Опытный священник русской православной церкви, имеющий множество церковных наград, уважение людей и представителей госструктур создал нужный людям сервис духовной помощи в решении жизненных проблем на коммерческой основе.
В духовном плане священник, с Божьей помощью, помогал людям решать их реальные проблемы.
В экономическом плане, он создал целую финансово-маркетинговую структуру (с достаточно большим оборотом) с использованием современных веб технологий, которая показала свою эффективность.
Люди его очень любили и любят, многим помогал и помогает священник. Люди за него горой. Поддерживают.
В 2018 году церковное начальство узнало (или обратило внимание, ибо он занимался этим с 2004 года) на такие действия священника. Он был запрещен в служении в том же году, а в 2019 году лишен сана. В поддержку его ушел из церкви и старший сын священника, тоже священник.
О том, что стало потом с этими священниками – в конце статьи.
Вопрос, который у меня возник, узнав обо всем этом: кто этот священник – мошенник или человек, нарушивший правила церкви, как организации?
У меня возник третий вариант ответа на этот вопрос. Он будет назван ниже. Пока позволю себе, осветить немного ситуацию и рассказать об этом неординарном священнике.
Если захотите поделиться своим мнением – пишите в комментариях.
Священник Владимир Головин.
Владимир Валентинович Головин родился в сентябре 1961 года в Ульяновске, на родине Ленина, ранее именовавшийся Симбирском. Владимир с детства интересовался религией (тогда, в советское время, она была не в фаворе), молитвами. Поэтому, после школы поступил в духовную семинарию. Бог вел?
Уже в 1988 году Владимир Головин стал настоятелем Свято –Авраамиевской церкви в городе Куйбышев (ныне – Болгар).
Проповедник Владимир Головин
В 2003 году отец Владимир, по благословению архиепископа Казанского и Татарстанского, стал проповедником. Владыка не просто так благословил протоиерея Владимира. Тот пользовался авторитетом у людей, имел выраженный лидерский потенциал.
Отец Владимир оправдал благословение. Люди слушали его проповеди, он стал очень популярным. Но его методы были встречены в штыки некоторыми представителями РПЦ, как консервативной организации.
Отец Владимир, уже в то время, активно использовал веб технологии в проповедях: соцсети, интернет, сайт. Современный инновационный батюшка. Разве это плохо?
Например, на сайте своего прихода, отец Владимир выложил тексты церковных служб, чтобы люди могли ознакомиться и знать их, расписание и объяснение обрядов, список платных экскурсий. То есть просвещал людей посредством информирования с использованием интернет технологий и предлагал им сервисы (в то время обряды и экскурсии). Молодец?
Духовный сервис священника Владимира Головина
С 2004 года отец Владимир стал предлагать людям духовное решение их проблем – «молитву по соглашению». По мнению священника это вид древней соборной христианской молитвы и уверенно заявлял, что благодаря ей люди решают жизненные проблемы.
Он напомнил людям главное правило молитвы, данное Христом в евангелии от Марка:
«Все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, - и будет вам» (Мк.11:24)».
А ведь так и есть? Мы часто боимся у Бога просить то, что действительно хотим. Или просим, но не верим сердцем своим, что Бог нам это даст, потому что (перечень личных причин и ограничений может быть огромен: я недостоин, я плохой, я сволочь и т.д.).
А Христос говорит прямо (а отец Владимир напоминает): «Просите и дано будет вам».
Соборная молитва или «молитва по соглашению» - когда люди могут записаться через сайт на эту молитву и творить ее в любой точке мира в тот момент, когда она будет совершаться отцом Владимиром в Свято-Авраамиевском храме.
Люди записываются в удобное им время (учитывая часовые пояса, если они из других регионов), оплачивают участие и присылают свои имена через почту сайта.
В обозначенное время начинается молитва, молятся все, читают записки за всех подавших. И…у людей происходят изменения с Божьей помощью. При таком формате молитвы в ней могут участвовать в онлайн формате (удаленно) тысячи и сотни тысяч людей.
Стоимость услуги. Минимально была 700 рублей, максимально 31500 рублей за человека. В зависимости от того, сколько акафистов шло в прочтение.
Работала и система скидок, и возможность бесплатного участия в соборной молитве. Но, как и в каждой коммерческой политике организации, надо было доказать, что вы попадаете под ту или иную акцию или систему скидок по тем основаниям, которые они предполагают: ветеран, инвалид и так далее.
