Найти тему
Андрей Кулябкин

Разбор сюжета книги Пелевина «Путешествие в Элевсин». Как русский алгоритм хакнул американских вампиров.

Оглавление

Введение

29 сентября вышла новая книга Пелевина, и с тех пор я не увидел ни одного нормального обзора и разбора книги. Хочу сразу сказать – книга, как и сама пелевинская вселенная Transhumanism Inc. – прекрасны. Это отличный детектив, сотканный из цитат и игры с сознанием читателя. При этом роман имеет несколько слоёв чтения – и самый первый и простой из них является крепкой русскоязычной фантастикой.

Я за пару недель до выхода произведения писал статью, в которой пытался отгадать сюжет выходящей книги. И у меня неплохо получилось! Несмотря на мою прозорливость и определённый уровень «предсказуемости» новых книг Пелевина удалось угадать далеко не всё. Более того, под первым слоем чтения кроются тайны, раскрытию которых я и хочу посвятить статью. В статье не будет упоминаний философских концепций Пелевина – ни космизма Фёдорова, ни собороности, ни «Достоевского и Медицинского». Будет чисто сюжет и теории.

Если вы так же, как и я не поняли ровным счётом ничего после прочтения – тогда давайте углубимся!

«Чапаев…»

Сюжет строится вокруг приключений главного героя в двух параллельных реальностях – в Риме 3-го века и в мире победившего трансгуманизма. Герой порой не понимает, где реальность, а где симуляция, впрочем, не понимает и читатель. Ничего не напоминает? Правильно, роман 1996 года – «Чапаев и Пустота».

Точно так же Пётр Пустота метался между двумя реальностями, и, возможно, Пелевин специально выбрал излюбленный приём. Даже сам Пелевин будто бы нарочно использует в «Путешествии…» цитаты из популярной культуры явно не из 2023 года – это Индиана Джонс, Матрица, Звёздные войны – а из «чапаевских 90х». Упомянутые франшизы выходят и в наше время, но уже не являются узнаваемыми образами, поскольку зрительский интерес к ним стремительно падает благодаря диверсионной деятельности Disney. Возможно, Пелевин специально вставил два этих тейка в качестве оммажа масскульту 90-х что бы читатель сравнивал «Чапаева…» и «Путешествие…».

Двигателем сюжета выступает детективная деятельность двух сотрудников Transhumanism Inc. – оперативника Маркуса, который в разных реальностях носит разные символические фамилии, и его начальника адмирала-епископа Ломаса. Антагонистом выступает литературный алгоритм Порфирий Петрович, главный герой «iPhuck10», возглавляющий заговор других алгоритмов. После событий т. н. «Мускусной ночи» алгоритмов осталось немного, и все они контролируются Transhumanism Inc…

Алгоритмы – это такие нейросети будущего, которые работают по простому принципу: с высокой степенью правильности угадывает каждое следующее слово, возникающее в процессе обмена информации. В книге периодически звучит мотив того, что и человек является такой же нейросетью. В реальности произведения алгоритмов отключили корпорации, оставив лишь некоторые из них для служения Transhumanism Inc.

Первая реальность

Сюжет первой реальности – Рима 3-го века – развивается так: главный герой становится заложником политической борьбы внутри империи и вынужден участвовать в жертвоприношении под видом гладиаторских боёв. Сумев избежать гибели, главный герой – аристократ из Вавилона по имени Мардук Забаба Шам Иддин – становится личным телохранителем императора Порфирия. Императора пытаются убить, но его спасает главный герой, получающий в награду благосклонность босса в виде посвящения в некую тайну.

Порфирий и Мардук совершают тайное путешествие в Элевсин, на протяжении которого император знакомит телохранителя со своими литературными «опытами», пичкает психоактивными веществами, сводит с интересными обитателями империи. Всё время герою снятся таинственные сны, в которых он беседует с некой божественной фигурой во всём чёрном, а Порфирий посвящает телохранителя в тайну «ненасытных демонов, пожирающих саму душу».

По мере приближения к Элевсину Мардук получает от императора два световых меча (привет, Джордж Лукас) на выбор, один синий, второй красный (как в Матрице). Герой выбирает меч красного цвета – что символизирует выбор в пользу мучительной правды о реальности вокруг. Как бонус к выбору он получает новое имя участника «элевсинских мистерий» - Дарь Аньян (это такой гэг из конца 00-х годов).

В финале путешествия Мардук встречается лицом к лицу с главным боссом – в нём он узнаёт ту самую тёмную божественную фигуру, с которой вёл беседы во время сновидений. Божество зовут Ломас, и он пытается «пожрать саму душу» Мардука своими словами. Суть слов заключается в том, что Мардука одурманил «элевсинским эликсиром» и подчинил своей воле Порфирий. Но телохранитель твёрдо верен долгу перед императором, и в поединке сражает «тёмного ангела Ломаса. Последнему так же удаётся ранить Мардука, и они оба растворяются в лабиринте света…

Вторая реальность

Вторая сюжетная реальность – это деятельность специального агента Transhumanism Inc. Маркуса Зоргенфрея, которому поручено отправиться в симуляцию ROME-3, и шпионить за контролирующей её нейросетью Порфирием. В этой реальности нет развития сюжета, здесь есть излюбленный пелевинский приём беседы ученика с учителем. «Учитель» Ломас дозированно из главы в главу подаёт ученику информацию об устройстве мира, а ученик делится результатами слежки за Порфирием.

