89 глава. Бытие Иова.
Для меня Книга Иова, даже если её написал на самом деле не Моисей, всё равно воспринимается как венец совершенства передачи Слова Божия человеческим языком во всей трудной постижимости Духа Божия. Кто бы её не написал, как по мне, так её написал ближайший друг Святого Духа. Она вся им пропитана, пронизана, источает благоухание и наполнена дыханием Троицы. В этой Книге передано истинное доступное человеку понимание Бога и отношений человека с Ним. Конечно, у каждого свои представления. Мой Бог – это мой Бог, но ведь с кем-то сверяться надо. Я буду свои представления и своё понимание Бога сверять со Словами Бога, с мыслями и чувствованиям Иова. Иов был до появления Слов Человека Иисуса Христа, сказанных Им во время Его служения, которые дошли до нас записанными в текстах Евангелий. Поэтому слова Иова буду воспринимать вкупе со Словами Христа.
Первое слово в этой книге «был». «Был человек в земле Уц». Был. Не жил, а был. У него было бытие, а не житие. Есть разница? Бытие есть сосуществование с Сущим под Его началом и в сотрудничестве с Ним. Бытие – естественные отношения твари с Творцом и с сотворённым Им миром. Как младенца с матерью и отцом и с окружающим его миром. Он принимает всё и всех такими какие они есть по немощи своей. Житие – жить так, как получается по собственным представлениям, пытаясь мир «прогнуть под себя», оправдываясь тем, что такова жизнь. Это позиция «мудрецов», свято уверовавших, что только они знают как надо усовершенствовать этот мир и как надо всем жить. Именно про таких младенцев и мудрецов говорит Христос: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение». Бытие настолько выше, шире, глубже, тоньше и гармоничней жития, насколько Бог больше человека. Иов так же был ещё и в том смысле, что после него таких не было. Но самое замечательное, что такой человек в истории богочеловеческих отношений всё же был и нам стало известно отношение Бога к его житию, которое оказалось бытием, несмотря на то, что он был не Бог, не Ангел во плоти, не пророк, помазанный Господом, а человек, согласно второму слову в этой Книге.
«Имя его Иов». Имя Иов переводится с еврейского на русский, как «преследуемый», «гонимый», «враг». Тех скорбей и испытаний, которые довелось вытерпеть до конца невиновному ничем перед Богом Иову, как на Руси говорят, врагу не пожелаешь. Судя по себе, когда я за грехи или по собственной глупости получал так или иначе «по морде», мне было вытерпеть «блага мордобития» несравненно легче, чем в том случае, когда я не понимал за что и, главное, зачем. Но в моём случае, когда я не понимаю за что, это совсем не значит, что не за что, и я это понимаю, и такое допущение упрощает жизнь. А вот в случае с Иовом, когда я знаю, что все «радости» он точно получил «задаром» или «за здорово живёшь», мне принять это страшно трудно. Сам-то Иов, возможно, считал как и я, мол, не знаю за что от глупой юности сердца «потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его», а вот сейчас мне «пожирая смысл и поглощая мудрость» слов этой Книги, жутко и кошмарно делается на душе и в «уму», ибо вопрошание Авраама к Богу «не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя!» по сути Господом оставлено без ответа. Всё может быть. «Невозможное человеку возможно Богу». Итак, со значением имени «Иов» как «Враг», понятно - Иов получил по полной, как враг и предатель, не вкусив только что разве смертной казни. Второе значение имени Иова «гонимый» или что то же самое, на мой взгляд, что и «преследуемый» - проще и понятней. Иов испытал гонения, полагающиеся врагу, которого приказано взять живым. То есть имя «Иов» означает в переводе на русский всё вместе и сразу «гонимый преследованиями враг». Трудно принять то, что враг-то он «понарошку» и на небе, и на земле, как бы по сценарию для кино, где сплошь выдумка, обман и лицемерие, в которых Иов - как бы враг, а вот испытания-то он получил реальные совсем «без брешешь» как настоящий враг. Также важно на мой взгляд то, что Иова пытали и испытывали, не говоря, не объясняя ему, кто и что хочет от него. Как можно добровольно назвать сына или самому принять имя Иов? То то же!
