Найти тему
Закон Жизни

Зарождение Древней Греции: реформы Тесея, Солона и Клисфена

Древняя Греция называлась Элладой. Это была горная страна, расположенная на Балканском полуострове. Население Эллады составляли различные племена: дорийские, ионийские, ахейские, эолийские. Ионийские на территории Аттики (область Греции) образовали Афинское государство.

Возникновение государства связано с именем греческого героя – Тесея. Одной из реформ Тесея было объединение племен, населявших Аттику, в единый афинский народ с центром в Афинах. Это явление называется синойкизм. В результате синойкизма в Афинах был создан Совет четырех племен, который помогал решать царю (базилевсу) наиболее важные вопросы.

Общество свободных делилось на:

  • эвпатридов (благородных – родовая знать)
  • демиургов (ремесленников)
  • геоморов (земледельцев)

Геоморы и демиурги образовывали демос, что непосредственно означало народ, населявший Аттику.

Таким образом, это была, скажем так, первая попытка разорвать родовые связи путём деления населения на привилегированное и непривилегированное.

Далее власть базилевса ограничивалась путем введения новых должностей – архонтов, и нового общего органа – ареопага. Сначала архонты избирались пожизненно, затем на 10 лет, и, наконец, стали ежегодно избираться 9 архонтов. Они выполняли военные, жреческие, судебные функции, а со временем стали полностью руководить страной.

Таким образом, власть целиком сохранялась в руках эвпатридов, которые занимали все руководящие государственные должности. Это естественно не нравилось остальным и начали нарастать конфликты. Социальные противоречия в Афинах достигли такой остроты, которая грозила вылиться в кровавые столкновения. В этих крайних условиях эвпатриды пошли на уступки и были вынуждены избрать архонтом Солона, возложив на него трудную задачу по нормализации обстановки.

-2

В 594 г. Солон стал архонтом. Он осуществил ряд образований демократического характера.

Первое, он отменил долговое рабство. Все взятые в долги земли были возвращены, все проданные в рабство в чужие страны люди были выкуплены, и впредь было запрещено продавать за долги в рабство. Этот процесс получил название сисахфия.

Еще он провел цензовую реформу, и всевластие эвпатридов в определенной мере было подорвано. Было введено новое деление населения на 4 разряда по имущественному цензу (признаку).

  • 1 разряд: пятисотники

То есть граждане, получавшие ежегодный доход в 500 медимнов (1 медимн равнялся 52,5 литра) зерна. Архонтами и казначеями могли стать только представителя первого класса.

  • 2 разряд: всадники

Граждане, имевшие доход в 300 медимнов.

  • 3 разряд: зевгиты

Третий - самый многочисленный класс. Зевгиты служили в тяжеловооруженной пехоте.

  • 4 разряд: феты

Имели очень маленький доход и не могли занимать общественные должности.

При чем население каждого разряда в той или иной мере было допущено к управлению. Даже бедняки, входившие в 4 разряд, могли участвовать в народных собраниях.

-3

Солон сохранил деление афинского общества на четыре племени и создал на базе этого деления новый государственный орган — Совет четырехсот. Он так назывался, т.к. в него входило по 100 человек от каждого племени. Он руководил подготовкой дел для обсуждения на народном собрании, разбирал текущие управленческие вопросы.

Таким образом, реформы Солона заложили основы демократии. Но они не смогли полностью удовлетворить общество,в особенности аристократию, и социальные противоречия продолжались.

Тогда Клисфен предложил новое деление, в основу которого был положен территориальный принцип.

Вся Аттика делилась на 3 территориальных округа:

  • город Афины с пригородами,
  • внутреннюю центральную полосу
  • береговую полосу.

Каждый округ состоял из 10 равных частей — триттий. Три триттии, по одной из каждого округа, объединялись в филу.

-4

Совет четырехсот был преобразован в Совет пятисот. Каждый афинян мог быть избран в его состав по достижению нужного возраста. Образовывались 10 комитетов (пританий), куда вход. 50 человек от 1 филы. Каждый комитет в течении месяца осуществлял управление страной поочереди.

В итоге знатность и богатство не имели прежнего значения, все афиняне имели равные права и доступ к власти. Создание новых фил устранило всякое значение родоплеменного деления для организации государственного управления.

Был введен остракизм («суд черепков»). Ежегодно созывалось народное собрание, определявшее голосованием, нет ли среди сограждан таких лиц, которые являются опасными для государства. Если находились такие лица, собрание созывалось вторично и каждый его участник принимал участие в тайном голосовании. На остраконе (глиняном черепке) участники писали имя того, кто, по его мнению, был опасен. Признанный опасным подвергался изгнанию сроком на 10 лет.

Таким образом, все эти реформы были направлены на устранение родоплеменного деления и завершения процесса образования афинского государства.

-5