Найти тему
Стихира & Ai SUNO Music
Подписаться

Детские речевые проблемы и путь к успешной коррекции нарушений

Сегодня, увы, мы видим непрерывное нарастание числа детей, страдающих от различных нарушений речи. Всё чаще встречаются дети, у которых нарушено от одного до двенадцати звуков, а иногда и ещё больше. Дети могут искажать, заменять, смешивать различные речевые звуки по их артикуляционным и акустическим признакам. Так же у них возникают затруднения в осуществлении умственного действия по звуко-слоговому анализу и синтезу. Достаточно распространены также нарушения лексико-грамматической стороны речи.

Беря во внимание патологии, связанные с процессом беременности, родами и даже заболеваниями в первый год жизни ребёнка, мы также сталкиваемся с прогрессивными результатами в области медицины. И стоит понимать, что в прежние времена дети с подобными проблемами просто не выживали, а теперь они с нами. Однако их проблемы порой сложно назвать детскими. Очень важно не упустить определённые нюансы, которые впоследствии могут вызвать серьёзные осложнения. Следовательно, не стоит долго оттягивать момент посещения консультаций перечисленных ниже специалистов.

Консультация ортопеда. В нашем организме от ног до головы всё тесно связано. На первый взгляд, может показаться, что осанка и речь не взаимосвязаны. Однако это не так. Здесь речь идет о правильном дыхании, правильной интонации, правильном положении головы при общении и даже о предпосылках для будущего здоровья. Следует отметить, что у большинства детей с речевыми проблемами также есть проблемы с осанкой и положением стоп. Поэтому, им необходима консультация ортопеда. Специалист может рекомендовать лечебную физкультуру, посещение бассейна или специализированную обувь.

Консультация отоларинголога. Необходимо уделить внимание даже незначительному снижению слуха. Если проигнорировать данную рекомендацию, то в будущем у ребенка могут возникнуть проблемы в восприятии на слух глухих согласных и заударных гласных. Также необходимо предотвратить проблемы в полости рта и носоглотке, если они присутствуют. Поэтому необходимо посетить врача-отоларинголога.

Консультация психолога. Для того чтобы избежать возможных задержек в формировании сверхважных психических функций, необходимых для обучения (таких, как восприятие, внимание, память, мышление и воображение), важно проконсультироваться у психолога. Специалист может порекомендовать специальные занятия для развития конкретных когнитивных процессов.

Консультация ортодонта. Особенно стоит обратить внимание на состояние ротовой полости, а в частности на аномалии зубов и челюстей. Дети, страдающие от нарушений в прикусе, изменений формы и положения зубов, а также коротких уздечек языка, могут иметь не только проблемы с артикуляцией, но и столкнуться с деформацией лица. Поэтому важна консультация ортодонта, который может предложить специальные упражнения, внутриротовые или вестибулярные пластинки, брекет-системы и даже проводить подрезание (пластику) уздечек.

Консультация остеопата. В частых случаях речевые трудности могут быть вызваны родовой травмой на уровне шейного отдела позвоночника или асимметрией мышечного тонуса, связанной с неправильным положением костей основания черепа, к которому прикреплено более трех десятков мышц. Корректное произношение звуков также зависит от формы нёба. Если ребёнок страдает от перечисленных проблем, это может также сказаться на правильной функции глотания и дыхания, что может вызвать проблемы с дыханием и пищеварением. В таких случаях помощь может предоставить остеопат.

Консультация невролога. Как утверждает профессор Б.Р. Ярёменко, "Речевой ребёнок – это ребенок неврологический с сопутствующей речевой патологией". Поэтому одним из ключевых шагов для родителей, столкнувшихся с проблемами в речи их ребёнка, является консультация с опытным неврологом. Именно невролог может определить необходимость проведения массажа и других терапевтических мероприятий, а также рекомендовать лекарства, физиотерапию или другие методы коррекции.

В идеале, после всех этих консультаций родители могут обратиться к логопеду. Однако на практике часто происходит обратное: родители замечают проблемы в речи своего ребёнка и сразу же отправляют его к логопеду, не осознавая, что речевые трудности могут быть лишь "вершиной айсберга". После обращения к логопеду возникает необходимость в посещении ребенком разных медицинских специалистов, что в последствии может вызвать дополнительные пропуски логопедических занятий и значительно затянуть, осложнить процесс преодоления речевых нарушений.

Речь - это, по сути, условный рефлекс. Для его формирования необходима физиологическая основа, включающая в себя безусловные рефлексы, нормальный слух, здоровую артикуляционную и нервную систему. Без предварительной подготовки такой базы логопедическая работа в конечном итоге может оказаться малоэффективной. Поэтому настоятельно рекомендуется пройти весь комплекс перечисленных выше консультаций и назначенных данными специалистами лечебных процедур, прежде чем начинать занятия с логопедом.

Итак, важно помнить, что речевые нарушения у детей могут быть сложными и многогранными. Подход к их решению должен быть комплексным и включать в себя консультации с различными специалистами, начиная с невролога и заканчивая ортодонтом и остеопатом. Это поможет обеспечить наилучшие результаты в коррекции речевых проблем и дать вашему ребенку возможность развиваться в полной мере.