Я вас прекрасно понимаю! Несколько лет назад я говорила - романсы какие то дурацкие, работать не над чем, серьезно к ним относиться нельзя, то ли дело обрядовые или сложная лирика!
Но по ходу занятий народным пением нам встречались романсы, и так как это часть нашей культуры, как ни крути, мы их пели. И я замечала, как они влияют на коллектив. С них легко начать занятие, они как будто распевка, а вроде бы и настоящий готовый продукт. Не упираясь в диалекты, сложное звучание или манеру, мы уже со второго прослушивания поём, и после пения все улыбаются, довольные выстроившейся гармонией внутри и снаружи. Некоторая легкомысленность и простота романсов, присущая также людям со здравой психикой и долей самоиронии, как будто заполняла какую то пустоту, где был холодок неприятия - "Я не готов себя увидеть таким дурацким!".
Деревенские жестокие романсы возникли в рассвет поэзии серебряного века, приблизительно в середине 19 века, когда подражание городу, городская культура все больше проникала в деревенский быт. Не сильно вдаваясь в детали изысканного литературного слога, женщины перенимали в основном чувственную, эмоциональную сторону, вкладывая в исполнение романсов своё видение и отношение к происходящим в сюжете перипетиям. Возможность почувствовать себя героиней книжного сюжета, представить себя участником любовной драмы, проиграть роль утонченной особы, все это волновало и с лёгкостью перенималось, вне зависимости от пола и возраста. И если в городе романс был жанром индивидуального исполнения, то в деревне широта чувств охватывала всех, и про измену кавалера пели несколькими семьями. Как это увлекательно и полезно, толпой спеть про сомнения, полюбил он другую или всё таки верен!? И после такого высказывания с улыбкой признаёшься, что выглядит это всё смешно, и героиня романса смешна... но он, без сомнения — мерзавец!
За эту возможность быть разной, одновременно смешной и несчастной, за задачу спеть чувственно и самозабвенно — спасибо романсу! Не будь его, огромный пласт невысказанности и недопонимания давил бы на меняющуюся деревню, на людей, вынужденных жить на два мира — город и земля, и даже сейчас, когда деревни практически не осталось, романс может быть мостиком, только уже обратно, к деревенскому мировосприятию.
Буду рада встретиться с вами на занятиях по народному пению и идти в исследования своего разного мира :)