Политолог Алексей Макаркин комментирует результаты заседания Священного Синода:
«1. Основные кадровые решения имеют две составляющие – церковную и светскую. И их интерпретация важна с учетом как той, так и другой.
2. Перевод митрополита Тихона (Шевкунова) с псковской кафедры на крымскую в церковном контексте – перемещение по горизонтали. <…> Теперь псковской епархией будет управлять владыка Арсений (Перевалов), никак с Тихоном не связанный – он протеже новгородского митрополита Льва, который, как и патриарх Кирилл, является учеником покойного владыки Никодима (Ротова). А это совсем другая церковная традиция, чем та, которую представляет Тихон.
В то же время со светской точки зрения ситуация выглядит несколько иначе. С одной стороны, близость к столице и здесь играет свою роль. С другой же для государственной власти Крым был и остается одним из приоритетов. Если при митрополите Лазаре Крым в церковном отношении был в переходном состоянии (до 2022 года он формально состоял в юрисдикции УПЦ), то при митрополите Тихоне ситуация может быть иной, что может повлиять на престиж кафедры. <…> Крым может стать примером для тех епархий на новых территориях, которые пока еще формально состоят в УПЦ, но могут перейти в прямое подчинение Москве <…>. И это не только церковный, но и государственный вопрос.
3. Отставка митрополита Дионисия с поста управляющего делами РПЦ (церковного «премьер-министра») демонстрирует, что в церкви нет «человека номер 2», а кадровые вопросы находятся в исключительном ведении патриарха – Кирилл, в отличие от Алексия II, полностью контролирует ситуацию в Синоде. <…>
Преемник Дионисия в качестве управделами, митрополит Григорий (Петров), ранее управлял екатеринодарской епархией. Он новый человек для церковной Москвы. И здесь тоже есть светский компонент – если многие архиереи стремятся по возможности дистанцироваться от политики, то владыка Григорий активно поддерживает СВО и призывает «противостоять губительным явлениям для нашей Родины - неонацизму, фашизму».
4. Отставку экзарха Африки митрополита Леонида (Горбачева) уже связали в публичном пространстве с проблемами «Вагнера», который также активно действует на этом же континенте. <…> Но индикатором отношения государственных структур к Леониду могли стать проблемы на российской границе у африканских студентов, которые приезжали в Россию по линии экзархата. Митрополит вначале возмущался, а потом замолчал.
Но есть и церковный контекст. Митрополит Леонид проявлял несанкционированную гиперактивность в телеграмме, не только подчеркивая свой патриотизм, но и публично вмешиваясь (также под патриотическими лозунгами) в дела Западно-Европейского экзархата. В любой организации такое не любят – и церковь не является исключением».