Всем мы знаем ту самую фотографию больного Ленина в Горках. На ней мы видим уже глубоко больного человека, в глазах которых с трудом можно разглядеть тот самый проникновенный ленинский взгляд, о котором в свое время писал Куприн.
И правда, последние годы Владимира Ильича прошли в борьбе, только боролся вождь уже не с буржуа, а с чудовищной болезнью, которая медленно убивала его. Но не смерть была так страшна, как постепенная потеря когнетивных функций мозга.
Первые черты болезни появились задолго до того, как Ленин понял, что что-то не так. Головную боль он объяснял себе тяжелым умственным трудом, а периодические боли - недавним покушением.
Но уже в 1922 году болезнь стала очевидна всем. У Ильича были параличи правой руки, и правой ноги. Периодически случались приступы. В целом, черты его болезни были следующие:
- периодические припадки (сопровождались параличом правых конечностей, а также потерей речи и возможности понимать речь окружающих)
- головная боль
- периодические обмороки.
В его личном арсенале было в разные периоды до 5-ти врачей, которые не смогли ему помочь.
При этом, использовали германскую технологию - больного максимально огораживали от труда, заставляя отдыхать как можно больше.
Какая трагедия для человека, проведшего всю жизнь в усердной умственной работе!
Но чуть позже ему дали диктовать письма - аж 10-15 минут в день. Здесь и заходит речь о теме нашей статьи.
«Владимиру Ильичу предоставляется право диктовать ежедневно 5-10 минут, но это не должно носить характера переписки, и на эти записки Владимир Ильич не должен ждать ответа. Свидания запрещаются. 2. Ни друзья, ни домашние не должны сообщать Владимиру Ильичу ничего из политической жизни, чтобы этим не давать материала для размышлений и волнений»
"КАК НАМ РЕОРГАНИЗОВАТЬ РАБКРИН"
Эта работа могла поменять очень многое. В.И. Ленин, по мнению некоторых историков, потерянный от реальности, а по мнению других - политический провидец, напишет ее 23 января 1923 года.
В ней будет много важных изменений:
1. Предложение по объединению Центральной контрольной комиссии и Рабоче-крестьянской инспекции и наделению объединенного органа широкими полномочиями
Данная мера должна была сократить расходы на содержание ЦК и убрать значительную часть бюрократии из жизни советского общества .
2.Включение рядовых рабочих и крестьян в ЦК и ЦКК с целью оздоровления обстановки в партии.
Члены ЦКК, обязанные присутствовать в известном числе на каждом заседании Политбюро, должны составить сплоченную группу, которая, «невзирая на лица», должна будет следить за тем, чтобы ничей авторитет, ни генсека, ни кого-нибудь из других членов ЦК, не мог помешать им сделать запрос, проверить документы и вообще добиться безусловной осведомленности и строжайшей правильности дел.
Это должно было помочь преодолеть приближающийся раскол. Тот самый, которые в будущем назовут "политической борьбой". Тот самый, под которым падут Каменев, Зиновьев, Троцкий, Бухарин и множество других известных фамилий.
2. Реакцию на статью
Сам Ленин считал свою работу одной из самых важных.
И самым важным он считал ее опубликовать, что шло позарез с интересами уже набирающим силу лидерам партии.
Вопрос о публикации статьи был впервые поднят на тайном совещание членов партии. Там присутствовали: Сталин, Молотов, Куйбышев, Рыков, Калинин, Бухарин. Статья вызывала у всех смятение, его публикация была не нужна в тот момент партии. Но Владимир Ильич еще обладал авторитетом, и требовал, чтобы статья была принесена напечатанная в ближайшей газете.
Согласиться на это не могли, на совещании все выступили "против".
А как сообщить об этом Ленину, который и так опасался раскола в партии?
Два варианта действий
Товарищ Куйбышев предложил обмануть больного человека, лишенного доступа во весь остальной мир. Его идея была проста - напечатать один единственный экземпляр с этой статьей. Выпуск "Правды" был бы показан Ленину, домочатцам и так уже давно запретили говорить с вождем о политике, а врачи шли на поводу партии.
В таком случае, умирающий Ильич бы никогда не смог узнать правду, а умер спокойно, зная, что смог донести последнюю истину.
Но товарищ Сталин осудил эту идею.
Он выступил за публикацию газеты. Казалось бы, в чем подвох?
Все было просто. Статья была бы напечатана, но с некоторой оговоркой. Вслед за публикацией было бы послано извещение во все губкомы и обкомы РКП (б). В нем было сказано о печальном состоянии вождя, о том, что Ленин уже не обладает информацией о состоянии партии и проч.проч.
Конечно, в таком случае формально приказ Владимира Ильича был бы выполнен, но ущерб, нанесенный его авторитету, был бы потерян навсегда.
Как вы думали, на чем остановилась партия?
Публикация и дальнейшее извещение
27 января, спустя три дня после выпуска статья, во все обкомы и губкомы были разосланы извещения. Авторы этого коллективного «разъяснения» всячески акцентировали внимание партийного актива на том, что Ленин тяжело болен, что он не только не принимает участия в заседаниях Политбюро, но ему не посылают и протоколов, что ему запрещено даже чтение газет, ибо врачи предписали Ильичу «абсолютный покой».
Такой комментарий к статье был дан высшей партийной элитой:
больной человек, оторванный от реальной жизни и не участвующий в работе партийных органов пишет что-то вроде дневника.
При этом, часть статьи не была послана. Та часть, что выделил Сталин не вошла ни в публикацию, ни в дальнейшие сборники сочинений Ленина.
На самом XII съезде тема статьи никак не поднималась. Реорганизация Рабкрина не была проведена. Владимир Ильич ушел из жизни, не зная и не подозревая об этом.