Поначалу я испытывал даже некоторое волнение – одна из самых привлекательных и обаятельных женщин края пензенского, популярная и любимая зрителями актриса областного драматического театра Татьяна Карпекина для беседы-знакомства пригласила меня к себе в гости…
Собственно, я давно был заочно знаком с её сценическими героинями и уже успел оценить их яркость и удивительное разнообразие. Так какая же она в жизни – «служительница Мельпомены» Татьяна Карпекина – романтическая и лиричная или, напротив, своенравная и расчётливая, а «местами» и стервозная?..
Уже после первых минут знакомства я увидел в нашей героине искреннюю, открытую, тактичную и даже смешливую собеседницу, с которой очень приятно общаться. И, честно говоря, рад, что круг моих знакомых пополнился ещё одним… проще говоря, хорошим человеком.
Совсем недавно Татьяна отметила юбилей. Скромно, по-домашнему. Такая она и в жизни…
– Мало найдётся таких людей, и особенно представительниц прекрасного пола, которые бы ещё с детства не мечтали об артистической карьере. Воплощаются эти мечты, увы, далеко не у каждого… Интересно, каков был путь «в актрисы» у Татьяны Карпекиной?
– Хорошо помню, что уже в три года я решила в будущем стать стюардессой. Правда, через год уже раздумала… А вот об актёрской профессии долгое время и не задумывалась. Мы постоянно жили в каких-то маленьких деревушках, и о театральной жизни я тогда просто ничего не знала…
– Так ты не из Пензы?
– Нет. Родилась я в Забайкалье. Папа у меня военный. Конечно же, долгое время пришлось путешествовать по стране. Когда я заканчивала школу и надо было определяться с дальнейшим жизненным путём, мама подсунула мне справочник для абитуриентов всех вузов нашей необъятной родины. А жили мы тогда в деревне Покровка, что в Свердловской области. Просматривая справочник, я узнала о существовании Свердловского государственного театрального института. Хотелось, как многим в юности, чего-то «нарядного» в жизни и я поехала в областной центр. Поступила в институт.
– Прошли годы, ты стала одной из любимейших пензенских театральных «звёзд» и потому, наверное, не жалеешь о выбранном пути…
– А как можно жалеть!? Даже чтобы пожалеть о чём-то, это надо с чем-то сравнить. А ведь я, кроме театра, по сути, ничего не видела… Да и в профессиональном плане у меня жизнь складывается весьма логично, без каких-либо провалов или эксцессов.
– А как ты попала в Пензу?
– Бывший завлит нашего театра Ирина Михайловна Смелянская в тот период, когда он нуждался, по её мнению, в «новой крови», обновлении, решила в поисках молодых и талантливых, проехаться по городам и весям. Так судьба и определила встретиться нам в Свердловске. Ирина Михайловна предложила нам, студентам театральных вузов, поехать в Пензу. Мы спросили: «А где это?» Она ответила, что это «замечательный и чудный город – роскошный театр, плюс к тому – всего 600 километров до Москвы…» Мы приехали, показались, и нас всех троих – Пашу Прудникова, Андрея Дымшакова и меня – взяли в театр.
– В основном, и это естественно, ты представляешь на сцене классические образы очаровательных молодых дам, разбивающих сердца главных героев действа (например, в «Ромео и Джульетте» или «Маленьких трагедиях»…). Но есть в твоём репертуаре и весьма «хищные» персонажи, иногда и просто стервы, вспомним хотя бы «Утешителя вдов» или «Авантюриста поневоле». Какие из этих ролей тебе ближе?
– Знаешь, интересно играть то, чего тебе самой не хватает: когда что-то уже в избытке – хочется другого.
– Понял – стервозности?!
– Когда к нам приезжают режиссёры и набирают себе актёров в постановку, то обычно говорят: «Ну, Танечка, вы уже наигрались всяких разных голубых героинь, поэтому вас здесь ожидает эксперимент». А я сижу и думаю: «Буквально вчера было «это» – типичная «зубастая» стервочка. Так что же тут нового?..» Когда же играешь одних лишь стервочек, то, наоборот, хочется чего-то нежного и лиричного.
Иногда меня спрашивают: « Что бы ты хотела сыграть?» Отвечаю так: не знаю что, но главное – с хорошим режиссёром. Независимо от того, какая это будет роль, я хочу получить удовольствие от самого процесса – работы с режиссёром, партнёрами по сцене, материалом. А ещё у меня есть мечта – поработать на малой сцене, в более камерной обстановке.
– Ты мечтаешь о настоящей яркой кинороли?
– Думаю, это было бы интересно. Но чтобы попасть в кинематограф, наверное, необходимо чаще вращаться в кругу людей этой профессии. Мы же здесь живём в довольно замкнутой системе.