Но вот про Иова далее записано «и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла». Вот такова духовная характеристика его личности, данная Богом. Для человека не верующего принято праздновать день его рождения, как главный праздник, главную радость в его жизни. А для верующего человека настоящий праздник – это день смерти, как день преставления перед Всевышним, день встречи с Ним. Нам грешникам, конечно, мягко говоря, страшновато будет. А вот тому, кто непорочно и справедливо уклонялся от зла, имея страх Божий, тому, казалось бы, бояться нечего, ибо куда уж святее, совершеннее и милосерднее. Но история Иова… Сегодня, 08 октября 2023 года, в храме после литургии, причастия и проповеди праздновали день преставления Сергия Радонежского. Но мне показалось, как-то тоскливо и уныло всё происходит, натужно… «Нет того веселия». Искренность не искрит. Хотя пытаются разделить с Сергием радость его встречи с Богом путём умирания смертью. Бог наградил Адама и его жену счастьем умирания смертью, возможно ещё и потому, что на ограниченном пространстве райского сада, невозможно исполнить все Божии наказы в части размножения, распространения по земле и владычества на ней. Рай такой, как он описан к Книге Бытие, не может вместить всех последствий размножения, или нужно расширять его границы до размера планеты Земля или всей Вселенной. В конце концов так, наверное, и будет – везде Россия.)))
Еврейское слово, использованное в Ветхом Завете для обозначения «непорочности», в переводе на русский язык означает «состояние безупречной завершённости, совершенства искренней честности, чистой и гармоничной целостности в верности Богу». В Новом Завете Иисус – идеальный пример непорочного в своей целостности, безупречного, совершенного, полностью правдивого образца добродетели, и что самое главное - Человека. Был такой Человек Иисус Христос, так записано в Новом Завете. Был такой человек Иов, так записано в Ветхом Завете. Они были, есть и будут. Остальные - жили.
Справедливость, как характеристика человеческой личности, означает свободу применения своего понимания всех без исключения Законов Бога и Его Слов под свою же ответственность сначала в отношении Бога, потом в отношении себя и, в третью очередь, в отношении ближних. Справедлив – значит способен говорить, измерять и оценивать, судить (в смысле рассуждать и выносить суждение, как приговор) и поступать, как Бог. Кто был справедлив? Христос и Иов.
Богобоязненность в смысле обретения и пребывания в страхе Божием означает имение в себе стремления ни чем не опечалить, не разочаровать Господа, дабы Он не раскаялся, что тебя в этом мире сотворил. Следствием раскаяния Творца является потоп. Этого страшно не хочется, отсюда и страх Божий. Ибо Бог Сам Себе в сердце Своем обещал: «не буду больше проклинать землю за человека, и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал… и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти». Это всё. В отношении применения остальных крайне разнообразных средств вразумления человека Господь ничего никому, даже Себе, а не то, что Своим тварям, не обещал и имеет полную свободу их задействовать, да не будет!!!))). Потому то многие умные люди говорят, что страх Божий – начало мудрости, ибо надеяться на что-то, кроме Любви Бога или на кого-то, кроме Самого Бога, боюсь страшно самонадеянно и опасаюсь кошмарно глупо… Страх Божий – это то, что нужно для начала, но совсем не всё… Иов и Христос делали и продолжают делать всё, что им говорил и говорит их Отец Небесный.
Удаление, как один из способов уклонения, от зла – вершина житейской мудрости как в земной, так и в небесной жизни человека. Человек, как удаляясь от зла, так и удаляя зло, от которого не получилось уклониться, например на войне со злом, (а вся наша жизнь на самом деле - война) обретает время и возможность творить вместе с Господом и под Его началом добро.
Иов был полноценным человеком, ибо во исполнение заповедей Бога своего так прилепился к жене своей, что «родились у него семь сыновей и три дочери». Все остальные первоначальные заповеди Божии, данные человеку на шестой день Творения мира, Иов тоже исполнял, трудясь в поте лица своего, ибо «имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги; и был человек этот знаменитее всех сынов Востока». Быть знаменитым перед Богом и перед людьми в Библейском понимании означает иметь признанные ими величие чести и чувство собственного достоинства, как мастера того дела, на которое тебя призвал Господь.
