Вокруг Байкала по большому кругу. #9 Национальный парк Алханай

День девятый. 14 июля 2023.

День ясный и солнечный. Сегодня у нас в плане пройти «Малое Гороо». Гороо в буддизме представляет собой обряд обхода вокруг какого либо значимого объекта. Это может быть священная гора, дацан, субарган, обоо. Обходить обязательно надо по солнцу (по часовой стрелке).

У храма Ворота

В национальном парке Алханай разработан ряд туристических маршрутов, большинство из которых начинается от местности Аршан, где и располагаются минеральные источники. На машине можно подъехать довольно близко к источникам. Тут машину надо ставить и идти пешком по хорошей деревянной тропе. Проходим мимо статуи будды и небольшого святилища.

Вход к источникам
Статуя Будды
День девятый. 14 июля 2023. Подъем в 7.30. Особо не спешили, поэтому как-то провозились. Пока приготовили завтрак и поели, прошло почти 2 часа. Вышли в 9.30. День ясный и солнечный.-4

Однодневный маршрут «Малое Гороо» протяжённостью около 10 км, включает посещение ряда природно-культовых памятников: Димчиг Сумэ, Храм-Ворота, Эхын Умай, Доржи Пагмын, Наран Хажад и др.

1. Димчиг Сумэ (Храм Хозяина Алханая, Димчига). Димчиг считается главным хозяином и Охранителем Алханая, а «сумэ» в переводе с бурятского обозначает «храм, сотворенный природой». Димчиг - хранитель и защитник буддийской веры. У подножия скалы расположен грот - углубление в скале, диаметром около 7 метров. С потолка и стен грота стекает вода, считающаяся лечебной и сохраняющая свои свойства в течение многих лет.

2. Храм Ворота (Уудэн Сумэ). Останец Храм Ворота считается воротами в мир великого блага. Согласно национальному обычаю бурят, человек, прежде чем войти в дом, должен привести в порядок мысли, одежду и тело. Храм Ворота - это ворота в мир божества Димчига. Это одно из самых почитаемых и посещаемых мест на Алханае, поклониться и возложить свои дары которому приезжают многочисленные паломники и туристы.

3. Эхын Умай (Чрево матери). Эхын Умай - это естественный грот длиной около 4 м., высотой более 1 м., из самых посещаемых культовых и загадочных мест Алханая. Здесь паломники совершают ритуальные обряды и просят у хранительницы Эхын Умай детей для продолжения своего рода. Грот, как правило, навещали и навещают те семьи, у которых по разным причинам нет детей.

4. Загуурди (Промежуточный мир) или «Щель грешников». Примечательная особенность скалы Загуурди - естественное нагромождение ее обломков, образующих узкий сквозной проход длиной 2.5 метра. Давно утвердилось, что проход в скале Загуурди - своеобразное чистилище: если человек свободно пролез через эту щель между глыбами, значит, он не грешен и Алханай его принимает, если он не может пролезть или боится, то Алханай его не принимает, поскольку человеку мешают грехи (отсюда и еще одно название останца - «Щель грешников».)

5. Нара-Хажад (Небесная музыкантша). Нара-Хажад переводится как небесная музыкантша. Главная особенность скалы - обширная расщелина естественного происхождения, подножие которой в устьевой части представляет собой почти ровную площадку. Далее вглубь расщелина сужается, появляются естественные каменные ступеньки, поднявшись по которым, паломники подносят свои дары на импровизированный алтарь.

День девятый. 14 июля 2023. Подъем в 7.30. Особо не спешили, поэтому как-то провозились. Пока приготовили завтрак и поели, прошло почти 2 часа. Вышли в 9.30. День ясный и солнечный.-5

Кстати, ещё есть и маршрут «Большое Гороо», но его длина 108 км, это уже поход на несколько дней. Для продвинутых паломников, которые хотя получить более высокую степень просветления.

План маршрута Большое Гороо

Маршрут начинается от очень симпатичного мостика. Переходим по нему речку и мы на тропе!

День девятый. 14 июля 2023. Подъем в 7.30. Особо не спешили, поэтому как-то провозились. Пока приготовили завтрак и поели, прошло почти 2 часа. Вышли в 9.30. День ясный и солнечный.-7

Мы с удовольствием прошли «Малое Гороо». Очень нам тут понравилось. Тропа набитая, четкая, хотя вначале сильный набор высоты. Заодно в процессе прохождения маршрута посещали необходимые точки и собирали данные, для поиска пошагового геокешерского тайника. Около Храма Ворота встретили большую коммерческую группу туристов, чуть «погрели уши», слушая что там экскурсовод рассказывает. Но идти в толпе нам не хотелось, поэтому быстренько ее обогнали.

День девятый. 14 июля 2023. Подъем в 7.30. Особо не спешили, поэтому как-то провозились. Пока приготовили завтрак и поели, прошло почти 2 часа. Вышли в 9.30. День ясный и солнечный.-8

Храм ворота

День девятый. 14 июля 2023. Подъем в 7.30. Особо не спешили, поэтому как-то провозились. Пока приготовили завтрак и поели, прошло почти 2 часа. Вышли в 9.30. День ясный и солнечный.-10

И первыми поспели к «Щели грешников». Пролезли через неё, очистились огрехов:)

Последний участок маршрута, показался нам гораздо меньше хоженым. Да, тут реально очень крутой склон, хорошо у нас были треккинговые палки. Видимо, платные группы сюда не водят, обходят этот участок.

