Найти в Дзене
МИР (Море История Россия)

"Эльпидифоры", да немного не те...

В прошлой статье я рассказывал о паровых шхунах, построенных австрийцами в Триесте. Парадокс, но… да, большая часть Черноморско-Азовского «гражданского» флота была построена за рубежом. Ну, а, правда, где строить? То, что из заводов есть, все военными заказами завалено (а, это выгоднее, чем с жадными торгашами иметь дело). Принцип простой: больше людей работает в производстве материальныхъ ценностей: жить проще, цены ниже. Больше бездельников и надзорных органов… ну, и результат соответствующий. Да, и выгоднее было за рубежом строить (меньше жадных чиновников было, свободы в действиях у судостроительных фирм было больше, налоги ниже). Вот и покупали, в основном, за рубежом. Ладно, это так, лирика.

Я не для того сию статью затеял. Тут прозвучало название «Эльпидифор». Нет, друзья, Азовские шхуны – это не «эльпидифоры». Более того, «Эльпидифор», построенный на НЕМЕЦКОЙ верфи «Howaldtswerke» в Киле был всего ОДИН (и он военным не был). Не нужно мешать в кучу «десантную шхуну типа «Эльпидифор»» которую строили Николаевские верфи с частным торговым пароходом, это разные вещи. Они и выглядели немного по-разному. Но обо всем по порядку. (Называю вещи современными терминами, для понятности, ибо не всякий сразу поймет, что «красный товар»- это мануфактура, красивая ткань).

О происхождении богатства Елпидифора Парамонова слагали легенды. По одной из них, он нашел в степи разбойничий клад, на том и поднялся. По другой – якобы сам с кистенем в руках отбирал у земляков зерно. Говорили и то, что свою мельницу он выиграл в карты у купца Посохова… О его благотворительности судачили: «Грехи замаливает!» Но это все злые языки.

Да, начинал «казак» Елпедифор (именно так пишется его имя в церковной книге) Трофимович Парамонов с торговли мануфактурой в родной станице (по памяти Нижне-Чирская). Изначальный капитал был собран со сдачи в аренду «своей» земли «не казакам». Аренду брал зерном, сбывал его в Ростов («Русский Чикаго») там брал турецкие ткани… (в общем, схема очень старая). Он принял купеческую присягу (была и такая) в 1860 году, а в общество вступил в 1863 году. Торговал красным товаром и имел 2000 рублей состояние. Размеры его торговли сохранялись на одном уровне примерно 20 лет. Потом он «вырос» из этого бизнеса. Вскоре он решил расширяться и, когда его дело охватило всю станицу, он переехал в Ростов-на-Дону.

Его первым приобретением стала вальцовая мельница грека-купца Маргалаки, на углу Береговой улицы и Посоховского переулка (сейчас он носит название переулок 7-го февраля). Зерно (поначалу) он вез из родной станицы, молол, продавал, покупал товар, вез в другие станицы, там менял… (ну, думаю, схема понятна)

Первая мельница купца сгорела, из-за чего на время подскочили цены на хлеб во всем Ростове. В книге С.Д. Швецова «В старом Ростове» описывается эта ситуация: мукомолы и булочники как один подняли цены из-за внезапного дефицита, а сам Парамонов не переживал – все имущество у него было застраховано.

Очень скоро он построил новую мельницу, которая перерабатывала до 25 тыс. пудов (400 тонн) зерна в сутки. (опять же, злые языки говорили, что поджег он ее сам). Оборудование он купил уже импортное.

В Ростове-на-Дону Парамонов скупает высококачественное зерно, перемалывает его и продёт московскими коллегами, заключая многотысячные сделки. Мука расходилась по суше и по морю в Москву, Петербург, Ригу, в Поти и Батум, черноморскую Турцию, и, частично и в Среднюю Азию. Парамоновская мука зарабатывает золотую медаль на сельскохозяйственной выставке в Париже.

В семье у них было четверо детей: Петр и Николай, которые активно участвовали, а затем и продолжили дело отца, а также дочери Любовь и Агния. В 1894 году Парамонов покупает дом на современной улице Суворова, который сегодня занят управлением Госнаркоконтроля.

-2
-3
-4
-5
Парамоновские склады.
Парамоновские склады.

Парамоновские склады — комплекс складских сооружений XIX века в Ростове-на-Дону. Расположены на берегу Дона, между проспектом Соколова и Университетским переулком (кстати, памятник федерального значения).

Он легко зарабатывал, но и легко тратил. Елпидифор Трофимович Парамонов, не получивший достойного образования, но располагая большими средствами и осознавая свой гражданский долг, неустанно интересовался и способствовал своими трудами прогрессивному развитию образования и просвещения на Дону. Из его послужного списка в должности председателя Ростовского-на-Дону Биржевого комитета видно, что Елпидифор Трофимович принимал участие в различных попечительских советах и комитетах учебных учреждений.

Деньги открывали перед ним многие двери. В 1884 г. он был назначен Войсковым Наказным атаманом почетным членом Попечительского Совета Новочеркасского Атаманского технического училища. Деятельность Парамонова на этом посту была продуктивна. За свою усердную деятельность на данном поприще 7 ноября 1896 г. он был награжден золотой медалью для ношения на груди на Станиславской ленте, а в мая 1900 г. - золотой медалью для ношения на шее на Владимирской ленте от министерства Народного просвещения.

Потом, бизнес вышел на новый виток: зачем платить перезозчику, если можно купить себе флот, и самому возить зерно в Турцию и в столицу, закупая там обратный товар. И у компании «Парамонов и сыновья» появляется свой флот.

