Найти в Дзене

Потеря смысла существования: "Страх вратаря перед одиннадцатиметровым", Петер Хандке

Совпадения - странная штука. Обычно это то, что мы относим к роду случайностей. Но бывает так, что в очень короткий промежуток времени совпадения умножаются. Неделя, всего неделя, а имя одного из писателей тебе попадается постоянно. И нет, это не навязчивая реклама новой книги одного из популярных писателей, ещё и всеми способами продвигаемого. Наоборот, встречается имя того, кого читала несколько лет назад, и последний раз его упоминали в прошлом году в связи с выходом на русском языке его романа "Воровка фруктов". Да, это Петер Хандке.

Издание "Амфоры", 2000 года из моей библиотеки.
Издание "Амфоры", 2000 года из моей библиотеки.

Название - метафора. Почему пенальти захватывают всех наблюдающих за действом на футбольном поле в плен дичайшего нервного напряжения, особенно если исход важного матча решается в послематчевой серии одиннадцатиметровых? Потому что это отдельное, непредсказуемое вкрапление в сюжет игры. Это дуэль. Вратарь и пробивающий: один на один. Преддверие исхода - два соперника пытаются предугадать действия друг друга, чтобы оказаться на шаг впереди и вынудить противника на ошибку. Выход на позиции: вратарь встаёт в ворота и ждёт момента, чтобы начать движение навстречу мячу, сделав попытку прочитать, куда направит удар его оппонент, или пытаясь сбить того с толку ложным движением. Но противник может сыграть не так, как обычно, и ударить в противоположный угол ворот. Но и вратарь может прыгнуть не в тот угол, в который предполагал изначально, зная о подобных хитростях нападающих. В свою очередь, нападающий, понимая это, может ударить в другой угол... И так до бесконечности.

Но бесконечности быть не может - свисток судьи и приходит время действовать. Ошибка вратаря может решить исход матча. Может повлиять на его дальнейшую карьеру. А что случиться, если вратарь совершит ошибку не на футбольном поле, а на поле жизни? Ошибку непоправимую. Ставящую крест на его будущем не только как спортсмена, но и как полноправного члена общества.

-2

Аллегория, которая усугубляет ответственность, расширяя границы футбольного прямоугольника на саму жизнь, объемная проекция влияния поступка на судьбу. Красная карточка и удаление с поля без права замены. Работа вне спорта. Увольнение, которое, возможно выдумал сам. Преступление. Принять ответственность и наказание или попытаться переиграть систему, сбежав? Если выбор в пользу второго, что дальше?

Как ни сложно догадаться, главный герой этой книги - бывший вратарь. Йозеф Блох бесцельно слоняется по Вене. Познакомившись с кассиршей кинотеатра, он проводит с ней ночь и убивает её. Совершив преступление, он скрывается. А дальше наблюдаешь бескрайнюю череду съемных квартир, женщин, с которыми встречается герой книги, мужчин, с которыми он постоянно конфликтует. Но он никому не нужен, никому не интересен по-настоящему. За просмотрами полицейских хроник, за случайными встречами, случайными отношениями и походами в кинотеатр проходит его жизнь.

-3

Наблюдать за всем этим тяжело. Местами почти невыносимо. Тягостная атмосфера произведения, непонятно зачем тянущееся существование главного героя порой приводят к далеко не радужным мыслям. Особенно о взаимоотношениях людей, контактирующих друг с другом. В "Страхе..." их нет. "Страх..." - это набор столкновений абсолютно разных личностей, у которых нет ничего общего: ни соприкосновений в прошлом, ни общих интересов, способных сблизить, ни, главное, желания найти что-то общее и интереса к личности случайного собеседника. Люди, сидящие за общим столом и создающие видимость беседы, существуют в различных реальностях - каждый в своей. Говорят, потому что надо что-то говорить. Задают вопросы, потому что формально нужно выказать сопереживание. Все чужаки друг для друга. Причем вопрос не в невозможности установления контактов, а в полнейшем нежелании их создавать.

Так и тянутся дни, состоящие из пустых разговорах, из бессмысленных встреч и монологов героев, из обрывочных, ничего не несущих речей. Цепочка из мелких бессмысленных звеньев, что складываются в общую бессмысленность происходящего. Местами появлялось раздражение из-за монотонности движения в никуда и непонятно зачем. Бессмысленность во всем. Бессмысленность бесконечно. "Остановите Землю, я сойду!" - первое, что хочется крикнуть после прочтения.

Но. "Страх вратаря" - это та отвратительная штука, которая на самом деле знакома многим. Представьте себя в ситуации, когда вы на "поле" один на один с тем, что сильнее вас. Шансы. Какова статистика спасений ворот в случаях пенальти? Процентов семьдесят? Ваша жизнь, как ворота, и судьба, которая бьёт и бьёт, и бьёт, бывая промахиваясь, но в основном прицельно. Да, Блох пропустил гол, от судьбы и от себя. Неудачник - тоже своего рода приговор. Раздражение, драки, случайное знакомство и вновь раздражение, прорвавшее плотину... Чего? Недовольство собой, своей жизнью, упущенными шансами, своей несдержанностью и... Да нет оправдания. Нет.

-4

Литературный артхаус, вызвавший сильные эмоции. Негативные, но сильные.

Могу ли рекомендовать? О, нет, ни за что не решусь.

И, да, "Воровка фруктов". Видимо пора.