Из заметок Синей Птицы:

«…А на утро отправились в пешку на Малое Гороо. Очень хороший маршрут! И нам понравилось! Да, вверх идти не быстро, но и не сложно. Тропа хорошая. а в сыпухах и в небольших курумниках проложили целые "окопы" - тропы с бортами, чтобы идти было удобно. На протяжении всей тропы попадаются милые любопытные бурундуки, которые могут выпрашивать еду прямо из рук человека. Над огромным гротом мы услышали и увидели птицу: сапсан сидел на сухой ветке над гнездом высоко на скале. На его крики вторила вторая птица. а в гроте методично капала вода... Больше всего понравились Ворота на верху, там, где ступа в скальной арке. Там мы с Кешей догнали большую группу туристов с гидом. Немного постояли с ними, послушали рассказ. И поспешили вперёд - на ещё более интересное место: щель грешников! Это узкое место в камнях, куда худющий и костлявый Кеша с трудом втиснулся! Кажется, его ботинки грозились застрять:) Я тоже пролезла ужом. Внутри узкого пролаза было некомфортно, над головой нависает глыба, со всех сторон в тело впиваются камни, протискиваться нужно движением стоп, ладоней, извиваться ужом. Но, видимо, грехов на нас с Кешей нет - мы легко справились с задачей:) Собрали всё точки и вскоре начался довольно крутой и не приятный спуск. Да, подниматься в этом месте совершенно не захотелось бы! а ещё густые заросли! Я после отъезда с берега Байкала сняла с груди кулон с птичкой и металлическим свистком от медведя - а тут столько устрашающих табличек про медведя было, и такие густые заросли, что я стала прислушиваться и принюхиваться к запахам зверя. Нет, встречи, к счастью, не состоялось. Внизу нас ждали живительные источники и целая река освежающей и вкусной воды! Ура! Всего за тот день мы прошли около 40000 шагов (24 км по треку).

Алханай - отличное место! Нам очень понравилось тут гостить!»

День девятый. 14 июля 2023. Подъем в 7.30. Особо не спешили, поэтому как-то провозились. Пока приготовили завтрак и поели, прошло почти 2 часа. Вышли в 9.30. День ясный и солнечный.-14

После спуска искупался в речке у источников. Странные источники: не то, что на Кавказе. Сочится малая струйка из норки на берегу. И куча табличек: это от сердца, это от почек, это от желудка, это для зрения. Я такое уже видел, на Шумаке, в Восточном Саяне. Тоже куча маленьких Аршанов (как их тут называют) и все о разных болезней. Мне это напомнило старый анекдот, где доктор берет таблетку, делит ее на две части и дает большому со словами: «Эту- пьешь от головы, а эту – от живота. И смотри, не перепутай!»

А вода очень холодная в реке. Но говорят, что никто никогда не простужается. Для удобства в речке местами обустроены эдакие подпорки из жердей.

День девятый. 14 июля 2023. Подъем в 7.30. Особо не спешили, поэтому как-то провозились. Пока приготовили завтрак и поели, прошло почти 2 часа. Вышли в 9.30. День ясный и солнечный.-15

На обратном пути, уже в нашем кемпинге, зашли в кафешку. Хотели отведать бухлёр (традиционный бурятский суп из баранины). Но его не оказалось. Пришлось взять буузы и еще что-то. За обед заплатили 565 рублей. Оплата наличными.

Немного отдохнули в своем лагере и решили еще недалеко прогуляться, в район КПП национального парка Алханай. Здесь расположен Дацан Демчог Дуган, построенный в честь ламы Намнаная в 2004 г. Есть легенда, что Алханай долгое время был шаманской святыней, но благодаря ламе Намнанаю перешёл к буддистам. По преданиям, этот лама вернувшись из Тибета, пришёл на Алханай. Шаманы были против, но он и не думал уходить, и поселился в лесах, соорудив себе жилище. Пока он там жил, к нему приходили шаманские духи, с которыми он беседовал, уговорив встать на его сторону. Когда на его стороне было преимущество, он выступил против шаманов, и они покинули Алханай.

День девятый. 14 июля 2023. Подъем в 7.30. Особо не спешили, поэтому как-то провозились. Пока приготовили завтрак и поели, прошло почти 2 часа. Вышли в 9.30. День ясный и солнечный.-16
День девятый. 14 июля 2023. Подъем в 7.30. Особо не спешили, поэтому как-то провозились. Пока приготовили завтрак и поели, прошло почти 2 часа. Вышли в 9.30. День ясный и солнечный.-17

День девятый. 14 июля 2023. Подъем в 7.30. Особо не спешили, поэтому как-то провозились. Пока приготовили завтрак и поели, прошло почти 2 часа. Вышли в 9.30. День ясный и солнечный.-18

Во дворе, перед дацаном стоит его статуя ламы, а для туристов тут кроется небольшой религиозный подвох. Буддийские святыни принято обходить нечетное количество раз и строго по часовой стрелке. В Демчог Дугане, всё наборот - идти нужно против часовой. Ответ о причинах такого поведения невероятно прост: лама Намнанай был левшой! Даже в этом нарушении правил проявляется неординарность этого человека.

Отбой в 23 часа. Но спать невозможно. Орет громкая музыка. Дискотека, что ли. Орала до часу ночи. Сволочи...

Идиотский кемпинг.

#Байкал #Забайкалье #Чита #Алханай #нацинальный парк #путешествияпороссии #кемпинг #буддийские святыни #самостоятельные путешествия

• Если статья вам понравилась и вызвала положительные эмоции, подписывайтесь на канал!
  • Буду рад всем посетителям!