Найти тему
Нижегородская правда

Психолог Светлана Савельева: «Если ребёнок ненавидит музыкальную школу, лучше его туда не отдавать»

   Занятия из-под палки приносят пользу не всегда Анастасия Прибутковская
Занятия из-под палки приносят пользу не всегда Анастасия Прибутковская

Осень – это начало не только учебного года, но и занятий во многих кружках. Одни родители отдают любимое чадо на рисование, другие в спортивную секцию, третьи в музыкальную школу, а некоторые – на всё сразу. Однако далеко не всегда папы и мамы исходят из интересов самого ребёнка. Отсюда занятия из-под палки, слёзы, ссоры и прочие неприятности. Как выбрать для ребёнка кружок, который поможет раскрыть его таланты? Какова оптимальная нагрузка? И насколько опасно водить ребёнка на секции против его воли? Эти вопросы мы задали психологу и педагогу Светлане Савельевой.

Детская жизнь

– Многие родители уверены, что детям необходимы дополнительные занятия, просто чтобы у тех не оставалось времени на баловство. Другие, наоборот, считают, что лишние нагрузки ребёнка только выматывают и лишают детства. А для чего на самом деле нужно отдавать ребёнка в различные секции и кружки?

– Я считаю, что детям нужно дополнительное развитие, это прекрасно. Музыкальная школа и гимнастика, рисование или ещё какой-то другой кружок или секция дают детям в первую очередь развитие их способностей.

Музыкальные школы развивают мелкую моторику, маленький ребёнок учит язык, учится работать двумя руками. Это очень полезно для развития межполушарного взаимодействия мозга. Доказано, что люди, которые занимаются в музыкальной школе, хорошо воспринимают иностранные языки.

Гимнастика развивает крупную моторику. Любой спорт – это крупная моторика. Это работа мышц тела, поддержка органов и систем, поэтому спорт очень важно включать в жизнь ребёнка какую-либо активность.

– А насколько эти секции необходимы в жизни ребёнка? Нужно ли ребёнка обязательно в них отдавать или он может развиваться и без дополнительного образования?

– Безусловно, ребёнок может развиваться и без секций. Вопрос в том, есть ли у ребёнка какие-то способности.

   По мнению психолога, у ребёнка должны быть ещё какие-то занятия, кроме школы Анастасия Прибутковская
По мнению психолога, у ребёнка должны быть ещё какие-то занятия, кроме школы Анастасия Прибутковская

Например, у ребёнка есть способности к рисованию, он обожает рисовать, и родителям хочется его направить в эту сторону, развить его талант. Или ребёнок обожает музыку, тянется к инструменту. Почему бы тогда не отдать в кружок и не развивать его способности?

Когда ребёнок занимается чем-то, что ему нравится, это повышает его самооценку, уверенность в себе. Когда ребёнок чувствует, что у него что-то получается хорошо и это то, что ему нравится, это, безусловно, хорошо влияет на его самочувствие и, соответственно, на общение с окружающими. Он чувствует себя значимым.

У ребёнка должны быть ещё какие-то занятия, кроме школы. Это даёт ему ещё и круг дополнительных знакомств, друзей и расширяет его кругозор. Естественно, ребёнок может и никуда не ходить, и родители могут самостоятельно заниматься его развитием, это уже по финансовым возможностям. И всё же здорово, если ребёнок посещает какую-нибудь секцию или кружок.

Но это не должно быть насилием. Если ребёнок ненавидит эту музыкальную школу, наверное, лучше его туда не отдавать. Кружки должны быть в радость и детям, и родителям.

Выбор жизни

– Как лучше понять, на какую именно секцию отдать ребёнка – на рисование, в музыкалку или в спорт?

– Нужно смотреть по способностям ребёнка. Если ребёнок очень активный, любит бегать, ему сложно сидеть на месте, то выбор, конечно – спорт. Спорт его дисциплинирует. Спорт – это про дисциплину, про волю, про развитие крупной моторики. Дети в спорте учатся распределять своё время, потому что спорт обычно в принципе много времени занимает. У таких детей хорошая осанка, тело формируется.

Я бы рекомендовала отдавать детей в какую-то спортивную секцию или на танцы и в кружки эстетического развития – это музыка, рисование, театральная студия. То, что развивает твой вкус, слух, разные виды внимания.

Я могу сказать, что дети, которые ходят на разные секции и кружки, развиваются и физически, и умственно. У них правильно работают и мозг, и тело. Они лучше учатся, потому что такие дети привыкли заниматься и получать удовольствие от работы. Они понимают, что такое работа, и у них хорошая самооценка.

