Кровавая бойня Израиля и Палестины, начавшаяся в октябре 2023 года, стала самой масштабной эскалацией конфликта за последние полвека. За событиями наших дней — длинная история ненависти. За что борется ХАМАС? Какими методами израильские силовики ликвидировали идейных вдохновителей движения? И что за личные счеты между премьер-министром Израиля и палестинскими радикалами? Корреспондент «360» Елена Кононова проанализировала ситуацию.
Далее — прямая речь.
Убийство одного из основателей ХАМАС
В марте 2004 года Ахмед Ясин возвращался из мечети. Он с самого детства передвигался в инвалидном кресле. К молитве его сопровождали члены семьи и телохранители. Скорее всего, он был спокоен и умиротворен после привычного ритуала.
Ахмеду помогают забраться в машину, и тут удар с воздуха — тремя ракетами, выпущенными с израильских вертолетов, автомобиль разносит в клочья.
Операцией по устранению «ближневосточного Бен Ладена» тогда руководил лично израильский премьер Ариэль Шарон. Ясина разорвало на куски, и все находившиеся в салоне автомобиля погибли.
Говорят, безутешные последователи Ахмеда Ясина подбирали его останки на месте трагедии, складывали в целлофановые пакеты и после гордо несли мощи покойного на траурных митингах. Ахмед Ясин на своей родине был признан мучеником.
С именем этого человека связано образование группировки ХАМАС с теми смыслами, что существуют и по сей день.
Какие цели преследует ХАМАС?
«Задача „Изз ад-Дина аль-Кассама“ (военное крыло ХАМАС), как и задача ХАМАС и ФАТХ, — это освобождение территории Палестины. Освобождение тех территорий, которые, как говорят, оккупировал Израиль… Но все-таки они связаны с идеологией исламского джихада. Связаны с идеологией борьбы исламской. И это создает угрозу для Израиля», — заявил политолог Дмитрий Бридже.
В основе идеологии движения лежит хартия, принятая в 1988 году. По ней, право Израиля на существование не признается, ставится цель создания палестинского государства на всей территории, которую занимала Палестина до образования Израиля в 1948 году.
Самого Ахмеда Ясина, если сравнивать с другими «хамасовцами», под конец жизни вполне можно было считать человеком умеренного толка. За несколько недель до смерти он говорил о том, что его организация согласна на временное прекращение терактов, если все евреи покинут Газу.
Биньямин Нетаньяху, на тот момент министр финансов, узнав о гибели Ахмеда Ясина, удовлетворенно заявил: такие операции необходимо продолжать. И эти операции продолжались год за годом.
В 1976 году пассажирский самолет французской авиакомпании набирает высоту после дозаправки в Греции. Рейсом Париж — Тель-Авив летят 248 пассажиров и 12 членов экипажа. Наземные службы получают сообщение: «Самолет захвачен террористами». Захватчики требовали освободить своих сообщников из израильских тюрем. Лайнер приземляется в аэропорту Энтеббе в Уганде.
Правительство Израиля начинает операцию «Шаровая молния». Специалисты называют эту операцию лучшей в истории мирового спецназа — израильские бойцы ликвидировали террористов.
Личная трагедия Нетаньяху
В операции было одно но: при посадке в самолет армия Уганды открыла по израильскому спецназу огонь. В результате погиб старший брат Биньямина Нетаньяху — Йонатан. И хотя он не был уничтожен непосредственно террористами, захватившими лайнер, так или иначе смерть близкого человека для Биньямина Нетаньяху всегда будет ассоциироваться именно с ними.
Позже Нетаньяху напишет несколько книг, свидетельствующих о его непримиримом отношении к экстремистам. Вот цитата в одной из них:
Тут, конечно, возникает вопрос к автору: а чем же вы лучше, если бомбами уничтожаете противника? Того же Ахмеда Ясина. Можно было б во имя демократии заключить в тюрьму, устроить справедливый суд, предъявить обвинения в преступлениях. Так нет же, скинули бомбы, распалили сторонников на очередной виток ненависти и мщения.
Ясина сменил другой символ
До начала 90-х ведущей силой на палестинских территориях была Организация освобождения Палестины во главе с Ясиром Арафатом. Ясир Арафат — личность противоречивая. С одной стороны, он понимал, что регулирование конфликта необходимо.
В 1993 году было подписано соглашение о введении в секторе Газа системы местного самоуправления. Но все попытки мирных соглашений упирались в то, что можно назвать палестинским самосознанием. Никто, в том числе и Ясир Арафат, не готов был отказаться от арабской мечты по возвращению палестинских земель.
А потом к власти пришло радикальное движение ХАМАС. Лидеры его продолжали непримиримую политику к еврейскому государству. Взаимные обстрелы не прекращались. Был ли выход? Судите сами. Очевидно, радикалы надеялись, что методами террора добьются создания полноценного государства для Палестины.
Несладкая жизнь в секторе Газа
Сотни тысяч людей живут в кварталах с хаотичной застройкой. Централизованного электричества нет. По улицам едут фургоны, которые закачивают воду в резервуары на крышах домов. По всем международным стандартам эта вода непригодна для потребления.
Больше половины населения — без работы. Общая площадь сектора — 360 квадратных километров. В 2021 году население составляло три миллиона человек. Безусловно, уставшие от израильской блокады и экономических проблем палестинцы, даже те, кто не поддерживает радикалов, хотят другой жизни.
Израиль настроен решительно
«Премьер-министр говорил о том, что не исключает сценария, при котором Газа будет стерта с лица земли. ХАМАС будет полностью уничтожен. Насколько сегодня это возможно — вопрос остается открытым», — заявила кандидат политических наук доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ Евгения Войко.
Боевое крыло движения ХАМАС держит в заточении евреев — там тоже женщины, дети, старики. Продолжаются обстрелы Израиля. И сейчас уже нет смысла обсуждать, как же хваленая израильская разведка проспала масштабное вторжение. Другой вопрос — будет ли продолжаться кровавая резня, которая неизбежно перемалывает и гражданское население. В полномасштабном конфликте у Израиля определенно будет перевес в военной силе. Но и ХАМАС получает поддержку из Сирии и Ирана.
О возможных сценариях развития этого конфликта даже опытные эксперты говорят с опаской. Очевидно одно: Палестина и Израиль погрузились в хаос. Никаких намеков на возможности дипломатического урегулирования. Замкнутый круг.