Людей не смущала коммерческая основа всего этого. Молитвы помогали. Деньги платить? Лучше заплатить и обрести решение, чем получить бесплатно иллюзию надежды. Многие люди в глубине души своей не любят халяву, готовы заплатить, зная, что «бесплатный сыр только в мышеловке».
Священник, к чести его, не обманывал молитвенников. Все по графику, все четко и честно. Деньги не вымогал, прайс не повышал. Этакий предприниматель западного образца: открыто. четко, точно, обязательно, ответственно.
Церковному начальству такая деятельность отца Владимира не нравилась. Было представление о всем этом, как о чем-то приземленном, мещанском. Мол, церковь – она про духовные вещи, небесные, святые, а не про исполнение человеческих желаний.
Но отец Владимир так не считал исходя из 2 вещей:
1. Примеров Евангелия.
В Земной Жизни Христа к Нему приходили люди с земными проблемами: слепые, прокаженные, нищие, изгои, блудники, воины. И просили о земных вещах: здоровье, исцелении, возвращении в жизнь. Что делал Христос: брал и помогал.
Когда у человека проблема, он думает, как ее решить. И тот, кто помогает ему в этом и способствует решению – истинен и хорош. А тот, кто подменяет решения словами и надеждами – мошенник. Люди мыслят так, ценя его величество факт и его величество полезный результат, как критерии истинности для себя и оправдания своих затрат.
2. Исходя из личной практики.
Отец Владимир был опытный священник, много общался с людьми. За годы служения он, на своей практике, видел, с какими проблемами люди приходят в церковь. Что они хотят, в чем исповедуются, что реально их волнует.
Никто не приходил с запросом: хочу стать святым, хочу отдать себя в жертву, хочу побороть демонов, чудовищ и страсти, и всю жизнь провести в постоянной борьбе с собой.
Но к Богу и в церковь шли с запросами: сохранить семью, помочь сыну, дочери, найти работу по душе и так далее.
Можно, конечно, сказать: церковь этим не занимается. Мы готовим святых, мучеников и жертв. Но отец Владимир так не считал. Он хотел помочь, он находил молитвы, обряды, формировал сервисы, информировал и реализовывал все это. Честно и ответственно.
Поэтому, я не могу назвать его мошенником. Но предпринимателем, честным и ответственным. И священником, неравнодушным к чаяниям людей. Но это мое мнение.
Отца Владимира в церкви терпели, но потом запретили в служении и лишили сана.
Отец Владимир популярный блогер.
С развитием платформы Ютуб, отец Владимир стал на ней еще и популярным видеоблогером. Вел и ведет он и свою страничку в сети ВКонтакте.
К отцу Владимиру стали обращаться люди не только с России, но и со всего мира: бывших союзных республик, США, Италии, Испании, Франции. Популярность его росла.
Значит, его деятельность была востребована и давала результаты?
Критика церковью деятельности протоиерея Владимира Головина
«Складывается впечатление, что результативность молитвы ставится в зависимость от количества молящихся, синхронизации молитв с центром в городе Болгаре и от внесения определённой платы. За дополнительную плату обещается «усиление молитвы», выражающееся в том, что заказанное имя будет помянуто некими людьми в неких известных храмах и монастырях» - так посчитали в епархии, в которой служил отец Владимир.
Но, мне кажется, что его просто не так поняли.
Отец Владимир не занимался стяжательством и не ставил свой карман во главу угла. Помните, как у Бориса Березовского: где вы видели настоящего предпринимателя, который любил бы деньги? Предприниматель -тот, кто умеет их зарабатывать и ими распоряжаться, а не строить из них культ.
То же можно отнести и к отцу Владимиру.
Часть денежных средств шло на содержание храма, часть на необходимые (и немалые) епархиальные взносы вверх, благочинному, часть на приюты, часть на техническое обслуживание сервисов, и часть как доход священника. Система приходов и расходов. Все четко, как в бизнесе. Бухгалтерия, P&L анализ. Велся финансовый учет всех хозяйственно – административных операций.
Почему отец Владимир не предложил РПЦ «крышевать» его?
Он, как думается, мог бы отдавать часть средств благочинному (долю) и не имел бы проблем. Может быть он так и делал – не знаю, а потом перестал или с него стали требовать больше, не выгодно ему.
Но, может быть, и скорее всего, причина в другом. Церкви не надо «крышевать» предпринимателей священников. У нее есть государственные меценаты, поддерживающие ее финансово. Государство более надежный меценат, чем крауд файндинг.