Про Иова не сказано, что он был добр, и что он считал себя грешником. Он уклонялся от зла, но нам не известно творил ли он добро. Можно только догадываться, что знаменитость он приобрёл, творя дела добра. Прямого указания на доброту Иова, как характеристику его личных качеств, Бог не даёт. Значит ли это, что с точки зрения Господа это не важно, или что это является обязательным следствием ранее перечисленных качеств Иова? Познание добра и зла – есть то, для чего человеку дана жизнь, судя по тому, что эти два дерева были посажены Господом посреди рая и упоминаются так: «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла». Благоприятная окружающая среда и хорошая пища даны человеку для жизни, а жизнь дана для познания добра и зла. Ну, это я так, прочитал, и мне так приятно думать.))) Поскольку в Книге нет прямого указания был ли Иов добр или нет, то каждый чтец делай вывод сам. Если человек не зол, то он добр. Злыдень не может быть непорочным, ибо не может быть непорочным грешник? Не имея порока как согрешить, если нечем? О грехе в Книге сказано так: «Сыновья его сходились, делая пиры каждый в своем доме в свой день, и посылали и приглашали трех сестер своих есть и пить с ними. Когда круг пиршественных дней совершался, Иов посылал за ними и освящал их и, вставая рано утром, возносил всесожжения по числу всех их [и одного тельца за грех о душах их]. Ибо говорил Иов: может быть, сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем. Так делал Иов во все такие дни».
Делать пиры каждый день и участвовать в них – не грех. Хорошее вино, добрая еда, приятная компания, душевное отдохновение после трудов праведных и общение в парениях духа – всё то, что любил и Христос. «Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам». «И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что́ значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». Итак, пиры – совсем не грех, скорее – наоборот. Грех – Бога хулить. Но при такой жизни (каждый день – пиры) за что хулить то? В общем, Иов не только страховался страхом Божиим, но даже явно перестраховывался «бережёного Бог бережёт» - это про Иова. Он допускал, что его сыновья мысленно могут согрешить, но допускал такой мысли про себя. Он был уверен в своей верности так же, как уверен в верности Бога. Трудно сказать про такую уверенность, к добру ли это? У меня нет опыта такой своей внутренней уверенности. Есть опыт общения с людьми, кричащими при всяком удобном случае о своей безгрешности, но сейчас то разговор серьёзный. Мне так кажется, что мне жить с такой твёрдой уверенностью в собственной непогрешимости было бы не уютно, правда я и не пробовал, и в силу возраста уже, наверное и не получится.))) Ну, и хорошо. Буду доживать как Бог даст.
Иов каждую неделю освящал лично своих взрослых сыновей и дочерей, которые приходили к нему на его зов из своих домов. Отец проявлял большую заботу о состоянии духа своих сыновей и дочерей, но в их человеческой судьбе в человеческом понимании это не помогло. Получается, что отцовская забота о духовном и душевном благополучии своих детей не является защитой от скорбей и испытаний, всё даром, всё зря… ведь они оказались погребены под обломками дома, рухнувшего на них в один день вместе с внуками Иова, никого не осталось, кроме жены.
«И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана». Сатана подчиняется общему распорядку и пришел вместе со всеми... Причем не первым, не последним, а между ними, то есть и сыны Божии его считают за своего. Эта фраза в Книге так написана, что напрашивается сумасшедший вывод, что к сатане, как к твари Божией, как к падшему сыну Божиему, все относятся как к данности. Никто с ним не воюет не на жизнь, а на смерть. Ну, есть и есть, и пусть будет... Зло само без страха и упрёка спокойно приходит к Богу, потолкует с Ним о том, о сём, помоют кости тому-сему, и так же спокойно, не торопясь, уходит по своим бесовским делам продолжать творить зло... Ни Бог, ни Ангелы не истребляют зло и даже не уклоняются от него. А почему этого требуют от человека? Людей Бог потопил за то, "что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время". А само зло, сатану и самих бесов, не истреблял ни Бог Отец, ни Сын Божий. Христос бесов изгонял, но не ликвидировал. Выходит зло неотделимо от добра и они вместе приходят к Богу на очередной смотр достижений чистых и нечистых сил. Этот смотр сынов Божиих был на небе или на земле? Пришли же, а не прилетели. Или как по морям мореходы не плавают, а ходят, ибо плавают только какашки в проруби, так и по небу небожители не летают, а ходють туды сюды всякие шестикрылые)))? Вообще-то по воде и по небу люди научились с помощью Божией ходить. И ходим, и живем на палубах лайнеров, аки на земли... Христос как всегда прав: люди научились творить великие чудеса. "Истинно говорю вам: если будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», она перейдет; ничего не будет невозможного для вас". Представляю, если во времена жизни Иисуса показать людям современные самолёты, видеообщение за многие тысячи вёрст по сети интернет, смартфоны, 3D-принтеры.. Энто чудо, так уж чудо - "то чаво на белом свете вообще не может быть".
