Найти тему
Литературный салон "Авиатор"

Железный генерал

Оглавление

Георгий Пещеров

Мои жизненные принципы: честь, совесть, долг и офицерское благородство.

Шевцов Юрий Матвеевич родился 18 октября 1937 года в городе Махачкале, Республика Дагестан. Отец, Шевцов Матвей Николаевич, 1909 года рождения, по специальности машинист паровоза. Отец прошел Великую отечественную войну, был машинистом бронепоезда, имеет боевые награды, в 1951 году был награжден орденом Ленина. Мать, Шевцова (Бородина) Анна Алексеевна, 1909 года рождения, ставропольская казачка, домохозяйка. Анна Алексеевна родила мужу четверых детей: Виктора в 1935 году, Юрия в 1937 году, Александра в 1940 году и Леонида в 1944 году. Самый младший сын впоследствии пошел по стопам отца, стал машинистом тепловоза.
В 1944 году Юрий пошел в 1 класс школы № 49 в городе Махачкале. Однако из-за болезни (заболел малярией и проболел 6 месяцев), в следующий год снова пошел в 1 класс. Детство, вспоминает Юрий Матвеевич, запомнилось налетами авиации немцев, которые бомбили морские порты и железнодорожные узлы. Также в памяти внимание к нам, детям со стороны солдат зенитчиков, которые угощали нас сахаром и эпизоды из фильмов «Два бойца», «Иван Никулин русский матрос», «Она защищает Родину», «Батальон четверых». Именно эти фильмы формировали в нас любовь к отечеству, что также отразилось и во взрослой жизни. Послевоенное детство было тяжелое, но благодаря трудовой деятельности матери, которая выращивала все продукты на огороде, наша семья выживала. Практически с детства мы с братьями помогали матери на огороде и по уходу за домашними животными.
В процессе учебы в школе в 1953 году Юрий поступает в аэроклуб. Отбор был тщательный, вспоминает Юрий Матвеевич, из 40 человек желающих в аэроклуб поступили 9 человек. За годы учебы в аэроклубе налетал 40 часов на Як-18.
В 1955 поступил в 151 военное авиационное училище летчиков в городе Сызрань. За годы учебы освоил самолеты Як11, Як-18, МиГ-15Бис, УТИ МиГ-15 и в 1958 году закончил летное училище с отличием и получил лейтенантские погоны.
В 1960 году продолжил военную службу на должности летчика в авиационном полку Балтийского флота. Именно здесь впервые лейтенант Шевцов Ю.М. встретился с фронтовиками, которые воспитывали молодых летчиков в духе патриотизма и здесь он стал профессионалом своего дела. Командир дивизии, бывший торпедоносец, за годы войны потопил огромное количество кораблей противника. Его заместитель получил звание Героя Советского Союза за авианалеты в Берлин с острова Эзель.
В ноябре 1959 года Шевцов Ю.М.  обзавелся семейными узами с Майей Ивановной. Впоследствии Майя Ивановна родила мужу двоих сыновей: Игоря в 1961 году и Тимура в 1966 году. Игорь после окончания училища летчиков гражданской авиации летал в Липецком авиационном отряде и с 1989 года  продолжает трудовую деятельность в Аэрофлоте. В настоящее время Игорь ведущий пилот-инструктор авиакомпании и летает на самолетах А-330, А-319, А-320 и др. Внук Артем пошел по стопам отца, он - командир воздушного судна А-320.
В 1967 году Юрий Михайлович заочно заканчивает Черниговское высшее военное авиационное училище летчиков имени Ленинского комсомола.
В 1968 году судьба забрасывает Юрия Михайловича в ВУЗовскую систему, где он проходит должности летчика-инструктора, командира звена, заместителя командира авиационной эскадрильи Черниговского военного авиационного училища летчиков. Юрий Михайлович лично подготовил 48 летчиков. Был включен в состав группы по перегонке самолетов, с соответствующим допуском при минимуме погоды 100х1. На самолете Л-29 был включен в пилотажную группу, где впоследствии становится командиром пилотажной группы. В 1966 году на всесоюзных соревнованиях Юрий Михайлович получает звание мастера спорта СССР по самолетному спорту. В авиационном полку Юрий Михайлович пользовался огромным авторитетом среди сослуживцев и уважением командира полка. В 1968 году после формирования института политработников Юрий Михайлович был назначен замполитом эскадрильи и направлен для дальнейшего обучения в Военно-политическую академию имени В.И.Ленина.
В 1972 году Юрий Михайлович заканчивает Военно-политическую академию имени В.И.Ленина с дипломом с отличием.
С августа 1972 года по март 1976 год Юрий Михайлович на должности заместителя командира авиационного полка по политической части Ейского высшего военного авиационного училища летчиков. Он вплотную занимался формированием полка 4-х эскадрильского состава. Летчики-инструкторы лейтенанты, командиры звеньев – старшие лейтенанты, командиры эскадрильи - капитаны и необходимо было воспитывать вверенный личный состав и  лучших выдвигать в командиры. Интенсивные полеты, когда практически 4 года массированной учебной летной подготовки. Много летал, вспоминает Юрий Матвеевич, учил Тимура Апакидзе, который впоследствии на современных самолетах первым освоил палубу крейсера «Адмирал Кузнецов», стал Героем России. В полку летных и наземных происшествий не было и как лучший замполит полка, в декабре 1975 года Юрий Матвеевич был избран делегатом ХХV съезда КПСС.
