Теперь в камерах, где содержатся ещё не признанные виновными в совершении преступления граждане, установлено видеонаблюдение. Эта идея возникла в 2018 году после издевательств над заключёнными в исправительном учреждении Ярославля (2016г., 2017г.).
Видимо, за такой масштаб мысли Анатолий Рудый был освобожден Указом Президента от исполнения своих обязанностей в 2021 году.
Сколько было потрачено бюджетных средств – никто не знает, но задумка правозащитников оказалась воплощённой в жизнь. Теперь отбывающие наказание в СИЗО находятся под неусыпным оком видеонаблюдения. Мёртвые зоны вроде как исключены, запись ведётся постоянно, а злоключения всё равно случаются. В чем же причина?
Система исполнения наказания – это государство в государстве, причём ФСИН – этакая скверная копия всей страны, где отражаются самые худшие свойства нашего общества.
Ни законодатели, ни суды, ни прокуратура, ни уполномоченные по правам человека, ни даже самые высокие государственные чины ничего не могут сделать с особенностями ментальности системы исполнения наказания.
Раз за разом кого-то увольняют, кого-то садят, но всё идет по-старому.
Из этого своего рода закрытого клуба большая часть сора не выносится, поэтому и видеонаблюдение в сущности ничего не дало, кроме того, что теперь заключенные чувствуют себя в роли участников реалити-шоу, за которыми постоянно наблюдают, даже в самые интимные моменты человеческой жизни.
Вот одна из последних историй, которая не получит широкой огласки.
В ночь с субботы на воскресенье (с 7-го на 8-е ) один из заключённых, содержащихся в СИЗО – 1 г. Челябинска, покончил жизнь самоубийством, повесившись на «верёвке» из пакета. Это официальная версия.
Камера, где это произошло, была оборудована видеонаблюдением. К слову, и сам заключённый состоял на учёте как склонный к суициду.
Не берусь утверждать, что сотрудники в ФСИН виноваты в случившемся, но ведь и случай далеко не единственный, когда под камерами происходит самоубийство.
31 мая 2023 года Уроженец Калмыкии, 42-летний мужчина, который на протяжении 9 лет издевался над двумя дочерьми, найден мёртвым в своей камере СИЗО №4 в Москве.
ФСИН так прокомментировали ситуацию:
«Арестованный по статьям 131 УК РФ «Изнасилование», ст. 132 УК РФ «Насильственные действия сексуального характера», часть 1 статьи 119 УК РФ «Угроза убийства» покончил с собой в камере СИЗО. Около 4 часов утра 30 мая тело 42-летнего арестованного нашли в помещении камеры. Видеонаблюдение в камере не охватывает место суицида. Сейчас тело погибшего направлено в судебный морг»
С обывательской точки зрения напрашивается слово «поделом», но объективно следует обратить внимание на то, что снова появились какие-то мёртвые зоны, которые камера не охватывает.
С одной стороны, никто не пожалеет покинувшего мир зверя, но с правовой точки зрения, пока не вынесен приговор суда – мы не можем исходить из того, что человек является преступником.
Напомню о событиях в Свердловской области, которые ярко демонстрируют, к чему приводит эмоциональная оценка событий.
В августе 2020 года 23-летняя осужденная оставила в Верхней Пышме своих несовершеннолетних дочерей подруге и её знакомому (потерпевшему). Когда мать забрала их домой, дети рассказали, что в отношении них «потерпевший совершил противоправные действия».
Женщина, желая отомстить, попросила о помощи двух знакомых мужчин, 33-х и 34-х лет, втроем они приехали в садовое товарищество «Жасмин», где находился потерпевший.
Мужчины сначала сильно избили его, а затем «совершили иные насильственные действия».
В результате потерпевший скончался.
Поэтому давайте зрить в корень. Здесь мы уже озвучили две истории, которые не стали более ясными при наличии видеокамер. Возникает вопрос: а вы действительно на это потратили 20 млрд рублей? Чтобы потом писать «инцидент произошёл вне зоны покрытия камеры»?
М-да...У меня нет слов. Обратите внимание на важный факт, что известными становятся ситуации, которые интересны СМИ. Пересчитать сколько раз нарушаются права заключённых в СИЗО, просто невозможно. Каждый случай суицида потом становится лишь одним значением общей статистики суицидов в ФСИН за год.
Ещё раз поставлю акцент на том, что в СИЗО в большинстве своём находятся те, кто с точки зрения закона не является преступником, так как в России действует презумпция невиновности, а это означает, что с лицами, в отношении которых применяется мера в виде заключения под стражу, нужно обращаться как с невиновными, в отношении которых только ведётся расследование.
Складывается впечатление, что ФСИН – это своего рода бездна, куда можно бросать бесчисленное количество денег, а результат будет прежним.
Напоследок расскажу историю о том, как в одном из исправительных учреждений отбывал наказание представитель высшей криминальной иерархии. У него был принцип: никаких наркотиков.
Кто-то из дилеров не послушался и предпринял попытку доставить в учреждение «вес». Спустя некоторое время он оказался у отделения полиции с переломанными частями телам, с «весом» и запиской, что даёт чистосердечное признание. На вопросы сотрудников, откуда у него телесные повреждения, ответил, что упал.
С тех пор никаких наркотиков на зоне было. Эта история из практики. Выводы делать вам.
12.10.2023г. МВД заявило, что помещенных в ИВС планируется под расписку уведомлять о видеонаблюдении. Проект приказа подготовлен для исполнения закона о гуманизации уголовно-исполнительной системы, опубликованного 13 июня, который вступает в силу через 180 дней после публикации.