Найти в Дзене
Memento mori

Введенское кладбище, Москва. Часть 4

Как я уже упоминала в предыдущих частях об этом кладбище, после революции здесь начали хоронить, не обращая внимания на вероисповедание человека. И иностранные имена постепенно сменились русскими.
Еще лет 5 назад, бродя по узким тропинкам между надгробий, можно было переломать ноги: столь много завалившихся, полуразрушенных надгробий там лежало, всеми забытых и ненужных. Сейчас территория приведена в относительный порядок. Но, конечно, при этом часть старинных надгробий с полустертыми именами исчезла. Однако не только в дореволюционный период на этом кладбище возводили прекрасные надгробия, настоящие скульптурные шедевры, в память об ушедших. Есть кого вспомнить и из ХХ века. И начну я с захоронения Михаила Михайловича Пришвина (1873-1954), "певца русской природы", над чьей могилой гениальный скульптор Сергей Тимофеевич Конёнков создал из мраморной глыбы мифическую птицу Сирин. Когда-то в школе я не любила биографии писателей и поэтов. Они казались такими скучными, бесполезными. Хотя ч

Как я уже упоминала в предыдущих частях об этом кладбище, после революции здесь начали хоронить, не обращая внимания на вероисповедание человека. И иностранные имена постепенно сменились русскими.
Еще лет 5 назад, бродя по узким тропинкам между надгробий, можно было переломать ноги: столь много завалившихся, полуразрушенных надгробий там лежало, всеми забытых и ненужных. Сейчас территория приведена в относительный порядок. Но, конечно, при этом часть старинных надгробий с полустертыми именами исчезла.

Однако не только в дореволюционный период на этом кладбище возводили прекрасные надгробия, настоящие скульптурные шедевры, в память об ушедших. Есть кого вспомнить и из ХХ века.

И начну я с захоронения Михаила Михайловича Пришвина (1873-1954), "певца русской природы", над чьей могилой гениальный скульптор Сергей Тимофеевич Конёнков создал из мраморной глыбы мифическую птицу Сирин.

Когда-то в школе я не любила биографии писателей и поэтов. Они казались такими скучными, бесполезными. Хотя читала всегда "запоями", но вот биографий — не понимала. Осознала лишь в более старшем возрасте, насколько биография отражается в книгах, как это интересно.

Судьба Пришвина — это роман длиною в жизнь, уникальный и неповторимый. Прежде всего, стоило бы поставить памятник величиною с дом его матери. Героическая женщина!.. Отец семейства проиграл в карты все состояние, продал конный завод и благополучно скончался, оставив супругу с заложенным-перезаложенным домом и пятью детьми на руках. И она их умудрилась вырастить, и дать всем образование.

Самого же Михаила Михайловича где только не помотало. Он и в тюрьме сидел за интерес к марксизму (впоследствии сидел в тюрьме уже за антибольшевистские очерки, и многие произведения писателя вышли в печать лишь после его смерти), и учился в Германии, и агрономом работал, и путешествовал: то на Русский Север, то на Дальний Восток... Был военным корреспондентом в Первую Мировую, работал учителем, библиотекарем. И писал, писал, писал.

Надгробие писателя недавно отреставрировали, вернув белый цвет, будто светящийся изнутри.

Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856-1933) не столь известен, как его старший брат Виктор Михайлович. Но его картины, пропитанные любовью к родному краю, висят во всех крупнейших музеях.

Отец будущих великих художников, простой сельский священник в Вятской губернии, был человеком образованным: интересовался науками и астрономией, рисовал, любил природу. Умер он, когда Аполлинарию было 13 лет. Присматривал за ним Виктор, который к тому времени уже учился в Петербургской Академии художеств. Рассмотрев несомненный талант брата, он вскоре забирает его к себе. В Петербурге Аполлинарий учился не только у старшего брата, но и у Репина, Антокольского, Поленова. В Академию так и не пошел: путешествовал по России и Европе, а потом осел в Москве и вплотную занялся искусством.