В марте 1976 года – Юрий Матвеевич назначается начальником политотдела Качинского высшего военного авиационного училища летчиков. Ситуация была сложная, вспоминает Юрий Матвеевич, 7 полков, река Аксай ежегодно выходила из берегов и затопляла дороги, создавая проблему привоза горючего, поскольку на летный день полку МиГ-21 нужен 80 тонн керосина. Неимоверными усилиями проложили трубопровод через реку Аксай и решили проблему. В 1977 году при налете в 73 тысячи часов училище выполнило учебно-боевые задачи без летных происшествий и было награждено переходящим Красным Знаменем ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Впоследствии Юрий Матвеевич образовал музей училища и организовал и провел 70-летний юбилей училища. Училище было объявлено лучшим в Министерстве Обороны, при этом в 1978 году повторно подтвердили достигнутый уровень.
В ноябре 1980 года Юрий Матвеевич назначается на должность первого заместителя начальника политотдела ВВС Московского военного округа, в январе 1984 года  становится первым заместителем начальника политотдела 16 Воздушной Армии в ГСВГ.
В 1986 году Юрий Матвеевич назначается на должность члена Военного Совета 23 Воздушной Армии ВВС Забайкальского Военного округа. Юрий Матвеевич принципиально относился к выполнению своих служебных обязанностей, презирал нечестность и жестко пресекал факты коррупции в войсках. На должности  члена Военного Совета 23 Воздушной Армии ВВС Забайкальского Военного округа он сформировал систему подготовки офицерского состава по ситуационному принципу, где командиры тренировались принимать решение в зависимости от складывающихся обстоятельств. Лично участвовал в подготовке и проведении ЛТУ авиационных эскадрилий и фронтовых КШУ военного округа, в т.ч. с освоением дивизиями театра военных действий на Дальнем Востоке. За успехи в боевой и политической подготовке и воспитательную работу в войсках в октябре 1989 года полковнику Шевцову Ю.М. присваивается очередное воинское звание генерал-майор. Я благодарен, вспоминает Юрий Матвеевич, за взаимодействие руководству Дальневосточного военного округа. Я постоянно находился в войсках, 3 недели в месяц находился в полках и одну неделю в штабе. До каждого офицера были доведены условия, при которых им вовремя присваивались очередные воинские звания и направление в вышестоящие ВУЗы. Основным критерием оценки офицеров был их профессионализм. Помню, один случай, когда в одном отдельном батальоне аэродромно-технического обеспечения начальник штаба дал указание снести стену посредине казармы и во время строительных работ проваливается потолок и погибает солдат. Я заставил начальника штаба лично сопровождать гроб солдата и рассказать родителям причину гибели. Проводил заседание малого военного совета, на котором непосредственным начальником представлялся кандидат для назначения на вышестоящую должность. Это дало свой положительный результат. Когда я получил очередное назначение, перед уходом из округа, мне от имени офицеров штаба округа один полковник высказали свою оценку: Мы вас встретили очень плохо, но провожаем, как генерала, жесткого, требовательного, но справедливого. Я горжусь такой оценкой своего труда. Я всегда помнил слова Петра I, который сказал: Не сметь своего мнения не иметь. И в этом ракурсе, вспоминает Юрий Матвеевич, однажды ко мне на прием заходит вертолетчик, участник боевых действий в Афганистане, командир группы вертолетов по поиску караванов, Герой Советского Союза капитан Майданов Николай. Он в отпуске дал интервью программе «Взгляд», где рассказал всю правду о войне. Кому-то это не понравилось и его назначают на должность командира вертолета и направляют на аэродром в городе Могоча. Я его успокоил, объяснил, как выйти из щепетильной ситуации, поддержал по кадровой линии и впоследствии он поступил в ВВА имени Ю.А.Гагарина. После окончания академии, Майданов был направлен в Чечню, где спас группу десантников, а сам героически погиб. Юрий Матвеевич всегда был на стороне правды и он боролся за справедливое решение любой стоящей проблемы.
В феврале 1990 году генерал-майор Шевцов Ю.М. получает назначение на должность начальника политотдела Военно-воздушной академии имени Ю.А.Гагарина. На Военном Совете, вспоминает Юрий Матвеевич, Главнокомандующий ВВС Шапошников Е.И. обращаясь ко мне заявил: С вашим уходом из 23 Воздушной армии, армия покатилась назад.
В 1995 году генерал-майор Шевцов Ю.М. уходит в отставку. За годы военной службы Юрий Матвеевич награжден орденом «Красной Звезды», орденом «За службу Родине в ВС СССР 3-й ст.» и многочисленными медалями.
Летчик-инструктор 1 класса, человек, обучивший около 200 летчиков и налетавший  более 3200 часов на 7 типах самолетов на гражданском фронте, он, как прежде, верен своим принципам, он служит Отечеству.

Железный генерал (Георгий Пещеров) / Проза.ру

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие рассказы автора на канале:

Пещеров Георгий Иванович | Литературный салон "Авиатор" | Дзен