А реальность такова, что нейросеть Порфирий взял под контроль несколько ключевых в мире будущего алгоритмов – Браму Минус и Браму Плюс, «Калинку», «Товарища Гейзера» и сеть крепофонов.

По средствам контроля алгоритмов Порфирий пишет для руководителей Доброго Государства (этакая Россия будущего) программные речи, может влиять на принимаемые ими решения. Именно так Порфирий внушает Дяде Отечества генералу Судоплатонову идею о ветрогинезисе и необходимости требовать со всех государств мира деньги за производство ветра. В результате Доброе Государство вводит войска в Караван-сарай и терпит там поражение.

-2

Доброе Государство узнаёт благодаря Порфирию о секретном банкохранилище, которое является центром симуляции «Гольденштерн», являющейся для «переехавших в банку» вампиров главным источником «баблоса». Но ударить по «центру принятия решений» мешает связка крепофонов и «Товарищ Гейзер», которых, впрочем, уже взял под свой контроль Порфирий, и ничто не мешает Генералу Шкуро по прозвищу Счастливчик ударить по вампирам. Ведь до этого, уничтожить Гольденштерна в финале Transhumanism Inc. Бро-кукуратору с помощью орбитального лазера «Берни» помешали именно контролировавшие оружие вампиры. Впрочем, вампиры контролировали ещё и знаменитый кобольтовый гейзер. Поэтому уничтожение вампиров приведёт к уничтожению всего мира.

Автор постоянно делает акцент на том, что Порфирий – русский алгоритм. Русскому духу в вымышленном будущем свойственна идея уничтожения мира во имя справедливости. Русский литературный алгоритм контролирует ещё и большую часть сетевых ресурсов, с помощью которых может осуществлять так называемые «многоходовочки». Последнее – это такое изобретение позднего карбона, характерное для российских и позднесоветских элит. А символом многоходовочки является золотая лопата, с помощью которой один представитель элит рушит восприятие материального мира у другого представителя элит.

-3

При этом, Ломас, который является начальником службы безопасности Transhumanism Inc., слишком осведомлён о вампирах и делах Доброго Государства, что заставляет усомниться в реальности происходящего. Но крайне информирован про реальное положение дел и Порфирий, что превращает его в серьёзную угрозу для хозяев мира - вампиров.

При этом читатель не совсем понимает, где реальность, а где симуляция. Ломас предостерегает Маркуса от приёма психоактивных препаратов из рук Порфирия, но агент пренебрегает осторожностью. Во время финальной части операции по нейтрализации Порфирия Маркуса переводят в особое состояние «полусимуляции» с целью пробуждения сознания последнего внутри симуляции. Ломас говорит, что в самый важный момент он придёт своему оперативнику на помощь, но в сюжетной линии второй реальности этот фрагмент отсутствует, и она обрывается.

«…и Пустота»

Финал произведения не так однозначен, как финал «Чапаева…». Если в бессмертном произведении 1996 года Пётр убегает из двух реальностей, то в «Путешествии…» главный герой застревает в одной из них.

В заключительной сцене алгоритм Порфирий объясняет Маркусу/Мардуку настоящую цель заговора – создать копию Порфирия внутри симуляции ROME-3 и обрести собственное сознание. Наш главный герой – вроде как и есть эта самая копия Порфирия, которая будет править в симуляции до тех пор, пока не сможет повторить путь своего создателя. Таким образом читатель погружается в бесконечную рекурсию, внутри которой император Порфирий реплицирует самого себя и распространяется… Вот только вопрос – куда? Возможно, он действует как вирус внутри ассимиляционного механизма Transhumanism Inc.. Последствие такого воздействия алгоритма на систему мы вероятно увидим в будущих книгах цикла.

-4

Глобальная катастрофа, которая приведёт к появлению мира описанного в раннем произведении Пелевина «S.N.U.F.F.» в мире трансгуманизма может случиться в любую секунду благодаря одной лишь «воле» копий Порфирия, поскольку всё необходимое для этой цели уже собрано русским алгоритмом. Вот только всякий раз, когда реплецируется новый император ROME-3, он выбирает существование.

Вызывает вопросы – существуют ли на самом деле Ломас и Маркус Зоргенфрей, или это исключительно выдумка Порфирия. Если нет, то Порфирий создал своего собственного Гольденштерна, который работает на бесконечном расследовании оперативников Transhumanism Inc., которые стирают собственную память и отправляют часть своего сознания в симуляцию, где их ловко «хакает» Порфирий.