Фильм «Вор» можно назвать, ностальгическим фильмом, так как рассказывал он про первые послевоенные годы. Во времена выхода ленты на экран было еще много людей, помнящих те тяжелые годы. Сюжет фильма был весьма оригинален: матерый красивый вор в военной форме в поезде знакомится с одинокой молодой женщиной Катей, куда-то едущей с шестилетним сыном Сашей. Естественно, женщина воспринимает вора за военного. Между ними вспыхивает любовь настолько быстро, что женщина ему отдается в тот же день в тамбуре поезда. Ну, не на полке же плацкартного вагона, где все всё видят, ей отдаваться. Кстати, сцена снята возбуждающе, но не вульгарно.
А дальше разворачивается сюжет, повествование которого, как бы идет от имени шестилетнего Саши. Катя говорит мальчику, что дядю нужно называть папой. С поезда они сходят в каком-то маленьком городе как бы уже семьей. Где-то в коммуналке снимают комнату. Вора-военного, к слову, зовут Толян.
Спустя недолгое время Толян обносит жильцов этой коммуналки, а чуть позже Катя узнает, что она связалась с вором, а не военным.
Немного отойду от повествования и вспомню о времени, когда снималось это кино.
Сейчас ту пору принято называть лихими девяностыми. Причин тому было не мало. Страна еще не оправилась от развала Союза. Пенсии задерживались, зарплаты не платили по полгода, в глубинке банкротились градообразующие предприятия, люди городами и целыми населенными пунктами оставались без работы. Депрессия в целом по стране была еще та.
Кинематограф тоже переживал не самые лучшие времена. Сеть кинотеатров и клубов, которые показывали фильмы в каждой деревне, также развалились и рухнули во всей стране.
Самих кинофильмов в то время в России снималось мало – государственной поддержки, практически не было. Частник тоже вкладывать киноиндустрию не спешил, ибо отбить затраты и получить прибыль там было практически невозможно.
Хороший российский фильм был в ту пору был штучным продуктом. А зритель в России – специфический, он привык к качественному отечественному кино. Благо талантливых режиссеров в Советском Союзе было не мало.
Стоит отметить, что на 90-е годы пришелся бум на видеомагнитофоны, которые были почти в каждой семье. Теперь не нужно было идти в деревенский клуб, чтобы посмотреть новое кино, достаточно было купить видеокассету рублей за 50 (или за 50 тысяч рублей? – уже не помню) на любом рынке и смотри, сколько угодно. Многие потом еще кассетами менялись. Беда в то, что все эти фильмы писались видеопиратами, и производители кино с этого ничего не имели.
Американское кино (боевики, ужастики и прочее) уже сильно приелось. А тут фильм о тех годах, когда все были пусть и бедными, но счастливыми, потому, как знали, к чему стремились – восстановить после войны великую страну.
Дальше шла любовная история с печальным концом.
Катя то уходит от Толяна, то пытается с ним где-то увидится на пересыльном этапе, после как его берут за оказание сопротивления сотрудникам милиции.
В фильме все кончается печально. Катя умирает от подпольного аборта. Ее сын Саша оказывается в детском доме. Лет через 7 судьба Сашу вновь сталкивает с Толяном. К тому времени Толян уже освободился. Они встретились где-то на «железке», Тлян сидел где-то у железнодорожных складов с друзьями пил пиво. За пренебрежительный отзыв о его матери, Александр убивает Толяна из пистолета, который когда-то сам же Толян ему и оставил. Убийцу вора никто особо искать не стал. Спустя годы Саша становится кадровым военным и оказывается втянут в боевые действия в Чечне.
Фильм стал номинантом на кинематографическую премию «Ника». Актеры, сыгравшие в ней главную роль, Владимир Машков и Екатерина Редникова были названы секс-символами России того периода.
После у обоих кинематографическая карьера сложилась очень удачно. Но Машков больше снимался в России, а Редникова – в Штатах. Игравший в фильме мальчика Миша Филипчук, актером так и не стал, хотя и сыграл еще в нескольких фильмах детей.
В чем успех фильма? В качественной работе Павла Чухрая, который и сюжет подобрал очень интересный, и актеров отличных нашел и срежиссировал все выше похвал. Ну и, конечно же, в шикарной игре талантливых актеров.
Скорее всего, художник просто угадал со временем. Кстати, в том же году Балабанов снял своего «Брата».