Церковь не является коммерческой организацией и если станет «крышевать» такое, то потеряет репутацию в обществе.
Отец Владимир Головин предложил еще один важный сервис.
Сервис исцеления от болезней. Это уже не онлайн сервис.
Для того, чтобы воспользоваться им надо было приехать в Болгар, в Свято-Авраамиевский храм, и поучаствовать в специальном обряде, с использованием елея, молитв и специального одеяния с вырезами на нужных местах.
Эта услуга тоже имела свою стоимость. Оплатить можно было онлайн, заранее, или в день приезда. Услуга была популярна среди людей, приезжало много народа, не только из России.
Для жителей Болгара эта услуга была бесплатной, для жителей других регионов мира – платной.
Отец Владимир считал, что исповедь, причастие, елеопомазание являются методами общего лечения и относился к ним как к средствам помощи людям, средствам решения их реальных проблем.
В этом он тоже встречал непонимание со стороны церковного начальства, которые относились и относятся к этим вещам, как к Святым Таинствам, а не как к коммерческим услугам. Через Таинства, и в них, действует Бог, а не "профессионал священник".
Надо жить духовной жизнью: молиться, поститься, посещать церковь, ее Таинства на системной основе - считает церковь - и тогда все уладится Богом.
Шоковое влияние отца Владимира.
Еще один из методов влияния священника Владимира Головина на аудиторию – шоковый.
Но отец Владимир не учил и не шокировал так, как это делали, например, священники Ткачев и Смирнов.
Ткачев учит милитаристскому христианству: женщину надо переламывать через колено, держать в черном теле. Получается, что женщина не христианка, по Ткачеву (да, и Смирнову), а этакая крепостная крестьянка под деспотом мужем, который должен кормить, воспитывать и наказывать.
Головин говорит иное: от женщины зависит сохранение семьи. Поэтому, женщина должна понимать мужа, интересоваться его увлечениями, быть интересной ему.
Например, муж смотрит порнографию (журнал или видео). Как отнестись? Безразлично? А через некоторое время узнаешь, что муж тебе изменяет.
Истерично и с осуждением? Но причина останется не понятой (почему мужа потянуло в мир порнографии, что не удовлетворяет его), и это вызовет лишь раздражение мужчины: Господи, с кем я живу? С истеричкой и манипуляторшей?.
Что советует священник Владимир Головин, чтобы сохранить семью женщине:
Видишь, что муж смотрит порно? Сядь рядом, посмотри вместе с ним, изучи, что ему нравится, в чем его потребности и предпочтения, обучись этому, и воплотите их вместе. И ваша семья укрепится. Это очень по - христиански, это глубокое понимание мужа.
Чувствуете разницу подхода Головина и Ткачева со Смирновым? И ведь работает «головинский метод»! Он учит людей понимать друг друга, чутче относится друг к другу, а не ломать других под себя. Христианин? На мой взгляд - да.
Другой пример: про трусы.
Приходит на беседу замужняя молодая женщина к отцу Владимиру. Он слушает ее, а потом задает шоковый неожиданный вопрос:
«Какого цвета на тебе трусы?».
Женщина в растерянности: сейчас либо показать попросит, либо вообще снять. Смущается.
Но священник объясняет: мне не цвет и не форма важны. Да, и вообще я женатый человек, счастливый в браке. Удобны или красивы они?
Женщина отвечает: «удобны»
Священник ей: «а надо, чтобы были красивы и мужу нравились».
Странный подход священника? - можно подумать.
Так ведь девушка до этого исповедовалась в том, что у нее с мужем не лады и она не знает, что делать. Вот ей священник и подсказал, что делать: подумай о муже, узнай его лучше, предложи ему на себе то, что ему нравится. Перестань быть эгоисткой! Христианка не эгоистка. Она о родном думает, о муже. Каков полет, а !
Сам Головин женат давно, одним браком, счастлив. Но он сам создал это счастье в семье тем, что стал выяснять, что любит его жена во всех вопросах жизни и быта. И старался все это применять.
Такой подход священник считает христианским: забота, неравнодушие о близких. Когда человек поступает так к другому родному человеку, то и Бог помогает. Не надо высоких космических материй, не заблудись в космических абстракциях. Лучше сделай это, простое, Бога и родного человека ради. И Бог подаст. Щедро подаст.
Но такие советы, которые священник пропагандировал не только в своем храме, но и через интернет, церковь не поддерживала. Самоуправство священника. И не надо прикрывать это церковью. Так считает Головин, а не святая церковь.