Транспорт купленного фирмой зерна обходился довольно дорого. Для того чтобы его удешевить, Е. Т. Парамонов в 1884 г., при некоторой помощи итальянского купца-миллионера Вальяно, приобрел за границей пароход, а на местных верфях в Калаче заказал шесть деревянных барж. Все это обошлось в 150 тысяч рублей, но собственные суда обеспечили более дешевую перевозку зерна в Турцию и даже в Италию.

9 сентября 1894 г. Елпидифор Трофимович был избран в состав Комитета мореходных классов имени графа П.Е. Коцебу, открытых в городе ещё в 1876 г. Вместе с другими представителями комитета, Е.Т. Парамонов добился разрешение у министерства финансов открыть при училище дальнего плавания приготовительную мореходную школу.

А 27 июня 1902 г. Ростовская-на-Дону Городская дума избрала Елпидифора Трофимовича в члены попечительского комитета Ростовского-на-Дону мореходного училища дальнего плавания. Условия службы на «парамоновских» пароходах были на порядок лучше, чем, например, у «греков», и он отбирал лучшие кадры. С топливом тоже проблем не было.

В 1905 г. фирма приобрела угольные шахты около г. Александровск-Грушевский. Первые годы они давали по три миллиона пудов угля, но, улучшенные оборудованием из Германии, с каждым годом стали давать все больше, и скоро грушевский антрацит с рудников Парамонова начал расходиться по всей России. Только одна шахта «Елпидифор», законченная постройкой в 1913 году, давала 40 миллионов пудов в год.

-7
-8

«Флагманом» «парамоновской» флотилии, действительно был «Элпидифор», построенный в Германии. Цитирую:

Паровая шхуна «Эльпидифор»

В 1916 году приписана в п. Ростов – на - Дону № 1265

Судовладелец Торгово- Промышленное товарищество «Е.Т. Парамонова и сыновья»

Построена 1905 году в г. Киль на заводе Ховальда

Позывной сигнал ( М.Т.Е.Ж. )

Корпус стальной, ординарный

Размеры 210,00 х 33,80 х 10,35 английских футов

Вместимость полная 671,85 брт

Чистая 393,04 нрт

Осадка без груза 5 1\2 футов

Осадка в полном грузу 9 1\2 футов

Двигатель – две вертикальные паровые машины тройного расширения с приводом на два винта

Мощность 600 индикаторных сил

Скорость 10 миль в час

Грузоподъемность 55000 пудов».

Это была именно зерновозная шхуна, особенностью которой была ее осадка и посадка. (Об этом мы уже писали), за счет своих характеристик она могла и к необорудованному берегу подойти, и по морю хорошие показатели давала.

В 1908 году купец приобрел суда Волго-Донскго Пароходного общества, которое стояло на грани разорения. В 1908 г. Т.Д. Елпидифор Парамонов и сыновья приобрел от этого общества все донские суда. Вот еще один корабль флотилии Парамонова:

«Паровая трехмачтовая шхуна «Принцип»

В 1916 году приписана в п. Ростов – на - Дону № 1158

Судовладелец Торгово – Промышленное товарищество «Е.Т. Парамонова и сыновья»

Построена 1897 году в г. Триест на техн. стр. заводе

Позывной сигнал ( З.Л.В.С. )

Корпус железный двойной с переборками

Размеры 210,00 х 31,00 х 11,05 английских футов

Вместимость полная 687,15 брт

Чистая 445,42 нрт

Осадка без груза 5 футов

Осадка в полном грузу 9 футов

Двигатель – две вертикальные паровые машины двойного расширения с приводом на два винта

Мощность 460 индикаторных сил

Скорость 8 1\2 миль в час

Грузоподъемность 40000 пудов»

Паровая шхуна «Дунай»

В 1916 году приписана в п. Ростов – на - Дону № 1317

Судовладелец Торгово – Промышленное товарищество «Е.Т. Парамонова и сыновья»

Построена 1910 году в г. Буда-Пешт на заводе Никольсона

Позывной сигнал ( М.Т.Б.Г. )

Корпус стальной, ординарный

Размеры 201,10 х 33,20 х 11,15 английских футов

Вместимость полная 714,88 брт

Чистая 592,31 нрт

Осадка без груза 5 футов

Осадка в полном грузу 9 футов

Двигатель – две вертикальные паровые машины двойного расширения с приводом на два винта

Мощность 350 индикаторных сил

Скорость 9 миль в час

Грузоподъемность 55000 пудов

Подкосила Парамонова-отца революция 1905 года (а, больше подкосили события последовавшие после оной). Умер он от «апоплексического удара» прямо на бирже в 1909 году. Но дело его продолжили сыновья. Николай, к примеру, занялся добычей угля. (но это отдельная история). Делом Петра Елпидифоровича было управление зерновыми ссыпками, мельницей, пароходством и банком.

Во время Гражданской войны коммерческая деятельность Т.Д. Парамоновых протекала в границах Всевеликого Войска Донского с таким же широким размахом, как и раньше. Осенью 1918 г. фирма приняла участие в основании Донского Угольного Синдиката и в учреждении Юго-Восточного Промышленного банка. В марте 1919 г. получена концессия на постройку свеклосахарных заводов, под которые в Сальских степях отводилось 35 тыс. десятин.

А, потом… потом пришлось эмигрировать. Шхуны тоже ушли за рубеж. За рубежом прежнего размаха уже не вышло.

Но самым крупным «шхуновладельцем» был грек Феофани (но о нем в следущий раз)