– Многие родители, отдавая ребёнка в секцию, ожидают больших результатов и мечтают, что их дети в будущем построят карьеру именно в этом направлении. Насколько эти надежды имеют смысл?

– До подросткового возраста ребёнок ещё может оправдывать надежды родителей, потому что любой ребёнок хочет сделать своих родителей счастливыми. Если родители говорят: «Ты должен сделать лучше» – ребёнок будет стараться для родителей. Но в подростковом возрасте могут произойти перемены, и ребёнок может от всего этого отказаться. Он больше не хочет угождать родителям в переходном возрасте, он хочет выбрать что-то своё, то, что действительно нравится.

Бывает, что ребёнок занимается спортом, а в подростковом возрасте в панике бросает его. И родители начинают причитать: «Он же всю жизнь занимался, как вообще такое возможно? Не бросай музыкальную школу или хоккей, давай ещё походим». Но ребёнок не хочет этэтим заниматься, потому что есть эффект надоедания. Спорт – это на самом деле очень тяжело. Тут важно быть с ребёнком в контакте и понимать, что для него сейчас действительно важно.

– Иногда родителям жалко пройденного пути, и они хотят во что бы то ни стало увидеть результаты ребёнка в музыке или спорте. Нужно ли тогда настаивать на продолжении занятий или лучше позволить ребёнку всё бросить?

– Если ребёнок тоже хочет результатов и ему это в радость, ему нравится достигать результатов в плавании или в музыке, то идите за ребёнком, поддерживайте его. Это очень здорово. Но если ребёнку не нравится заниматься, а вы хотите результатов, то это превращается в насилие. Нужно подумать – слышите ли вы вообще ребёнка и его потребности? Действительно ли самому ребёнку важно добиваться результатов, а не вам?

Важно быть в контакте с ребёнком, понимать его особенности темперамента и характера. Если он в последний год занятий говорит «я хочу бросить», то имеет смысл понять – ему нужно доучиться последний год ради диплома или не стоит? Нужны ли ему эти результаты или они нужны только родителям? И вообще, зачем они родителям, ведь результаты, в первую очередь, должны присваиваться ребёнку.

Временные трудности

– Как родителям лучше вести себя, чтобы не давить на ребёнка и не превращать его детство в череду бесконечных занятий? И вместе с тем помочь ему не бросить дело, которое ему на самом деле нравится, из-за череды неудач?

– Важно быть в контакте с ребёнком и понимать, когда это просто эмоция – «я устал». Тогда нужно дать ребёнку время. Если он уж совсем не хочет ходить на этот кружок, допустим, предложить пропустить какое-то время, например, неделю, а потом продолжить.

Важно не перегибать палку и понимать, зачем вообще кружок необходим ребёнку. Хочет ли он потом в музыкальное училище поступать или в консерваторию или это просто нужно для его развития. Если просто нужно для его развития, то не страшно, если он забросит – ну проучится в музыкальный школе пять лет, а не восемь. Есть ведь другие кружки, которые классно развивают. Может быть, поискать другое направление деятельности.

Можно вообще выяснить, если ребёнку нравилось заниматься, то стоит попытаться выяснить, почему он не хочет ходить на секцию. Что именно не устраивает и мешает.

Но не нужно зацикливаться только на музыкальной школе или только на гимнастике. Много разных кружков, много интересных новых секций сейчас появляется, которые могут понравиться ребёнку и привести его к классным результатам. Важно понимать: если ребёнку что-то очень нравится, он горит этим, у него есть способности, то он к этому придёт. Может, однажды вернётся к спорту. Обычно дети возвращаются к музыке через какое-то время, если им действительно нравилось заниматься.

– Некоторые дети ходят сразу в пять или больше секций. Есть ли какое-то наиболее оптимальное количество кружков?

– Не нужно 150 кружков. Я знаю детей, у которых по семь кружков. Это очень много. Два-три кружка серьёзных – максимум. Мне кажется, достаточно для ребёнка может быть два кружка – эстетическое развитие и физическое. Пять кружков – это много, ребёнок быстро выдыхается. Он не успевает делать уроки, не успевать жить свою детскую жизнь, и это тоже не очень хорошо. Важно, чтобы у ребёнка оставалось свободное время, как занять которое, он мог бы придумать сам.

Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, что нижегородцы записывают детей в кружки и секции через страницы учебных заведений ВКонтакте.

Ещё новости по теме

Нижегородский психолог объяснил, почему подростки становятся трудными

Четыре нижегородских педагога вошли в число лауреатов Премии в сфере музыкального искусства

Семейный психолог рассказала, как мотивировать ребёнка хорошо учиться