В прошлом один из самых богатых жителей Лондона, создатель «Альфа-групп» Михаил Фридман, попал в большой переплет между ЕС, Украиной и Россией. В Европе Фридман под санкциями, все его банковские счета заблокированы. На Украине он подозревается в финансировании российской армии, а также является фигурантом уголовного дела о выводе $19 млн и неуплате налогов. В России, куда Фридман недавно вернулся, депутаты потребовали проверить его по статьям о госизмене и дискредитации Вооруженных сил РФ. О том, почему Михаилу Фридману оказались везде не рады — в материале RTVI.
Накануне католического Рождества в конце 2022 года в Instagram* украинского Sense bank появилось поздравление эмоциональное поздравление.
«Мы отказались от привычных новогодних подарков партнерам и клиентам, увеличили сумму до 16 миллионов гривен и направили их на небольшую армию мощных дронов, которые будут помогать ВСУ на передовой этот подарок точно пришелся по душе нашим защитникам — и очень сильно не понравится врагам», — говорилось в посте.
Весной 2023 года Sense bank продолжил финансовую поддержку Вооруженных сил Украины. Клиенты банка начали получать предложения обменять накопленные бонусы на счету на донаты ВСУ или купить «военные» облигации, «инвестировав тем самым в ускорение победы Украины».
«В мае украинцы конвертировали ярость от ночных атак врага в донаты еще активнее. Бонусы Cash’U на донаты ВСУ обменяли 2564 клиента — сумма составила 335 350 гривен в эквиваленте. Это на 5% больше, чем в апреле — так держать! Военные облигации были приобретены на сумму в эквиваленте 396 миллионов гривен. В целом все каналы сгенерировали инвестиции в победу в размере 537 миллионов гривен. Победа с каждым днем ближе!», — сообщал банк в своем телеграм-канале.
Владельцами Sense bank, ранее носившего название «Альфа-банк Украина», через люксембургскую компанию ABH Holdings SA и кипрский оффшор ABH Ukraine Limited были создатели «Альфа-групп» — Михаил Фридман, Герман Хан, Петр Авен, Алексей Кузьмичев и Андрей Косогов. Контроля над банком они лишились лишь в июле 2023-го, когда Правительство Украины приняло решение о его национализации.
Финансирование ВСУ через подконтрольный ему банк теперь может стать основой для претензий правоохранительных органов к Фридману в России. На днях пресс-служба «Альфа-Груп» заявила, что Фридман сейчас находится в Москве и «теперь планирует посещать Россию регулярно».
Вскоре после этого бывший вице-премьер Дмитрий Рогозин обратился в СК, Генпрокуратуру и ФСБ с просьбой проверить Фридмана на предмет финансирования армии Украины. Эту идею поддержали и в Госдуме: парламентарии приняли протокольное поручение, согласно которому Комитет по безопасности и противодействию коррупции Госдумы должен будет проверить и добиться привлечения к ответственности Фридмана и других «релокантов, вернувшихся в Россию», если они финансировали ВСУ.
В России «Альфа-групп» Михаила Фридмана и его партнеров принадлежат «Альфа-банк», X5 и другие предприятия — суммарно около 50% всего бизнеса группы. На днях они закрыли сделку по продаже одного из своих крупнейших активов — компании «Вымпелком» (бренд «Билайн»), ее покупателями выступили топ-менеджеры телекомоператора.
Телеграм-канал Mash ранее утверждал, что перед приездом в Россию Фридман вел «кулуарные переговоры, чтобы оценить потенциальную реакцию общества и правоохранительных органов на внезапное возвращение». Судя по всему, потенциальные риски в России оказались не столь велики — в сравнении с проблемами, которые бизнесмену приходилось решать в ЕС и Украине.
Сами мы не местные
В 2013 году владельцы «Альфа-групп» продали принадлежавшие им 25% TNK-BP «Роснефти» за $14 млрд. После этого в Люксембурге была создана компания LetterOne, которая вкладывала вырученные от сделки средства в самые разные направления бизнеса — от энергетики до здравоохранения.
В 2014 году Михаил Фридман переехал в Лондон. Это было начало нового этапа для владельцев «Альфа-групп» — превращения в крупных международных бизнесменов.
«Мы вступили на совершенно новую территорию. Для нас это вызов… Одна из сложностей — политическая составляющая…Нас воспринимают как русских олигархов вне зависимости от того, что мы делаем… На Западе очень упрощенное представление о России, также как и в России о Западе: Россия — это олигархи, а все олигархи — агенты Кремля», — рассказывал Фридман в интервью Forbes в 2017 году. Спустя несколько лет, говоря о планах на 2020-е, Фридман рассказывал о желании коллег и своем стать «нормальными корпоративными гражданами мира».
О конфликте между Россией и Украиной Фридман, вплоть до февраля 2022-го, высказывался осторожно и прямого обсуждения вопроса о том, напала ли Россия на Украину в 2014-м году, избегал. «У меня есть личная позиция, но она не для публичного декларирования. Как бизнесмен, который ведет дела и в России, и в Украине, я избегаю политических оценок. Спросите у руководителя Coca-Cola, кто на кого напал, и послушайте, что он ответит», — говорил бизнесмен в интервью украинскому Forbes.
Все изменилось после начала боевых действий на Украине в феврале 2022-го. В письме, направленном сотрудникам LetterOne, Фридман назвал происходящее «трагедией как для украинцев, так и для россиян» и заявил, что «кровопролитие нужно остановить».