"И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее." Бог так задаёт вопрос, как будто не знает на него ответа. Если бы Бог знал всё про всех, то сатана, вне всякого сомнения, не упустил бы случая, надерзить и оскалиться в смысле: " Ну чё надо!? Чё пристал-то!? Ты же Сам всё знаешь, или врут про тебя люди!?" Это место в Библии ставит перед познавателем Бога вопрос: Знает ли Творец всё про всех наперёд или это человечии суды? И, если да, то возникает сразу тысячу и один вопрос, и первый среди них: Зачем Ему это надо? Полагаю, что Симон Кифа был не прав, когда говорил: Господи, Ты всё знаешь. Во всяком случае Христос на его догадку не ответил согласием, а скорее наоборот. Сатана ходил по земле в те времена и ходит до се беспрепятственно. Так, что среди бродяг, пилигримов и странников где-то ходит сатана, и нужно быть бдительным при выборе попутчика, а то неровен час заведет туда, куда не хочешь. Это особенно важно нам, старикам, ибо так сказал Христос: "Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь". А куда ещё может повести сатана? Ясен пень - только туда куда не хочешь.))) И так же продолжает сатана периодически приходить вместе с сынами Божиими на доклад к Господу для понимания того, кто что натворил и корректировки планов на будущие безобразия...
"И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла". Иов такой один. Все остальные имеют какие-то пороки, не справедливы бывают порой, лишь для виду имеют имидж богобоязненности, и зло совокупляются иной раз со злом... То есть все остальные обычные, как сейчас принято называть "нормальные" люди, образующие стадо. А Иов в наш век носил бы гордое звание "Идиота". Бог всё время имеет дело с единично избранными личностями более всего из людей похожими на Него. Мы тоже так же выбираем себе друзей, наивно полагая, что мы похожи.))) Вот смотри: Адам, Ной, Авраам, Исаак, Иаков, Моисей, Иисус Навин, Давид, Соломон, Иоанн Предтеча, Мария Дева Богородица, Иисус Сын Человеческий... Все избранные единичные личности решали Богом поставленные задачи и достигали, поставленных Им целей, сотрудничая с Богом Отцом под Его началом. Народ же, как стадо, никогда не сотрудничал, народ ныл, блеял, роптал, хулил... Со стадом каши не сваришь))) Народу нужен Пастырь, и если этот пастырь от Бога, то народ горы свернёт, а если от сатаны, то всё просрёт. Это хорошо видно в сравнении Путина с Горбачельциным.
"И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, — благословит ли он Тебя? И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня". Этот спор, разногласия между Богом и сатаной, судя по описанию произошёл при свидетелях. Причём инициатором спора выступил Бог и усматривается, что спор этот о человеке давний, застарелый, изначальный, со времён Адама. Бог в качестве своего достижения хвалится, что есть такой Человек. Пусть всего один, но он есть! И слава Богу!))) Сатана прекословит Господу понятным аргументом, мол, легче лёгкого аллилуить, когда ты богат, здоров и занят любимым делом, живёшь с любимой женой и приятными детьми... По мысли сатаны нищему, у которого нечего отобрать, как у не имеющего, нечего бояться Бога и не за что Его любить. То есть сатана говорит и лицемерной богобоязненности, то есть любви Иова к Богу. Как любить того, кто у тебя всё, что "нажито непосильным трудом" отбирает? Это по человечески понятная мысль. Парадокс в том, что человек склонен одинаково ненавидеть и руку отбирающую и руку дающую. Мой опыт отношений с людьми показывает, что те люди которым я дарил непомерно много, и они не имели возможности, по их мнению адекватно отблагодарить, начинали меня сначала скрытно, а потом и открыто ненавидеть. Тебя любят пока ты даёшь. А если перестал давать, но уже приучил, то жди обиды... Это характерно и для духовных отношений. Если всё время прощал, а потом, когда мера превышена, вдруг ни с того, ни с сего не простил, всё ... Ты - негодяй и враг. Всепрощение, если ты не Бог, вещь крайне опасная... Если тот, кто все начала тебе дал, и ты так привык к такому уровню жизни, что по другому её уже и не представляешь, а потом он же и всё подчистую