Собрали для вас наглядные примеры традиционных жилищ из разных районов Таджикистана, чтобы путешествуя вы в каждом уголке страны чувствовали себя как дома
Народную архитектуру иногда не совсем справедливо называют "архитектурой без архитекторов".
На деле, если говорить о предках современных таджиков, то лучшие произведения строительного искусства связаны с ярким коллективным творческим талантом народных мастеров-усто.
Они из поколения в поколение проводили своеобразную "архитектурную селекцию" наиболее устойчивых планировочных, конструктивных и декоративных приемов.
Мастера учитывали особенности климата, рельефа, местных строительных материалов, уклада жизни семьи. Благодаря их стараниям и творческому почерку жилище, как живой гибкий организм, приспосабливается к жизни человека и особенностям окружающего мира.
Ареал таджикского народного жилища выходит далеко за пределы современного Таджикистана, включая в себя Бухару, Самарканд, Фергану и районы сопредельного Афганистана.
Сцена от Невы до Памира: чем удивит российский театр таджикского зрителя
Арабы, тюрки и монголы, неоднократно захватывавшие Центральную Азию, в большинстве своем кочевники и не имели собственной архитектурной традиции, а потому быстро впитали многовековой опыт таджикской строительной культуры, переняв в том числе строительную терминологию.
В этом нет ни похвальбы, ни обиды - так сложились исторические судьбы народов, с естественным процессом ассимиляции культур.
Сегодня, в эпоху глобализма, в Таджикистане наблюдается обратный процесс - массовая застройка высотными домами по образцам Турции, Китая и богатых арабских стран. Но то, что хорошо смотрится в Стамбуле, Пекине или в Дубае, не всегда подходит Таджикистану. Особенно если подрядчик используют дешевые типовые материалы.
И поэтому на фоне чужой строительной однотипности особенно важно взглянуть на разнообразие традиционных таджикских домов и посмотреть, чем и почему отличаются индивидуальные жилища в разных районах страны.
Жилища Бухары и Самарканда
Плотность махаллинской городской застройки отразилась на характере жилых домов, которые имеют два, а иногда и три этажа.
Скромные зеленые насаждения, внутренние дворы, напоминающие колодец, два жилых двора, внешний и внутренний, летние и зимние помещения - таковы черты традиционного городского жилища в Бухаре и Самарканде.
Главная комната дома гостиная – мехмонхона - часто представляет собой богато украшенный, высотой в два этажа зал, освещенный двумя ярусами окон.
Повелитель плотин и арыков: как Виктор Стариков создал ирригацию Таджикистана
На крышах помещений по периметру участка нередко устраивались узкие колонные галереи, "ним-айваны", отделенные от внешнего мира глухими стенами с внутренними арочными нишами.
Бухарские дома славятся своими резными дверями с изящной мелкой растительной резьбой. Каждый бухарский мастер-декоратор имел специальную тетрадь-дафтар с образцами орнаментов. До нашего времени дошли несколько таких тетрадей, датируемых XVI в.
Традиционные жилые дома Самарканда имеют чуть более просторные участки застройки, чем в Бухаре, и многоэтажная структура встречается реже.
Помещения ориентированы навесами-айванами на застроенный по периметру двор, или два двора, а на второй этаж выносится болохона - верхняя комната, а иногда гостевая - мехмонхона.
Жилое ядро парадной половины дома обычно состоит из небольшого входного помещения и двух жилых комнат по сторонам.
Расположение главных помещений симметричной группой - среднее и два боковых - типичны и для Ферганы, Худжанда, Истаравшана и Исфары, о чем и пойдет речь дальше.
Ферганский строительный стиль
В живописной плотной застройке севера современного Таджикистана и южных регионов Узбекистана распространены жилые дома с дворовыми композициями, четко разделенными на парадный и внутренние группы.
