Колонка про "колоризацию" фильма "Семнадцать мгновений весны" для шоубиз@мэйл.ру
«Никогда еще Штирлиц не встречал в коридорах гестапо столько цветных». Это, пожалуй, лучший из десятка новых анекдотов, родившихся за неделю показа цветной версии «17 мгновений весны». Кроме шуток юмора, раскраска сериала породила судебные иски (коммунисты оценили свой моральный ущерб в 1 млрд рублей) и ожесточенные споры в блогосфере.
Сразу скажу, что я раскрашенную (разукрашенную, как говорила в детстве младшая сестра) версию осилить не смог: посмотрел минут десять и сломался. Просто потому, что цвет, которого не было, а потом вдруг появился, сильно отвлекает – даже при том, что «Штирлица» все смотрели по десять раз.
Да, раскрасили ленту вполне качественно, однако решительно невозможно понять, ЗАЧЕМ это сделали. Говорят, чтобы привлечь к «Мгновениям» молодежную аудиторию – дескать, на ч/б она сосредоточиться не способна. Однако если относиться к юной аудитории как к стайке имбецилов с рассеянным вниманием, надо признать в том, что цвет – это полумеры. Нужно еще хип-хоп вместо Кобзона в саундтрек, побольше перестрелок и погонь, а также раскрыть наконец тему сисек.
Ведь в фильме, по меркам нынешнего коммерческого кино, не происходит вообще ничего. Секса – ноль, гэгов – ноль, экшна – немногим больше нуля, саспенса… Саспенса много, но отнюдь не блокбастерного толка. Ведь о чем «17 мгновений весны»? Создатели сделали детективный сериал по мотивам напряженной работы мысли одного советского разведчика, хорошо выполняющего свою работу. На протяжении 11 серий из 12 Макс Отто фон Штирлиц думает, а зритель следит за напряженной игрой его ума. И всё. И не оторвешься.
А когда появляется цвет, он провоцирует на посторонние мысли: становится заметно, что у актера Тихонова подкрашены глаза и губы. Да и у прочих членов верхушки НСДАП тоже. И всё это дает вряд ли запланированный идеологами перекраски эффект: в цветном виде это уже не Штирлиц из «17 мгновений весны», а Штирлиц из анекдотов или абсурдистского цикла «Как размножаются ежики».
Если уговорить телемаляров перестать прикрываться лозунгом «полихромность – друг молодежи», окажется, что сделано это – чисто для себя. Чтобы попробовать, проверить, посмотреть, как получится. Когда-то телевизионщики решили, что сделают «Кубанских казаков» лучше Пырьева, и произвели на свет «Старые песни о главном». Прикол понравился, и дорогостоящие эксперименты были продолжены.
Румяный Штирлиц – очередной плод этих Франкенштейнов от телевидения. Подкладывая новый звук и рисуя новый цвет, они родили очередную иллюстрацию к пословице «Лучшее – враг хорошего», ну или «Заставь дурака богу молиться». Выложены серьезные деньги, потрачены сверхусилия – а Юрий Визбор в новых титрах превратился, прости господи, в Визборга. Нацистская кинохроника не раскрашена, как и фильм «Девушка моей мечты», который в «Мгновениях» смотрит Штирлиц – а ведь оригинал этой ленты был цветным. Вот эти мелкие неувязочки вкупе с тоном помады доказывает, что «не ту страну назвали Гондурасом». Улучшить сериал шансов не было, зато опошлить – сколько угодно, и этот шанс «художники» не упустили.
Впрочем, живейшая реакция общества на телевизионщиков, замахнувшихся на святое, явно спровоцирует их продолжать в том же духе. Реставрировать старые шедевры выгоднее, чем пытаться создать новые. Так что нас еще ждут встречи с разукрашенными комедиями Александрова, фильмы с разговорчивым Чарли Чаплином, более динамичный перемонтаж «Войны и мира», закадровый смех в потребных для гы-гы-гы местах – и вообще яркая и интересная, я бы даже сказал, радужная жизнь.
Объяснить улучшателям, что «для настоящего для рыбака удочка только нужна и река», похоже, бесполезно. Поэтому единственный способ – постараться довести всё до абсурда. Предлагайте в комментариях, что еще неплохо бы улучшить в старых произведениях искусства – ну там памятник Пушкину раскрасить или начать на Кремлевскую стену мультики проецировать. Или, скажем, блатные песни Новикова и Розенбаума начать исполнять не под гитару, а с оркестрами. Что вы говорите? Уже исполняют? Ну вот видите – несбыточных кошмарных снов не бывает.
Алексей Мажаев, май 2009