Саратовский край хранит множество легенд про разбойников и кладах.
Это отголосок грозных времен когда отважные поселенцы боролись с лихими людьми в XVI-XVIII веках.
Дикий Запад покажется скромным Раем, а сюжет для российского вестерна из тех времен получился бы огонь для режиссеров кино (Голливуд отдыхает) .
Одна из легенд относиться к селу Оркина Петровского района Саратовской области и описана она в 1890 году А.Н. Минхом, а также рядом сторожил тех мест.
Эта легенда о зле, порожденного жадностью.
С незапамятных времен место было засекой - границей Руси и Дикого поля. Там же были Караульные горы (панды) с пещерами, которое служили пограничникам укрытием.
С конца 17 века в эти места стали переселять представителей народов Поволжья, оставшихся здесь после падения золотой орды, при этом большинство из них были язычниками. Не хотели они принимать русскую власть, но особо не хотели принимать они веру христианскую. В лес бегали справлять языческие обряды. Были там и жрецы, и идолы.
В 1670 году земли близ Саратова "горели" от разбойничьих погромов банды Степана Разина. Более 7 тысяч бандитов разоряли новых переселенцев в этих местах. Части огромной банды, после поимки Разина оседали в Диком поле. И в этих местах осело часть разбойников , главарь банды объявил себя Степаном Разиным для поднятия своего имиджа местному населению, договорился со жрецом, что не тронет людей и даже будет поклонятся идолу, если перенесут его в пещеры рядом с караульными горами. Так и поклялся что будет он служит идолу взамен на богатство и недопущение на эти места христианства. Мистики добавляло и то, что знал он всякие приемы, что делало банду неуловимой и везучий. Начал он обещать людям, что он якобы царь свергнутый и разрешает им своим богам совершать обряды, лишь бы они ему помогали. Он готов и сам их идолу жертвы приносить - если ему будет идол помогать пополнять его "царскую казну".
А тем временем нужно было заселять людьми русского государства эти места, а значит и единая вера христианская должна была распространятся. Во все места были посланы проповедники православной церкви, в том числе и к народам Поволжья. Отправлен был в эти места священник с большими деньгами для строительства церкви, а также церковной утварью и красивым отлитым колоколом для колокольни.
На Караульных горах был выставлен разбойничий дозор. Ни пеший, ни конный, ни карета, ни купец - живыми остаться у них шансов не было. Не повезло и священнику: оказавшись в бандитской ловушке, начал он им говорить, что жить во грехе и людей губить нельзя, а любовь к награбленному и золоту - до добра не доведет. Его для устрашения повесили в овраге, согнав на казнь всех местных жителей. Перед смертью он сказал что не попадут разбойники за деяния свои на небо и что наступить день, когда души их будут наказаны самой суровой казнью. Главарь лже-Разин только смеялся и в отместку приказал повесить колокол для оповещения своей шайки рядом с Караульными горами, чтобы звал он народ не на молитву, а бандитов - на преступные дела, грабеж и убийства.
Со временим шайка разбогатела и сладу с ней совсем не было. Губить разбойники стали уже и местное языческое население: то скот украдут, то женщин, то убьют недовольных. И все мало богатства Лже-Разину было, заполнял он пещеры деньгами и драгоценностями, а жадность все росла. Поминая, об убийстве священника и узнав о его последних словах люди стали задумываться как искоренить банду. Кроме того, просили они и своих идолов, только все зря - только сильнее буйствовала банда. И стали везде посылать к русским наместникам сообщения с просьбой о помощи. Готовы они были и русскую веру принять, и на службу пойти, лишь бы убрали извергов с этой земли.
Подумал русских наместник и послали в эти места одного стольничего со стрельцами от царской власти. Тот понял, что банду на прямую не взять. Решил он прикинуться, что в шайку хочет: и люди у него есть, и оружие. Как сейчас сказали бы "под прикрытием". Лже-Разин даже поверил ему и показал пещеры забитые богатством - вот злато в сундуках, вот книги в кожаных переплетах, вот восточные редкости - ковры персидские, все у ног идола.
Решил хитрый стольничий побрататься разбойничьим пиром на страстную пятницу. Накрыл столы в пещере с идолом и зазвонил в колокол, собирая всех разбойников в округе. Но, во время разгара пьянки приказал стольничий своим переодетым стрельцам подлить снотворного зелья и всех бандитов, когда они заснут - обезглавить. Вовремя резни, главарь Лже-Разин очнулся, завязалась борьба, но охмеленный бандит проклял свои богатства, и колокол что звал на последний его пир, говоря что душу свою готов отдать идолу за бессмертие и для мести. Как только вышел из пещеры стольничий со своими людьми чтобы властям сообщить, обрушилась она и не найти было в нею ходу.
Прошло столетье и в тех местах, в пятницу перед Пасхой из земли появляется ушко колокола. В Пасху если в селе кто шел не на службу, обуреваемый жаждой богатства - он мог услышать звон колокола. Этот звон приводил смельчака в пещеру с богатством. Были смельчаки кто попадал туда, но если брал мало и мог выйти из пещеры - все золото превращалось в труху, монеты были неразменные, а сам он немел и сходил с ума. Если же увидев богатства, не мог остановится, то пещера поглощала его в свою тьму.