Найти в Дзене
Часовой истории

Это сейчас из гкчпистов делают «клоунов-неудачников». А тогда их боялись и ждали расплаты.

Оглавление

Напомню об эпизоде, связанном с арестом членов ГКЧП, о котором не принято особо распространяться потому, что он показывает страх перед ними из опасений, что придут настоящие советские силовики, разгонят протестующих и провокаторов, и начнут разбираться – кто инициатор государственной смуты в СССР и кому следует ответить по всей строгости советских законов за госизмену.

Расследование наверняка выявило бы роль каждого и дало оценку намерений и степени участия в смуте. Ответил бы и Горбачев и Ельцин, можно не сомневаться. Нет никаких сомнений, что большая часть граждан огромной страны, включая все до единой союзные республики, поддержала бы действия по очищению органов управления всех уровней, а также партаппарата, от явных и скрытых предателей, перевертышей и приспособленцев.

Чаши весов колебались и в тот момент заговорщики, а не члены ГКЧП, которые хотели разоблачить заговор, тряслись от страха и предпринимали все меры, чтобы спасти себя в случае провала.

После трусливого демарша Горбачева в Форосе, от которого ждали решительного противодействия начинавшейся смуте, члены ГКЧП, которым было отказано во встрече с ним и с ним, вернулись в Москву и были взяты под стражу.

Всего по делу ГКЧП было арестовано двенадцать человек. Семерым предъявили обвинения по пункту «а» статьи 64 Уголовного кодекса РСФСР «Измена Родине с целью захвата власти». Абсурдное и умышленное переваливание с больной головы на здоровую..

Организаторы смуты решили, что «гкчпистов» надо убрать из Москвы. Остановились на подмосковном пансионате «Сенеж» под Солнечногорском.

Туда же выдвинулась тщательно подобранная следственная группа. Начали первые допросы.

Дальше случилось невероятное. Через несколько дней видеозапись с арестованными всплыла в редакции журнала Шпигель! Это-то в СССР, где умели хранить секреты и до окончания следствия материалы, касающиеся вопросов государственной безопасности, были цинично проданы(!), как оказалось, сотрудниками прокуратуры. Можно представить, кого отобрали для ведения этого дела…

Предательство проникло в самые верха, в том числе и судебную систему. Иначе как объяснить, что генеральный прокурор В. Степанков в соавторстве со своим замом, Е. Лисовым, подсуетились и состряпали целую книгу, которую немедленно опубликовали, не опасаясь, что их привлекут за грубое нарушение правил судебного расследования – ничего из материалов дела не может предаваться огласке до окончания разбирательства и вынесения решения о передаче материалов дела в суд.

Вскоре «Сенеж» показался ненадежным местом и шестерых из арестованных перебазировали в Тверскую область, город Кашин, в СИЗО-2: вице-президента Г. И. Янаева, и.о. президента СССР; председателя Совета министров В. С. Павлова; начальника КГБ В. А. Крючкова; министра обороны Д. Т. Язова; председателя Союза сельхозпроизводителей В. А. Стародубцева и председателя Объединения предпринимателей А. И. Тизякова.

Все делалось в спешке, тайком потому, что ждали – силовики, которые обязаны защищать членов советского правительства, очнутся, явятся и наведут порядок.

Однако у «переезда», возможно, имела и другая цель. Об этом вспоминал один из гкчпистов, Василий Стародубцев (в 1991 г. - народный депутат СССР и глава аграрного союза), который был арестован одновременно с Павловым. Привезли и той же ночью вернули обратно. Эта суета по мнению Стародубцева, объяснялась тем, что «…рассматривался план нашей ликвидации: во время перевозки на охрану нападают «наши сторонники» и во время перестрелки мы погибаем…».

В СИЗО-2

Чем ближе становилась вероятность прибытия арестованных членов ГКЧП в Кашин, тем сильнее становился страх, толкая на беспрецедентные меры. В результате на территории СИЗО-2, куда их должны были привезти, собралось около 600(!) сотрудников спецподразделений всего центрального региона России. Собирали, кого могли. Вооружили 30 преподавателей Рязанской высшей школы МВД, толком ничего не объясняя. Отряды спецназа группами прибывали из Твери , Нижнего Тагила и даже из Тюмени.