Революция, которую не приняли ни старший, ни младший брат, незамедлительно отразилась на их работе и жизни. И если Виктор Михайлович, не желая следовать диктуемым цензурой требованиям, продолжил создавать свои сказочные полотна, то Аполлинарий Михайлович пошел своем путем и увлекся воссозданием исторического облика Москвы. Тут пригодились его увлечения археологией, историей и архитектурой. Он вступил в Московское археологическое общество, проводил исследования и руководил реставрациями. Именно археологию он считал главной страстью своей жизни, а не живопись.

Но в остальном... Преподавать Аполлинарий Михайлович больше не мог, его уволили. Мастерскую отобрали (просто свалив все картины и материалы в кучу, отправив на подводе к дому художника). Из квартиры сделали коммуналку, и новый сосед бесконечно доводил своими требованиями "сжечь этот мусор" (то есть картины). Потом умер Виктор Михайлович, что для его младшего брата стало еще одним сильным ударом.

Отчасти Васнецову удалось вытащить себя из депрессии благодаря живописи. Кстати, он был единственным из художников, кто в 1931 году публично выступил против сноса Храма Христа Спасителя, призывая сохранить культурное достояние.
Жаль, что его мнение ни на что не повлияло.

Надгробие А.М. Васнецова
Надгробие А.М. Васнецова

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) похоронен тут же, на Введенском.
Вернее, изначально его похоронили на Лазоревском кладбище. Но в 1937 году, во время разрушения этого некрополя, прах художника был перезахоронен. Могилы братьев теперь находятся неподалеку друг от друга.

Виктор Михайлович получил образование в Петербургской Академии художеств и поначалу писать картины на бытовые сюжеты, но вскоре переключился на былинно-исторические темы. Тогда были написаны его самые известные картины: "Аленушка" (1881), "Витязь на распутье" (1882), "Иван-Царевич на сером волке" (1889), "Богатыри" (1898) и другие.

В конце XIX века он обратился к религиозной теме, и участвовал в росписи в том числе таких храмов, как Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге и Владимирский собор в Киеве. Конечно, после революции работу в этом направлении пришлось оставить, и на исходе своих дней Виктор Михайлович написал "Бабу-Ягу" (1917), "Царевну-лягушку" (1918), "Кощея Бессмертного" (1926), "Спящую царевну" (1926).

Журнал "Жизнь искусства" опубликовал такой некролог:
"Являясь одним из пионеров переломного периода, В. М. Васнецов, имея подражателей, наметил развитие индивидуализма, эстетизма, ретроспективизма в будущей живописи, занявшей довольно большое место в русской живописи. Отсюда делается понятным, почему В. М. Васнецов остался совершенно в стороне от Октября и дальнейшего развития нашего строительства и до конца дней своих жил в мире неясных исторических грез".

Возможно, при перезахоронении руководствовались "незначительностью" художника, и потому перенесли прах на Введенское, а не на престижное Новодевичье. Вроде как поближе к брату.

Надгробие В.М. Васнецова
Надгробие В.М. Васнецова

Давайте теперь вспомним несколько имен архитекторов, похороненных здесь.

— Франческо (Франц Иванович) Кампорези (1747-1831) — итальянский архитектор и гравер. Особо выдающихся строений он не создал, но участвовал в строительстве Екатерининского дворца в Лефортово, дворца Шереметевых в Останкино, усадьбы Апраксиных в Ольгово. Строил и церкви. Кроме того, оставил после себя великолепные гравюры с видами Москвы тех лет.

— Иван Иванович Рерберг (1869-1932) создавал как типовые здания, так и новаторские, великолепные строения: Киевский вокзал и Центральный телеграф. Кажется, телеграф стал одним из первых строений в СССР в стиле "ар-деко".

— Максим Карлович Геппенер (1848-1924) был главным архитектором московских коммунальных служб: проектировал здания водопровода, трамвайной сети, электрических подстанций, водонапорных башен, пожарных вышек. Пожарная каланча в Сокольниках — его творение. Также во множестве строил здания гимназий и училищ. Могила Максима Карловича была утеряна в советские годы, и только в 2011 году Николай Михайлович Аввакумов создал скульптурный бюст, который был установлен на Введенском в качестве кенотафа.

