и в принципе никакого интереса у меня к ним нет.
Какие одни часы Вы бы взяли с собой на необитаемый остров?
Очевидно, какая-то практичная должна быть штука. Ну, может быть, «Путник» тот же самый. Почему бы и нет.
Миссия бренда Константин Чайкин? Есть ли у Вашего предприятия какая-то глобальная цель и в чем она заключается?
Ну, первостепенная цель заключалась, пожалуй, в том, чтобы делать то, что не делает никто! Делать уникальные необычные вещи! Эта цель нашей компании сформировалась еще в 2005 году.
Сейчас миссия уже, наверное, более глобальная. Она немножко пафосная и выглядит следующим образом: ставить себе недостижимые цели, особенно в рамках нормального, среднестатистического человека. Это моя цель, которую я пытаюсь транслировать на наших сотрудников. В том или ином виде, но мне кажется, что мы уверенно к этому идём.
Друзья, огромное спасибо, что дочитали. Поддержите наш канал своим лайком и подпиской. Это помогает продвигать канал и делать более интересный контент для Вас.
Еще больше интересного контента Вы найдете в нашем телеграм-канале.
Беседовали: Гаррис, Макс Кулинцов, Артур Костанов, Стас Губарев