Нередко, как и в Самарканде, над входной группой располагается верхняя комната с красивой декорированной решеткой в окне, ориентированной на улицу. Цель такого украшения проста - наглядно продемонстрировать прохожим эстетический вкус и тягу к прекрасному у хозяина дома.
В сельской местности более просторные дворы, заселенные одной большой патриархальной семьей, позволяли включать в периметр застройки двора-хавли несколько трехчастных секций для отдельных семей.
По сравнению с жилищами Бухары и Самарканда, здесь обычно было гораздо больше зеленых насаждений и нередко устраивался водоем-хауз для бытовых нужд.
Особое внимание уделялось декорированию гостиной, которую украшали сложнопрофилированным деревянным потолком, эффектно расписанным многоцветным растительным орнаментом, символизирующим звездное небо. А белоснежный резной гипс стен придавал интерьерам праздничную торжественность, передавая на себе обаяние рукотворности и индивидуальный почерк народного мастера.
Выжить под бульдозером: как археологи реанимируют городище Санджаршах
Такой тип жилища был широко распространен в городах и окрестных селах Худжанда, Канибадама, Исфары и Истаравшана с незначительными конструктивными и художественными вариациями.
Так, Истаравшан, второй по значению город Северного Таджикистана, издавна славился как центр художественной обработки дерева и декоративной живописи, его жилая архитектура имеет ряд интересных особенностей.
Одна из них - это мощные высокие цоколи, возведенные из бревен и брусьев, составляющие своеобразные клети, защищающие дом от паводковых вод и выполняющие антисейсмические функции.
Жилища Канибадама и Исфары принципиально не отличаются от истаравшанских. Здесь более просторные жилые усадьбы, включающие в себя, как правило, виноградники, сады и огороды. Отсюда - свободная расстановка построек на участке, почти исключающая периметральную обстройку двора.
Верхнезеравшанская школа
А теперь перейдем к верховьям Зеравшана. Здесь традиционное жилище, возводимое из камня с применением деревянного каркаса, состоит из двух частей.
Одна - летняя, а вторая - просторная зимняя с очагом, приподнятая на полметра и иногда изолированная перегородкой. А между этими двумя частями единого помещения устанавливается колонна.
Для верхнезеравшанского региона характерна трансформация жилища от архитектурно упорядоченных структур с четко определенным планом и украшенным декором до построек с непритязательной архитектурой и незначительным разделением в жилой зоне.
Хозяйственные и подсобные постройки вплотную примыкали к жилой части. Слитная, нередко ступенчатая структура верхнезеравшанского дома с его неровными каменными стенами, скругленными углами и многочисленными выступами производит на редкость живописное впечатление.
Ягнобская школа
Поднимемся еще выше, в Ягноб. Здесь жилища обладают еще большими чертами несомненной самобытности. Расположенные на крутых скатах гор ступенчатые уровни каменных строений напоминают сросшиеся кристаллы.
Здесь взору наблюдателя предстают маленькие жилые комнаты-"канна" без окон, освещаемые через световой люк.
Несмотря на небольшой регион распространения, ягнобские жилища имеют довольно много вариаций - верхнеягнобский или староягнобский дом, и появившийся под влиянием традиций низовий Зеравшана новоягнобский.
Гиссарская школа
Жилища Гиссарской долины имеют много сходств с жилищами Южного Таджикистана и горных районов Каратегина, откуда в ХIХ - нач. ХХ в., особенно интенсивно в 1930-1950 гг., переселялось население, привносившие в эти районы свои принципы домостроения.
Основу здесь составляет вытянутый дом с комнатами, выходящими на айван, занимающий весь фасад. Традиционным для южных районов является жилище типа "хонаи чордара" (четырехдверный).
Люди гор, или Тысячелетняя история заселения Таджикистана
Жилые комнаты, чаще всего квадратного плана с суфами на полкомнаты и очагами, отапливались "по-черному", то есть без вентиляции.
