Наталья Фанильевна, приводите студентов, оператор уже готов.
А вы нас сфотографируете?
Денис, вся надежда только на тебя!
Нам нужно супер-качественное видео на тему…
Здравствуйте, сколько у вас стоит снять свадьбу?
Денчик, привет! Свободен 21-го?
Денис, здравствуйте, мне нужна ваша консультация по выбору камеры.
Люблю. Свою работу. Жену. Детей. Жизнь.
Моя профессия очень разная и местами сильно глубокая. Создание видео. Представляете, сколько всего скрыто за этими двумя словами?
Сложность видео может быть абсолютно разной, ценность его варьируется от «бесплатно» для друзей до сотен миллионов долларов за Мстителей и Пиратов Карибского моря. Десятки профессий, задействованных в процессах. Только из непосредственно создателей в голову сразу приходят: продюсер, режиссер, консультант, оператор, осветитель, звукорежиссер, костюмер, гример…
Но это все большое кино.
Тот, кто читает эту книгу, вряд ли из того мира. Честно признаться, я сам грезил работой на киностудии и хотел стать условным Михалковым или Ноланом. Мне казалось, я делаю что-то мелкое и никому не нужное, а вот там, тааааам - творят шедевры. Но я рос, жизнь преподносила новые уроки, не касающиеся профессии, и это отражалось на моем творчестве, работе и осознании своей деятельности.
Творчество = работа?
(Улыбаюсь)
В 2011-м году меня взяли работать в компанию LASERWAR. Это вообще отдельная удивительная история. Я обязательно ее расскажу попозже. Первые годы, когда я трудился во благо фирмы, я вообще не понимал, для чего я создаю ролики. Я просто бомбил от души, это был полет, феерия, удовольствие! Не сказать, что это было супер-крутого качества, но некоторые ролики даже сейчас смотрятся ого-го себе! В общем, я не задумывался о целях видео, об аудитории, не раскладывал свои видосы по полочкам, просто делал, кайфовал, получал зарплату. А когда директор говорил, что что-то не так, я с пеной у рта объяснял, что я художник и так вижу. Эх, молодость, неопытность! Спасибо тебе!
Сейчас я смотрю на видео уже как минимум с двух позиций. Профессионально-творческой и бизнесовой. Да простят меня коллеги-филологи. Но это наиболее точные формулировки. Сейчас объясню подробней. Первое: видео должно быть хорошего качества, креативным, актеры должны отрабатывать хотя бы на 90%. Второе: оно должно раскрывать суть и бить в цель. Мы работаем в b2b сфере. То есть, теоретически каждым роликом нам нужно пробуждать финансовый интерес в наших потенциальных покупателях оборудования или франшизы. И здесь важен баланс. То есть, не нужно применять творческие приемы только ради того, чтобы их применить. Это сделает ваше видео вычурным. Такую ошибку совершают все новички, найдя в монтажной программе вкладку «переходы». Запомните: лучший монтаж - тот, который не виден. С другой стороны, настойчивые предложения, желание втюхать считывается на раз. Это отталкивает зрителя. Для себя я избрал тактику друга-специалиста, который нативно, по-свойски, с небольшой долей самоиронии расскажет и посоветует что-либо. Да, годы практики привели меня и на другую сторону от камеры, и к микрофону. Я научился работать со своим голосом, подачей и немного с жестами в кадре. Помню, впервые попробовал себя в роли ведущего в 2013-м, и это было очень печально. Ни голоса, ни опыта, ни внешности, ни чувства какого-то ритма повествования. Но этот опыт был. Ролик, конечно, не вышел. Ах да, я тогда весил около 105 кг (навскидку) при росте 177. Куда лез, спрашивается…
Сейчас у меня за плечами с натяжкой 14 лет опыта. Без натяжки - 12. И я наконец-то вырос до условной журналистики. Да, взял на себя еще больше ролей. Хотя, по правде сказать-то, в LASERWAR мне нужно было работать продюсером, сценаристом, оператором, режиссером, монтажером, саунд-дизайнером, ведущим, диктором, осветителем. Это не очень уникально, но немного больше, чем стандартный режопер в провинции. Расшифровать режопера или и так поймете? (Режиссер-оператор).
И буквально год назад прилетает заказ на съемку видео-отзыва о построенном под усадку доме из бруса. ТЗ максимально конкретное: снять отзыв.
Окей, мне интересно, тем более, это в другом городе, можно и прокатиться. Я накидываю по просьбе заказчика вопросы для клиентов и для него самого же! Да, он тоже хотел сняться в ролике (хотя я не понимал, как и что из этого получится). Но как бы то ни было, приезжаю, записываю ответы на вопросы и снимаю дом. Потом начинается монтаж. Первый такой опыт получился неплохим: это было просто красивое интервью заказчиков и исполнителя (директора строительной компании). Пролеты на дроне, детальки, музыка. Заказчик остался доволен и стал обращаться за подобными роликами периодически. Я стал импровизировать. Особенно сильно пришлось включать дикторское обаяние, когда запретили полеты. Я потерял 50% успеха видосов. Но взял их из закадрового голоса и сторителлинга. Теперь за кадром звучат не просто вопросы, а рассказ друга-специалиста, которому хочется доверять, ну по крайней мере, тембр которого приятно слушать. Я строю закадровый текст таким образом, что подвожу его к репликам клиентов, и получается гармоничное целостное произведение.
Запутал я вас в начале? Только честно! Ладно, такое у нас получилось с вами знакомство-вступление.
Дальше мы разберем типы видео, которые вы можете делать, и с которыми я знаком на практике (ведь существует огромная масса других типов роликов, которые такие же ребята как я, делают, а я не делаю). Навскидку я назову следующие: видео под музыку, сюжет, клип, фильм, свадебный фильм, информационный ролик, рекламный ролик (их много разных!)