отобрал, то благословит ли обобранный отбирающего? По человечески расчёт сатаны был верным. Весь опыт моих отношений с людьми это подтверждает. И для всех остальных сатана был бы прав, но на земле был всего один Иов, и он достался сатане. То, что среди всего человечества на земле такой как Иов был всего один, подтверждает суждение сатаны, ибо наличие одного единственного исключения из правила только подтверждает правило и ничего более не значит. Так ли? Зачем тогда Бог нам рассказал историю Иова? Понятно же, что раз во времена Иова он такой был один, то сейчас то откуда такие как Иов найдутся во множестве? Разве люди духовно стали лучше? Из моих друзей и знакомых людей подобных Иову нет. У моего старинного друга, когда Бог по нашему мнению явно преждевременно забрал внешне здоровую и очевидно сильно любящую жизнь жену, сказал: "После смерти Ольги, для меня Бог больше не существует". Как мне представляется, мы все скорее близки к нему, нежели к Иову. Мне в материальном смысле Бог особо много не давал, жаловаться грех, но никакого явного избытка не было. Приходилось испытать на себе разные по обеспеченности уровни жизни, но никогда Бог не отбирал у меня всего. А то, что было отобрано за грехи мои тяжкие было наказанием ниже низшего предела.))) Среди тех, кого я знаю, нет людей, которые бы разом лишились всего. Моя самая большая потеря - смерть дочери, которой не было и 30-ти лет. Остальное по мелочам, лишался квартиры, свободы на чуть-чуть... Так. Ерунда. Не о чем говорить. Я не знаю, какие бы мысли были у меня на сердце, если бы с разрешения Бога сатана меня лишил бы всего? Даже близко нет такого опыта. Но история Иова пробирает до мозга костей, оторопь берёт за душу мёртвой хваткой до паралича всех чувствований. Я по сравнению с многими, как говорят мои знакомые, обладаю большим терпением и неиссякаемым оптимизмом и запасами хорошего настроения, что бы ни произошло из того, что уже было... Но руку на сердце положа считаю, что попади я на место Иова, и оказался бы жидок на расправу... Когда Бог забрал дочь, я еле-еле справился и чуть-чуть не спился. Когда единственного сына призвали и он ушёл на войну сначала было ещё хуже, и только после того, как прошёл почти год нашей войны и он сказал, что защита семьи и Родины - это его служение, и он рад служить России, я немного успокоился, но скажу честно, сначала у меня было очень много вопросов к Богу и его помазаннику главнокомандующему... Далеко мне до Иова, примерно как до Киева раком...)))
"И был день, когда сыновья его и дочери его ели и вино пили в доме первородного брата своего. И вот, приходит вестник к Иову и говорит: волы орали, и ослицы паслись подле них, как напали Савеяне и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: огонь Божий упал с неба и опалил овец и отроков и пожрал их; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: Халдеи расположились тремя отрядами и бросились на верблюдов и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. Еще этот говорил, приходит другой и сказывает: сыновья твои и дочери твои ели и вино пили в доме первородного брата своего; и вот, большой ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; [как угодно было Господу, так и сделалось;] да будет имя Господне благословенно! Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге." (Иов.1:13-22)
Вот совершено крамольные мысли лезут в сердце без спросу, как тому фарисею: Господи, благодарю Тебя за то, что Ты меня любишь меньше, чем Иова! Не хвали меня, Боже, сатане! А еще лучше не говори ему ничего за меня. Не надо.)))
Сыновей и дочерей Бог относит к имению Иова, как самое дорогое, но всё равно в составе вместе со скотом и домами. А вот жена в перечень имущества не входит. Почему? Потому что жена Иова и Иов это одно? Но дальнейший текст даёт право в этом усомниться... Или разговор с женой это разговор с самим собой? Возможно. Бог запретил сатане причинять вред самому Иову. Значит Иов и его жена - одно. Общаясь со своей женой имеешь дело с самим собой. Как то надо научиться об этом не забывать, когда моя жена мне говорит: Ты дурак, ты плохой!)))