До 1960-х гг. в этих районах сохранялась соломенно-камышовая скатная кровля, а вытянутые гиссарские и верхневарзобские дома в горной местности органично вписывались в ландшафт, повторяя изгибы сложного рельефа.
В декоративном убранстве жилища юга более скромные и суровые, чем ферганские. Главное внимание уделялось резным деревянным деталям-колоннам, резным дверям, глиняным ларям и очагам с лепкой, наполненной символичной орнаментацией.
В Кулябской области широкое распространение получили дома с айваном вдоль всего корпуса и дома "хонаи-чордара", которые, по свидетельству старожилов, были привнесены в горные районы Куляба в 19З0-е годы.
На востоке Куляба был долгое время распространен оригинальный вариант дома очень старых времен с разновысотными суфами, с очагами и полузамкнутыми айванами.
Главной достопримечательностью такого дома являлся оригинальный, не встречаемый нами в других местах световентиляционный фонарь, называемый старожилами "дарвозан". Внешне он имеет вид оконца, слегка возвышающегося над кровлей фасадной стены и напоминающего традиционный горнобадахшанский световой люк в центре потолка.
Название же "дарвозан" могло быть связано либо со словом "дарвоза" (ворота, дверь) или происходит от названия соседней области Дарваз, т. е. "дарвазский".
Дарвазская школа
И после разговоров о "дарвазском фонаре" уместно поговорить и об архитектуре Дарваза. Для припамирских районов характерны и равнинные, хатлонские и памирские приемы зодчества. Характерная особенность традиционного жилища - глиняные, не доходящие до перекрытия перегородки, придающие главному фасаду оригинальный, необычно пластичный вид.
Отсутствие богатого декора в отделке стен восполняется символическим древним орнаментом резного дерева на столбах и дверях - прием, уже характерный для высокогорных районов Таджикистана и Афганистана.
Более того, вплоть до 1960-х годов в селениях ГБАО существовали специальные, связанные с древними традициями общественно-культовые помещения, называемые "дом огня", в которых собирались жители селения.
Город-сад, или Образ муравейника: плюсы и минусы архитектуры современного Душанбе
Это часто четырехстолбная просторная комната с сиденьями-суфами по периметру и светодымовым люком в перекрытии.
Бадахшанская школа
В высокогорных селениях Западного Памира на относительно ровных площадках строилось сразу множество жилищ "под одной крышей". Каждая такая "мини-усадьба" вмещала большую патриархальную семью.
Интерьер освещенного сверху дома-чида наполнен эпической, аскетичной торжественностью. Неприкрытые конструкции потолка, опирающиеся на мощные внутренние опоры, создают впечатление статичности и уравновешенности внутреннего пространства.
В целом в народной архитектуре Памира выражена простота и ясность конструктивных решений, их взаимосвязь с художественно-декоративными приемами, рациональная планировка и связь с природным окружением.
Вместо заключения
Анализируя архитектуру таджикского народного жилища, из многообразия типов можно выделить три общих для всех школ элемента: жилая комната, проходное помещение и открытый навес-айван.
Такая планировка из трех частей обоснована как традиционным укладом жизни, так и климатическими условиями. Проще говоря - посезонной эксплуатацией каждого помещения.
Стиль независимости: как выглядит современная архитектура Таджикистана
Жилая комната больше использовалась зимой, проходное пространство - весной, а айван - в жаркое летнее время. Что любопытно, по ряду планировочных решений таджикские традиционные жилища обнаруживают определенное сходство с древнегреческими мегаронами и атриумными домами этрусков и римлян.
Таджикская народная архитектура, помимо научно-этнографического интереса, имеет и прикладное значение.
Понимание современными архитекторами принципов формообразования в народном жилище, его максимальной приспособленности к природно-климатическим условиям и палитре художественных приемов позволит при создании современного жилья творчески переосмыслить это богатое наследие и не следовать насаждаемым китайско-арабско-турецким шаблонам современного строительства, как это сейчас, увы, распространено в Таджикистане.