— Роман Иванович (Роберт Юлиус) Клейн (1858-1924) — один из самых "плодовитых" архитекторов конца XIX - начала ХХ века, создавший более 130 (!!) строений, из них более 60 — в Москве. Был одним из первых, кто начал применять железобетонные конструкции. Из самых известных его проектов отмечу здание Пушкинского музея и здание современного ЦУМа. Храм-усыпальница Юсуповых в Архангельском — тоже его творение. И известный особняк Перловых на Мясницкой, но, кстати, китайский стиль зданию придал позже другой именитый архитектор — Карл Гиппиус.

— Глеб Николаевич Цытович (1931-2014) — главный архитектор комплекса зданий МГУ, создатель более 100 строений в России и за рубежом. Например, политехнический институт и национальный стадион в Гвинее строил именно Цытович. А вот про его мать не удалось найти какой-то связной информации, да вон даже дат жизни нет на надгробии.

— Константин Степанович Мельников (1890-1974) считался одним из лидеров авангардизма, заслужив своими проектами мировую известность. Но тут за дело взялись советские власти, архитектор был подвергнут критике за "формализм", и после 1936 года ни один из его проектов не был реализован. Его просто больше не пускали в профессию. Последние десятилетия жизни Константин Степанович провел за кафедрой преподавателя в различных высших учебных заведениях.
Частично его проекты, не сохранились, и более 70 так и не были реализованы. А я, приезжая в район Сокольников, не устаю любоваться необычным ДК им. И.В. Русакова, — одним из зданий неоцененного гения.

Но больше всего на кладбище, даже больше чем военных, похоронено ученых из самых различных областей науки: около 800! Перечислить буквально всех, конечно, нереально. Но упомяну хотя бы нескольких.

— Николай Николаевич Кауфман (1834-1870) был одним из первых ботанико-географов России. Его гербарий был завещан Московскому университету, где и хранится до сих пор. А монография "Московская флора" (1866), где он описал 941 вид растений, не утратила своего значения и в наши дни.

— Сергей Александрович Токарев (1899-1985) изучал первобытные родовые общины, шаманизм народов Сибири, социальную организацию аборигенов Австралии и Меланезии, этнографию народов Европы. Его энциклопедические знания были уникальны, а система этнографического образования, которую он выстроил совместно с коллегами, актуальна по сей день. Он занимался и книгами: был главным редактором и автором многих статей в двухтомнике "Мифы народов мира" и других.

— Андрей Маркович Чекотилло (1886-1968), не путать фамилию с самым известным серийным убийцей СССР, у того она писалась иначе. Начинал как банальный террорист, увлекшись идеями РСДРП, так что помотался по царским каторжным тюрьмам. После революции работал инженером, преподавал в Московском химико-технологическом институте, а потом увлекся изучением вечной мерзлоты и с 1939 года работал при Институте мерзловедения бок-о-бок с академиком Владимиром Афанасьевичем Обручевым.

— Михаил Иосифович Авербах (1872-1944) посвятил жизнь изучению глазных болезней и повреждений, и борьбе с ними. Разработал и внедрил несколько видов глазных операций, а в годы Великой Отечественной войны присужденную ему Сталинскую премию отдал "в фонд восстановления эвакогоспиталей и здравоохранения".

— Николай Алексеевич Преображенский (1896-1968) — химик-органик, которому мы обязаны появлением советской витаминной промышленности. Создал научные основы производства витаминов А, В1, В2, Е, С. Опубликовал более 500 научных работ, многие из которых были внедрены в промышленность.

— Владимир Германович Штефко (1893-1945) сосредоточил свое внимание на патологоанатомии и изучении туберкулеза. Он стал инициатором создания методики исследования костей и легких при туберкулезе, которая была успешно применена на практике. Покончил жизнь самоубийством.

Знаете, утром села писать эту часть, и внезапно обнаружила, что в моих архивах почему-то нет фотографии надгробия В.М. Васнецова. Собралась, поехала, сфотографировала. Неожиданно много белок, уже сменивших рыжие шубки на серые зимние одеяния. Так что закончу сегодня снимками белок. Ну, и немного осеннего пасмурного некрополя.

Спасибо за внимание.