Сегодня поговорим про известную Хабанеру из оперы "Кармен" Жоржа Бизе. Она очень популярна, все еë знают, на слуху много выдающихся исполнений. И тем не менее, мало кто из певиц не хотели бы иметь еë в своëм репертуаре. На вид это простенькое сочинение с простеньким аккомпанементом. Но, как известно, произведение чем проще, тем сложнее.
Как бы еë исполнить, чтоб интересно было? Особенно если поëтся она вами уже не в первый раз, не в первом концерте, и есть тенденция еë заболтать, вогнав еë в зону комфорта, и заполнив собственными штампами?
Ну, с одной стороны, не каждая певица сможет воплотить характер Кармен на оперной сцене. Можно рассудить, что по природе человеку это воплотить либо дано, либо нет. Однако не думаю, что самые выдающиеся Кармен на сцене обязательно являются Кармен по жизни. Чтобы начать делать хабанеру для просто концертного показа, нужно вспомнить законы музыкального исполнительства и познакомиться, прежде всего, с агогикой.
Согласно определению, аго́гика (от др.-греч. ἀγωγή — увод, унесение), в музыкальном исполнительском искусстве — небольшие отклонения (замедления, ускорения) от темпа и метра, подчинённые целям художественной выразительности.
Коварство этой арии в том, что мелодия и аккомпанемент простой и стабильный, а в тексте нет сюжета, это как бы суждение вслух об отношениях. И на фоне этого суждения, если речь идëт о театре, происходит действие. Как в спектакле, так и в концерте: если здесь не использовать агогику, то любое, даже живое исполнение приобретëт здесь унылое миди-звучание.
Раз имеется столько образцовых и разных исполнений, то и мы сегодня будем рассматривать примеры. Начнëм с номеров, заснятых на видео непосредственно со спектаклей.
Первой возьмëм певицу, у которой характер по жизни, на первый взгляд, совершенно непохожий на Кармен. Известно, что Элина Гаранча: интеллигентная, трудолюбивая, семейная, спокойная, в меру скромная, в меру флегматик и в меру интроверт. Исполяя хабанеру , она не суетится. Хотя на суету в принципе может спровоцировать подпрыгивающий ритм.Кроме того, неторопливости требует постановка, в которой отточена каждая деталь - и это должно читаться зрителями, и видеооператором, поймавшим эти детали в кадр. Образ настолько натуралистичен, как у Мериме. В общем, кому-нибудь поможет вдохновиться этим и проявить фантазию. Хотя может, лучше стоит не надеяться на авось, и составить пошаговый план развития образа или внутреннего сюжета в голове. От этого будут меняться и характер, и интонации.
https://youtu.be/8GD63RuQduc?feature=shared
Теперь рассмотрим Кармен Большого театра Советского периода с Еленой Образцовой в главной роли. Вьцелом в музыке, в хоре, и в оркестре преобладают отрывистые штрихи в первом куплете. Солистка ускоряла фразы, чтобы взять дыхание. В принципе, некоторые так исполняют, это один из способов. Не возьмусь судить: техническая была ли это необходимость, или художественная.
Во втором куплете уже более размерено поëт, от текста. Видимо, здесь в постановке не было столько деталей, чтобы успеть их подчеркнуть, замедлив темп хабанеры. Хотя драматургическая задача у Бизе, в принципе нетанцевальная.
https://youtu.be/AAqLa1HwhgQ?si=D6VWEnFKCJU6RCy8
Нашла нечто среднее между первым и вторым примерами с Анной Катериной Антоначчи: по сценографии похоже на постановку с Элиной Гаранча. Но по фразировке поëтся ближе к Образцовой: более стремительно, но почти каждая фраза динамически контрастна друг другу. Тут скорее художественная задача, чем техническая.
https://youtu.be/KJ_HHRJf0xg?si=ZKYrJ2rSEhw-RsmH
Достаточно интересным и нетривиальным мне показалось исполнение Полины Шамаевой. Где-то она шла "за" оркестром, где-то точно с оркестром с хореографически-танцевальным штрихом. Интонировала ювелирно-аккуратно под расчëт (она всë таки училась в АХИ им. В. С. Попова☺), и в то же время предоставила богатую палитру и речевых и голосовых интонаций, где-то даже выйдя за рамки оперных традиций, и используя народно-песенную свободу (здесь это вполне уместно, ново, и приветствуется). Последнюю верхнюю ноту, которая провоцирует абсолютнт всех еë "выстрелить" и "засандалить", Полина отводит назад. Я считаю, что это неплохо, и это "почерк".
https://youtu.be/4xAolUj-q7U?si=fTDjhP9o36wm79i1
А теперь рассмотрим несколько образцов исполнения в концертных условиях: когда певице вдвойне сложнее, поскольку абсолютно вся нагрузка по удержанию зрительского внимания ложится на неë:
Валентина Левко уделяет тщательное внимание произношению французского, особенно гласным: у неë нет какой-то обобщающей, дежурной интонации "по умолчанию" (как и у Полины Шамаевой).
Вообще певица достаточно выпукло глиссандирует, и играет тонко голосовыми тембровыми оттенками. Что логично в условиях студийной записи. Хотя и безумно трудно, поскольку не с кем обмениваться энергией и взаимодействовать.
https://youtu.be/gCotFxpP2bo?si=C79WRQW0sWM6WdrR
Мария Каллас находилась в концертных условиях, и в крупной, почти портретной видеосъëмке. Здесь певица играет мимикой, а оркестр - темпами. Это выступление похоже на монолог. Конечно, в голосе оттенков тоже много, просто яркая внешность певицы оттягивает на себя львиную долю внимания
https://youtu.be/gCotFxpP2bo?si=C79WRQW0sWM6WdrR
И в заключение снова пример с советского телевидения. В те времена ещë не было такого понятия, как semistage, но по факту получилась полуконцертная, полусценическая версия.У Тамары Синявской здесь ключевую драматурническую роль играет пластика. Хоть и не цыгано-испанская, но очень отработанная. Вокал очень красивый, но в однородной позиции, без выпуклых деталей.