– Допустим, Татьяна, тебе всё же предлагают интересную кинороль, но, как это часто сегодня встречается, с наличием так называемых «постельных сцен»…
– Существует расхожее мнение, что подобного рода сцены должны быть оправданными. К сожалению, в нашем кинематографе я ещё такого, увы, не встречала. Поэтому мне пришлось бы над собой поработать, прежде всего, в моральном плане, наверное, я всё-таки, комплексовала бы.
– Интересно, а есть у тебя, помимо родного, какой-то любимый из столичных театров?
– Конечно же, театр-студия «На Юго-Западе» под руководством Валерия Беляковича.
– Что ж, отойдём от театральной темы и коснёмся твоего досуга. Каков он, дружишь ли ты, например, со спортом?
– Увы, серьёзно дружить с физкультурой и спортом мне мешает жёсткий распорядок. Например, очень люблю плавать, но времени на это просто нет. А вот бегать по утрам вдоль набережной Суры – это наша ближайшая цель.
– В ожидании ли ты своего очередного отпуска и как, если не секрет, его проведёшь?
– Поеду в родную Покровку – к родителям, соскучились по ним.
– И весь отпуск проведёшь в деревне у родителей?
– О, была бы моя воля, я бы ездила и ездила: на море отдохнуть, в ту же Москву потусоваться, да и в другие города… Очень хотелось бы когда-нибудь отдохнуть, скажем, в швейцарских Альпах. Но – как получится…
– Ну, коли мы уже мысленно оказались в Европе… Делон, Бельмондо, Ришар – кто из них тебе более симпатичен?
– Наверное, Бельмондо. Ещё с юности я чаще всего смотрела фильмы с его участием и потому больше успела привыкнуть именно к его персонажам.
-Хм… Интересно, каков же он, твой тип настоящего идеального мужчины?
– Что ж, записывай… Это нечто среднее между Фараоном из «Мумии» и Киану Ривсом, плюс – Бред Питт… И если всё это как бы перемешать…
– А как же Бельмондо?
– Так мешать-то будет именно он! Ну, а «на десерт» – Брюс Уиллис, Гарри Олдман и Олежка Меньшиков…
А если серьёзно, то он должен, в первую очередь, быть умным. Тогда и будет гармония в сердце, душе и разуме.
– Иное дело – муж?
– Два человека, желающих жить вместе, должны для себя уяснить прежде всего то, что после первого флера влюблённости для них наступят жестокие будни и тяжёлый труд. Они обрекают себя на труд – быть вместе, а дальше – у кого насколько хватит терпения, такта и понимания.
Недавно прочитала одну из книг известного психолога Козлова и запомнилось следующее: нам всем по ходу своей жизни хочется быть и взрослым, и ребёнком, и лидером, и ведомым… Ведь иногда человеку, который несёт на себе бремя ответственности, хочется побыть и слабым, почувствовать рядом какую-то опору.
И гармоничны отношения в семье тогда, когда твоя «вторая половина» готова принять эту роль. Когда я нуждаюсь в защите, мне очень важно иметь рядом такого защитника. При этом когда, скажем, муж устал и нуждается в нежности, необходим такой же отклик и жены. Мы все должны играть по жизни самые разные роли: отца, матери, ребёнка… Когда у людей всё складывается гармонично, значит, это настоящий брак!
– Веришь ли ты, что в будущем тебя ожидает именно такой брак?
– Я верю, но не уверена…
– Дорогая Татьяна, пользуясь этим замечательным случаем, я поздравляю тебя с прошедшим юбилеем, желаю исполнения всех твоих желаний и мечтаний, самых разнообразных и интересных ролей, крепкого здоровья и, конечно же, личного счастья!
– Большое спасибо тебе, Олег, и до встречи в театре!
«Пензенские вести», № 28, 12 июля 2001 г.
P.S. ...Да уж, кто бы мог подумать, что ведущая актриса Пензенского областного драмтеатра, сыгравшая на его сцене около 50ти ролей, через некоторое время навсегда его покинет. Сначала уедет в столицу, поработает редактором на телевидении в "Останкино". Затем встретит будущего мужа - режиссёра Юрия Урнова. тому предложат творческую работу в ... американском Балтиморе. Татьяна уедет вместе с ним.
Да, ей часто снятся сны о родном театре и периодически она его посещает уже в качестве доброй гостьи. В один из таких визитов в Пензу 10 лет назад, в 2013 году, на вопрос журналиста "Пензенской правды" Галины Исайчевой о возможных планах вернуться на сцену она ответила так: "Я не загадываю. Может, в один прекрасный момент захочется вернуться в Россию, выйти на сцену. Сегодня же я стараюсь не зацикливаться на чем-то одном, а жить полноценной жизнью, в которой столько интересного. Иногда я жалею, но..."