Что лучше? Проверенный веками способ или новый, разработанный с использованием новых методов и технологий? Эти дебаты, безусловно, продолжаются и в сфере производства монет. Начиная с 1550-х годов, когда появились фрезерованные монеты (изготовленные машинным прессом), европейские страны колебались между фрезерованными и чеканными (ручными) методами изготовления. Эта неопределённость закончилась в 1641 году с упадком чеканного производства, в результате чего были созданы некоторые нумизматические раритеты.
В марте 1640 года было осуществлено создание новой монеты Луи Дор.
Этот новый номинал, в рамках которого было выпущено три монеты, в том числе полуторный и двойной Луи Дор, вызвал конкуренцию между двумя монетными дворами и их соперничество в двух разных методах чеканки. Парижский монетный двор под руководством Луи де ла Круа производил монеты традиционными методами ручной чеканки. Monnaie du Moulin, или новый монетный двор, под руководством Жана Варена, чеканил монеты с помощью такого оборудования, как винтовой пресс. Три золотых номинала Луи Дора были произведены обоими монетными дворами. Монеты были отчеканены в 1640 и 1641 годах. Луи де ла Круа нанял для этого двух прекрасных граверов: Жана Дармана Лорфлена, который был главным гравером чеканки монет Франции, и Клода Баллена, ювелира короля. Два гравера представляют два разных стиля монет Людовика Дора 1640 года с Парижского монетного двора: более тонкий из двух создан Дарманом Лорфелином, а бюст Баллена по прозвищу «большая голова», гравером Монне дю Мулен был Жан Варен.
Когда монеты Луи Дора были выпущены в продажу, монеты, выпущенные под руководством Луи де ла Круа, считались подделками. Широкая публика, сравнивая эти две монеты, увидела несоответствия между ними, а также различия в чеканке и планшете по сравнению с монетами, изготовленными на фрезерованном оборудовании в Монне-дю-Мулен с его неизменным качеством. В рамках этого конкурса монеты, произведенные чеканным методом, были запрещены в январе 1641 года. К 1645 году Франция прекратила производство монет чеканным способом и приняла чеканку исключительно фрезерованным вариантом.
Монеты, выпущенные при Луи де ла Круа, сегодня редки. Особенно это касается выпусков 1641, поскольку они были запрещены в январе того же года. На этих монетах изображен его крест, известный как крест тамплиеров, метод быстрой идентификации монет. Монеты ½ Луи Дора 1641 года также имеют завышенную дату: цифра «1» находится над цифрой «0». Сегодня считается, что до сих пор существуют четыре экземпляра, датированные 1641 годом. В 2022 году офис PCGS в Париже, Франция, получил образец одной из монет 1641/0 ½ Луи Дора от Луи де ла Круа, известный как сорт Croix de Templier, указанный как Gad-57a. Экземпляр был оценён и сертифицирован PCGS, получив оценку MS63.
Монета представляет собой часть истории, повествующую о переходе от чеканки к фрезерованию, положив конец тому, как они производились на территории Франции на протяжении более 2000 лет. Это невероятно редкая и важная единица, отсутствующая в коллекции Национальной библиотеки Франции (BnF).
Благодарю за Внимание!
Буду рад видеть Вас, дорогой читатель, в нашем telegram сообществе.
𐌑ᥱᥴᴛ᧐, ᴦдᥱ ⲙы ᥴ᧐здᥲёⲙ ᧐дн᧐ ᥙз ᥴᥲⲙых ᥰ᧐᧘ᥱзных нуⲙᥙзⲙᥲᴛ ᧐δъᥱдᥙнᥱнᥙᥔ.