Знаете, как много людей говорили мне, что я что-то делаю неправильно?
Дофига.
Шутки шутками, но...
Мне говорили, что я неправильно воспитываю детей
Мне говорили, что я плохая мать.
Однажды моя младшая дочь плакала в кроватке, а старшая просила попить. Я и сама дико хотела пить. Поэтому я быстро взяла чашку, попила, налила воды старшей и побежала успокаивать младшую.
Как по мне - чётко, стратегически, эффективно.
"Что ты за мать такая! - с упрёком сказала моя мама. - Дочь пить хочет, а ты сама пьёшь у неё на глазах!"
Я тогда была ещё совсем молодая, и эти слова меня слегка "пошатнули". А вдруг я и правда что-то делаю не так? Что если я и вправду чрезмерно эгоистична?
Например, в периоды депрессивных состояний, я не могла заставить себя встать с кровати и разбудить детей в школу. Я разрешала им прогуливать периодически. Мне говорили, что это неправильно, что так нельзя, что я слишком много им позволяю.
Мне говорили, что я совсем не приучаю своих девочек к женственности. Моя старшая часто ходит с колтунами на голове, а младшая одета во что попало.
Моя старшая дочь слишком кинестетична. Она очень плохо реагирует на любые телесные недомогания. Когда она была маленькая, причесть её была целая пытка: она орала, отбивалась. Причесать её было невозможно.
Сейчас ей 14, у неё классная причёска Шегги в розовом оттенке.
Она не выросла неряхой.
Моя младшая дочь могла надеть джинсы, юбку и по одному сапогу из разных пар. Сейчас ей почти 12 и она - законодатель моды в школе.
Никто из моих детей не умер от жажды или от голода, они вежливые, добрые, отзывчивые. И, вопреки всем ожиданиям окружающих - они не бросили школу.
Когда женщины, чьи дети лечатся у психиатра, дают мне советы по воспитанию детей - мне смешно.
Мне говорили, что я неправильно веду свою практику
В начале работы, когда моя практика пошла в гору, это стало вызывать недоумение у коллег. Где я беру столько клиентов? Как получается так, что они рекомендуют меня своим друзьям и знакомым?
Я - патопсихолог. Я работаю с людьми, столкнувшимися с тяжёлыми жизненными трудностями, в том числе если эти трудности связаны с психическими заболеваниями.
"Наверное, ты даёшь им советы, и поэтому они тебе так благодарны, но так нельзя делать психологу", - предполагали мои коллеги.
"Ты не придерживаешься какого-то одного подхода? Да так ведь нельзя!"
"Ты иногда берёшь в работу клиентов без оплаты? Так нельзя, они не будут это ценить!"
Ни один из моих клиентов не ушёл с минусовым или нулевым результатом. Как бы я ни вела свою практику, что бы я ни делала, я могла помочь каждому, и за деньги, и бесплатно, и с советами, и без, и с опытом работы, и без него.
Одна моя бывшая подруга, которая больше всех меня упрекала в неправильности моего подхода, "запорола" первую же свою клиентку. К ней обратилась женщина за 60. Женщина сразу предупредила, что у неё есть деньги только на одну сессию, она не сможет ходить долго.
Что в таком случае должен делать психолог, если уж берёт клиента в работу? Улучшить состояние. Разово. Направить к врачу, если есть показания.
"Я стала работать с её внутренним ребёнком, а она всю сессию рыдала, столько всего вспомнила, но время кончилось, она сказала что ей стало хуже. Но это ведь её ответственность!" - сказала моя тогдашняя подруга.
Когда люди с купленными дипломами психологов (которых как собак нерезаных) дают мне советы о моей работе - мне смешно.
Мне говорили, что я неправильно веду свой бизнес
Мне говорили, что я слишком сильно давлю на людей. Что я заставляю их работать, не задумываясь об их эмоциональном состоянии.
Мне говорили, что я должна больше прислушиваться к другим. Что не должна быть одержима целью. Что должна получать удовольствие от самого процесса, а не постоянно стремиться куда-то вперёд.
И они были правы. Я неправильно вела свой бизнес. Я пыталась заставить работать людей, которые работать не хотели.
Мой папа однажды рассказал анекдот, который обычно не рассказывают дочерям, но как по мне - это самое мудрое из всего, что я когда-либо слышала:
Когда бордель перестаёт приносить прибыль, нужно не кровати двигать, а девочек менять.
Я верила, что моя целеустремлённость будет полезна для других.
А в какой-то момент я решила сдаться.
"Мы попробуем так", - решила я.
Мне говорили, что если разрешить всем работать в свободном режиме и ни на кого не давить, то это даст лучший эффект.
Я отпускала "прощально". Я знала, что так нельзя вести дела, но ошибку уже было поздно исправлять.
И я перестала давить, требовать, ставить сроки, ставить новые цели.
Через пару месяцев мой проект загнулся.
Когда люди с зарплатой в 20тыс руб дают мне советы по ведению бизнеса - мне смешно.
Сегодня я в слегка подавленном состоянии. Анализирую свои ошибки, делаю выводы.
Я на пути чего-то нового.
Но теперь мне нужны люди, которым я не позволю говорить, что я что-то неправильно делаю. Мне нужны люди, которые точно хотят жить так, как хочу жить я.
Иллюзия? Возможно. Но в этот раз я всё сделаю правильно. Правильно для себя.