Грань между развлекательным контентом и чем-то, что задевает чьи-то чувства, очень тонка. Перейти её можно запросто и государство, несомненно, должно каким-то образом регулировать СМИ. Однако история двадцатого века настолько извилиста, что там хватает примеров как в погоне за тиражами шли простым и скандальным путем. То есть издание изначально ориентировалась на провокации, и таким образом получало известность. По заглавию понятно, о чём именно пойдет речь, но ведь не они были тут первопроходцами. Тут вообще стоит в целом смотреть на культуру прошлого века. Дело в том, что общество само себя готовило к такой прессе. Началось всё с конкурсов красоты. Дальше пошли все эти бикини, короткие юбки, ну а здесь уже и рукой подать до журнала «Playboy». Он кстати с 1953 года издаётся.
Революция же в культуре 60-х годов подстегнула развитие нестандартной прессы. Потребитель становился избалованным, и его требовалось постоянно удивлять. К примеру, предшественником у Шарли было такое издание как «Hara Kiri». Этот журнал выпускали с 1960 года. В Америке существовал не менее противоречивый «National Lampoon». Правда, он появился в 1970 году, но тенденция очевидна. Постепенно потребителю скармливали всё более скандальные темы. Но всё это происходило взаимно. Нельзя винить распущенность СМИ, потребитель и сам был рад видеть такое. Более того он требовал всё это. А где есть спрос, там есть и предложение. Здесь как раз рынок действительно решает.
Я не собираюсь читать морали, но просто хочу напомнить вам, что благодаря так называемому железному занавесу в Советском Союзу уровень культуры был существенно выше, чем на западе. Просто задумайтесь о том, что у нас по радио крутили оперы, а по телевизору спектакли. Это факт, против которого не получится идти. Так же стоит помнить и о телепередачах, которые занимались просвещением населения. Ну и не забываем о журнале «Наука и жизнь». У него тираж был 3 миллиона экземпляров. В это же самое время через океан выпускали что-то вот такое.
Это обложка журнала «National Lampoon» и, пожалуй, она одна из немногих которые можно здесь выложить. Французский «Hara Kiri» я и вовсе не рискну тут показывать. Там некую грань переходили сразу. Но всё это спокойно лежало на прилавках и покупалось. Причины у закрытия журналов были самыми разными, но суть-то не в этом. Суть в том, что запрос на дикие обложки, которые, несомненно, кого-то могли оскорбить существует уже как минимум 50 лет. И создатели Шарли Эбдо ничего нового не изобрели. Скорее они отшлифовали предыдущие наработки и довели их до максимума. Если ещё чуть-чуть перегнуть палку, то их все-таки закроют, но пока что журнал умудряется балансировать на тонкой грани того, что допустимо в европейском обществе.
Кстати о допустимости. Иной раз слышу какие-то небылицы о том, что в Европе не радует политика никого, ну так тираж этого журнала порою переваливает за 4 миллиона экземпляров. Ни одно другое издание во Франции не может похвастаться такими цифрами. Стоит один номер, как правило, в районе трёх евро, то есть французы голосуют деньгами в данном случае и это говорит о влиятельности и востребованности издания. Его любят французы, и закат в ближайшее время ему точно не грозит. Самое смешное, что тот же «Playboy» благополучно прекратил выпускать свою печатную версию ещё три года назад.
Шарли Эбдо напротив продолжает пользоваться спросом и сумел спокойно пережить несколько десятилетий. Да, иногда случаются эксцессы, но от своей политики постоянных провокаций редакция явно не намерена отказываться. Не намерены отказываться от издания и простые французы. Они именно так видят свободу слова, и уступать её не собираются никому. Корни же всего этого лежат всё в тех же 60-х годах. Если знать немного историю Франции, то можно с ходу вспомнить красный май 1968 года. Там всё в порядке было тогда с протестами. Впрочем, традиция митинговать и выражать своё несогласие с властью во Франции вообще давняя.
Потому и власти выгоден этот журнал. С одной стороны он не идёт на компромиссы, а с другой стороны помогает выпускать пар простым людям. Ну, вот же, демократия во всей красе. Какие угодно можно печатать карикатуры, нет никаких рамок, чего ещё желать обывателю? В итоге все довольны и жизнь продолжается.
Сложно назвать что-то более популярное из печатных изданий сейчас, но печаль-то в том, что журнал существует и привлекает читателей не за счёт вдумчивых статей. Его привлекательность держится на скандале. И, наверное, задавать вопросы издателям некорректно. Тут скорее вопросы к потребителям. Ведь они оплачивают всё это, что лишний раз напоминает нам об уровне современной культуры.
У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.