Это не помогло бизнесмену и его партнерам избежать попадания в санкционные списки ЕС, Великобритании и США. Фридман в дальнейшем неоднократно жаловался на тяготы, возникшие из-за санкций.
«Власти Великобритании должны выделить мне определенную сумму денег, чтобы я мог поехать на такси и купить еды, но это будет очень ограниченная сумма в сравнении со стоимостью жизни в Лондоне. Не знаю, хватит ли этого, чтобы нормально жить, без излишка. Я даже не могу пригласить в ресторан. Я должен есть дома и практически нахожусь под домашним арестом», — рассказывал Фридман о своей жизни в Лондоне.
Бизнесмен предпринимал неоднократные попытки снять санкции. По данным Financial Times, Фридман звонил дипломату Кристине Квин в посольство США в Киеве и предлагал пожертвовать Украине большую часть своего состояния — в обмен на решение вопроса со снятием санкций. Однако разговор не задался, и под конец Фридман стал кричать и ругаться на Квин, настаивая, что у него нет возможности повлиять на Владимира Путина.
Адвокаты Фридмана параллельно собирали подписи от представителей российской оппозиции под обращением к главе Еврокомиссии Урсуле фон дер Ляйен с просьбой снять санкции с Фридмана и Авена. Сам Фридман, еще до национализации Sense bank, заявлял о готовности безвозмездно отдать акции банка Украине или докапитализировать его на $1 млрд.
Все эти инициативы так и не помогли бизнесмену снять западные санкции. Представители Фридмана заявляли, что жизнь бизнесмена в Европе «разрушена».
Нарастание проблем на Украине
Невозможность продолжать жить в Европе и риски возвращения в Россию могли бы подтолкнуть Михаила Фридмана, уроженца Львова, к возвращению на Украину — однако тучи над ним сгустились и там.
«Альфа» на Украине долгое время имела разветвленный бизнес во многих областях: банковской («Альфа-банк Украина»), телекоммуникационной («Киевстар»), по производству воды и напитков (IDS Украина). И этот бизнес пытался дистанцироваться от России.
После событий 2014-го года в отделениях «Альфа-банк Украина» несколько раз били двери и окна. Компания попыталась исправить ситуацию: в 2017 году «Альфа-банк Украина» распространил заявление, в котором Крым и Донбасс были названы оккупированными территориями, а Михаил Фридман — львовянином, гражданином Израиля, проживающим в Лондоне. В России разразился скандал, и российский «Альфа-банк» распространил ответное заявление — о том, что «Альфа-банк Украина» не имеет к нему отношения, а лишь входит с ним в одну группу.
Проблемы возникли и на львовском фестивале Alfa Jazz Fest, финансируемом Фридманом, — в 2015 году на нем появились протестующие. «Никто не против джаза, только против российского оккупанта. Если мы сегодня слушаем за российские деньги джаз, то завтра будем есть «блины» с лопаты и кричать: «Путин, введи войска»», — говорил инициатор акции протеста. В итоге, Alfa Jazz Fest был переименован в Leopolis Jazz Fest и стал сотрудничать с USAID, посольством Канады и прочими международными организациями.
Ситуация для «Альфы» стала стремительно ухудшаться после начала боевых действий на Украине в феврале 2022-го. СНБО Украины ввело в отношении Фридмана и Авена санкции, принадлежащий бизнесменам банк был национализирован, их доли в холдинге IDS Ukraine — арестованы.
Последним активом «Альфы» на Украине оставался «Киевстар». Директор телекомоператора Александр Комаров несколько дней назад, в начале октября, дал пронзительное интервью — в нем он заявил, что «как у патриотически настроенного человека [у меня] есть мечта, что завтра я проснусь и не будет российских даже миноритарных акционеров в составе акционеров компании VEON». Спустя 2 дня все корпоративные права «Альфы» во всех украинских бизнесах, включая «Киевстар», были арестованы. Так Фридман и его партнеры лишились последнего бизнеса на Украине.
Однако и это еще не конец — в последние несколько месяцев Украина официально объявила о нескольких уголовных делах, фигурантами которых стал Фридман. Одно из них возбуждено по подозрению в «финансировании в особо крупных размерах войны России против Украины», другое — о выводе $19 млн из капитала Sense Bank и уклонении от уплаты налогов.
На этом фоне Фридману было небезопасно не только приезжать в Украину, но и оставаться в Великобритании, откуда его в любой момент могли бы экстрадировать по запросу украинских правоохранительных органов.
Возвращение
В итоге, Михаил Фридман решил перебраться в Израиль, однако из-за случившегося на днях обострения палестино-израильского конфликта бизнесмен временно приехал в Москву.
«Здесь [в России] я все понимаю, я знаю как решить вопрос, точно понимаю кто его может решить, как к этому человеку обратиться, через кого и так далее», — рассказывал Фридман в 2017 году русскому Forbes.
Правоохранительные органы РФ, несмотря на обращения Рогозина и депутатов Госдумы, пока не заявляли о каких-либо проверках в отношении Михаила Фридмана.
Структуры бизнесмена, в частности холдинговая компания LetterOne, продолжают оказывать помощь Украине, но исключительно гуманитарную. Согласно отчетности компании, она предоставила ЮНИСЕФ финансирование для обеспечения 300 тысяч беженцев продовольствием, водой и санподдержкой. Еще 50 тысяч человек получили помощь с едой, жильем и медикаментами. Около $4 млн долларов помощи было предоставлено в виде медикаментов.
Отдел политики