Лишение сана.
В августе 2018 года Чистопольское епархиальное управление выпустило заявление, в котором осудило деятельность священника Владимира Головина. Архиереи обвинили отца Владимира в создании сетевой финансовой структуры, работа которой вводит в заблуждение прихожан и идёт вразрез с традициями и канонами православной церкви.
В сентябре Головину на три месяца запретили служение, а епархия потребовала от священника покаяться и отказаться от деятельности, «вносящей соблазн в жизнь церкви».
Но священник не покаялся и не отказался. В 2019 году был лишен сана.
Его двоюродного брата, тоже священника, отца Георгия, перевели служить из храма в хорошем месте в какую-то тьму таракань.
Жену священника отца Владимира Ирину попросили из хора храма (она пела на клиросе). Фактически, тоже убрали.
В поддержку священника Владимира Головина выступили многие люди, из разных стран, в том числе и через интернет сообщества. Любили его люди.
В знак протеста священство покинул, по своему прошению, сын отца Владимира - Анастасий.
Что стало потом со священником Владимиром Головиным и его сыном?
Доход через его структуру шел немалый. Деньги были. Он купил «скит Воскресения Христова" в селе Балымеры, в 18 км от Болгара, с часовней и гостиницей, и оборудовал его.
Была ведь у Евгения Пригожина частная военная компания (ЧВК) "Вагнер"? Ну, а почему нельзя приобрести в России частный православный скит (ЧПС "Воскресение Христово")?
Владимир Головин ведет популярный блог на Ютубе, ведет страничку в соцсетях, создал сайт «скита» и проводит те же молебны и службы, организует экскурсии.
Хотя его и лишили сана официально, но люди доверяют ему, идут к нему и называют его «отцом Владимиром». Можно лишить сана, нельзя лишить Бога, если человек продолжает любить Его.
Кстати, Владимир Головин с супругой посещают старую церковь как миряне. Они не чинили никаких препон новому настоятелю, направленному из РПЦ. а, напротив, поддержали его перед приходом. То есть поступили, не как обиженные, а как истинные христиане: по доброму, без отместки.
Сын отца Владимира, Анастасий, стал концертным директором артистов Антона и Виктории Макарских, и помогает отцу по «скиту».
Послесловие, или в чем причина такого явления?
Официальная церковь поддерживается государством и поддерживает государство. Можно, в экономических терминах, сказать, что она (как хозяйственный субъект) работает в сегменте: B2G.
Люди, частные клиенты, сегмент B2C, вероятно, брошен. Им предлагают решение в виде "церковного образа жизни". Это хороший образ жизни, но он требует большого постоянства и многих ограничений. Возможно, не всем подходит. Никого не волнуют реальные духовно-бытовые нужды людей. Они, частные лица, сами в себе. А проблем современная жизнь подбрасывает немало.
Люди не хотят опиума или анестезии, ожидание благ в будущем, жизни в надежде, с непонятной вероятностью исполнения. Люди хотят Божьей помощи и решений своих болей и проблем, когда они актуальны.
Такие священники, как отец Владимир Головин предлагают им это. Не высокие материи, святость и прочее, а Божественное участие в решении их жизненных проблем. Как показывает практика священника Головина, именно это больше волнует людей, это ближе им, на это есть спрос.
Помогают ли молитвы и обряды отца Владимира? По всей видимости, да. Если бы не помогали, то не обращались бы. Отец Владимир вселяет в них веру: «Просите, верьте, что получите, и получите».
За деньги? А что в нашей жизни бесплатно? За большие деньги? За разные. Иногда, и бесплатно. Он никому не навязывает услуг и предлагает варианты. Идет навстречу. Хочет помочь. Бога просит за людей в молитвах.
Так что, скорее всего, он не мошенник, но талантливый предприниматель, живущий по принципу: и себе, и людям, с Богом, а не против Него.
Помните, как в евангелии от Марка?:
«…Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами.
Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо кто не против вас, тот за вас (Мк.9:38-40)
На это и опирался отец Владимир делая все, что делал.
Но все это не соответствует правилам и стандартам официальной церкви. Права она или не права, но у нее есть свои правила и стандарты, как у любой организации. Она посчитала, что священник им не соответствует.
Но, как показывает его опыт – без работы, без людей, без служения он не остался. Значит кому-то (и немалому числу людей) помогает, кому-то очень нужно?
А как считаете Вы?
Хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.