Готовились. Ждали. И еще неизвестно, чью бы сторону взяли эти 600 сотрудников. Потому что, когда наконец арестованных привезли и в помещение вошел «маршал Советского Союза, министр обороны СССР Дмитрий Тимофеевич Язов, все мгновенно встали, вытянулись по стойке».

Из других воспоминаний:

«Когда вошел маршал Язов, все встали. Он прибыл в маршальском кителе с золотой булавкой и якобы золотыми пуговицами. Шли разговоры, будто одна из них потерялась во время досмотра. Вскоре после отъезда членов ГКЧП в Москву ее нашли где-то за половицей, и она оказалась обыкновенной…»

Начался личный досмотр. Об этом участники этого действа пишут со стыдом и смущением, отмечая при этом, что Язов вел себя достойно и ни в чем никого не упрекал, понимал, что люди подчиняются приказу.

В то же время в СИЗО-3, куда в срочном порядке вывезли порядка 300 зк, освобождая место для 6 членов КГЧП, началась давка.

Там и так было превышение нормы вдвое (400 вместо 200), еще добавилось 300. Людей заталкивали в камеры, не обращая внимания на то, что там уже можно только стоять, прижавшись друг к другу. Чтобы не задохнулись все разом, двери оставили открытыми и выставили в коридор пулемет – за попытку не подчиниться огонь на поражение. Церемониться ни с кем не собирались, ставки были слишком высоки. Вскоре сдавленный голос попросил:

- У нас тут несколько, кажется, «откинулись».

Проверили. То, что некоторые теряли сознание и стояли, прижатые телами, заметили не сразу. Их стали выносить в коридор и просто складывать вдоль стен, не до вас!

Пока заключенные давились в СИЗО-3, СИЗО-2 превращали в крепость.

Изнутри ворота забаррикадировали БТРом. На вышках оборудовали огневые точки, срочно пропилив бойницы на внешнюю сторону. Пулеметы поставили на крыше, обложив мешками с песком. «Как в фильме про Чапаева!» - невесело пошутил, вспоминая о тех событиях полковник внутренней службы в отставке, в то время глава УФСИН по Тверской области с 1991 по 2011 и добавил:

«В то время было известно, что московская «Альфа» на месте, а вот питерская — нет, и мы все боялись нападения. Как-то позже я спросил у Александра Ивановича Мирошниченко — заместителя командира группы «А», как долго мы, учитывая все принятые меры, смогли бы продержаться. Он сказал: «Две-три минуты».

Было понятно, что в случае серьезного нападения нас ничего не спасет..»

Опасения послушных исполнителей замысла вдохновителей смуты оказались напрасными. Те, кто должен был обеспечивать безопасность высших руководителей СССР и силовых ведомств государства, остались сидеть по кабинетам и казармам, в ожидании команды...

P.S.

Из интервью с Маршалом Язовым:

«- В чем вас в итоге обвинили?

- "Измену Родине" так и не доказали. Заменили на "захват власти". И это не доказали. Потому что Горбачев сказал: я не чувствовал, что у меня отняли власть. В итоге ничего не смогли предъявить. Только замерили расстояние, которое шли танки по Москве. И насчитали вреда для дорог на 70 миллионов рублей. Это и предъявили».

https://историк.рф/uploads/0/2019/10/11/YwBn9bbe.jpg
https://историк.рф/uploads/0/2019/10/11/YwBn9bbe.jpg

***

Если статья не оставила вас равнодушным, делимся своим мнением, воспоминаниями. Большое видится на расстоянии. Оценивая упущенные возможности ГКЧП..

По материалам: О пребывании Язова Д.Т. и членов ГКЧП в Кашинском СИЗО - 2 «Калининской (Тверской) области. (znanio.ru); «Мы проявили мягкотелость» Унижение, смерть и забвение: как сложились судьбы членов ГКЧП после провала путча в 1991 году: Политика: Россия: Lenta.ru