"Был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана предстать пред Господа. И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее. И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно. И отвечал сатана Господу и сказал: кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него; но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, – благословит ли он Тебя? И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги. И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его. И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел [вне селения]. И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! Похули Бога и умри. Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими. И услышали трое друзей Иова о всех этих несчастьях, постигших его, и пошли каждый из своего места: Елифаз Феманитянин, Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин, и сошлись, чтобы идти вместе сетовать с ним и утешать его. И подняв глаза свои издали, они не узнали его; и возвысили голос свой и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу. И сидели с ним на земле семь дней и семь ночей; и никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что страдание его весьма велико", (Иов.2:1-13).
Человек есть триединство духа, души и крови с плотью в одном теле. Как можно поразить плоть, а душу не затронуть? Сберечь душу, значит не убить? Все мучения, кроме смерти? Всё, что нас не убивает, делает нас (нашу душу) сильнее, закаляет дух. Но разве мучения плоти не мучают душу и не вредят духу. Героев мало, а большая часть мучеников ломается и тогда готовы продать или продают душу дьяволу. Такие души Богу не нужны? Думаю, да не нужны. А кому нужны души предателей?! Им нет веры, а тот кому нет веры, зачем Творцу веры? Вот сатане доверия нет и быть не может, а Бог его не топит, не истребляет, напротив беседует с ним и заключает пари... А чем души человеческих предателей хуже сатаны в глазах Бога?
Непорочность состоит в том, чтобы не хулить Бога. Нет хулы - нет порока. Всё, что хочешь делай, но Бога не хули, и будешь непорочен. По этому определению Бог не порочен, ибо Сам Себя не хулит, даже когда дозволяет сатана творить зло. Иов считает, что Бог дал человеку не только добро, но и зло, и всё надо благодарно принимать. Не могу спорить. Я тоже так считаю. Богу видней. Он - Творец, а я тварь. Что, когда, где и как даёт, то тогда там так и хорошо. Душу Иова Бог сатане не дал, ибо душа человечья собственность Божия, и Он ею ни с кем делиться не намерен.)))
Бог губит людей, если доверится мнению сатаны. Зачем Богу прислушиваться к иному мнению? Ведь только у Него Истина, у остальных - догадки. Тем не менее Бог проверяет за счёт Иова версию дьявола. Значит с Богом нужно делиться своими гипотезами , своим мнением, своими хотелками. А что? А вдруг! Без разрешения Бога сатана на людей не нападает. А на уклоняющихся от зла тем более, ибо чё зря силы тратить на уклониста.)))
Сатана, поражая Иова проказой, причиняет вред только плоти Иова и не трогает плоть его жены. Это означает, что в глазах Бога муж и жена - один человек, а в глазах сатаны - два разных человека и сатана пытается использовать жену против мужа. И тот, кто пытается настроить мужа против жены или совершать иные действия, исходя из того, что они разные люди, тот либо бес, либо злодей. А тот, кто считает, что муж и жена - один полноценный человек, тот праведник, в смысле правильно ведает Закон Божий.
Вот, если Бог заранее наперёд всё про всех знает, то зачем Он затеял этот спор с сатаной? Одна цель - чтобы Иов пострадал. Или Бог не знал чем дело закончится? Выдержит Иов испытания или нет? Или Бог таким образом из золотого Иова делал бриллиантового? Бог весть. Думаю, что не знал. Ведь не творил же Он человека специально таким, чтобы потом всех, кроме Ноя с семьёй потопить. Не мог же быть изначально такой план: творить для того, чтобы топить?!))) Про себя могу сказать определённо , что я, как отец, в какой-то степени что-то знаю про своего сына, но я не знаю заранее не только всего его жизненного пути, но даже того, что с ним произойдёт или какое он примет решение завтра. Да и вся Книга Бытия про то, что Бог оставлял для Себя элемент Сюрприза и эффект Неожиданности. Бог слишком мудр, чтобы всё за всех решить заранее.
В чем главный и страшный смысл всей Книги Иова? Всё и все, что было, есть и будет всё от Бога и из Бога, и нет ничего, никогда не было и не будет не от Бога. Все попытки расчленить целое и цельное на добро и зло - сатанинское занятие.
Страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла — разум. Бог вложил эту мудрость в сердце и дал смысл разуму.
И слава Богу за всё и за всех. Да будет так по воле Твоей Господи! Аллилуйя.