Найти тему
Men Today

«‎Ушел на работу русым, а вернулся седым»‎: великий подвиг врачей во время железнодорожной катастрофы под Уфой в 1989 году

Оглавление

Именно врачи «скорой помощи» выполнили основную работу по спасению пассажиров поездов «Адлер-Новосибирск» и «Новосибирск-Адлер», пострадавших в результате взрыва газа в низине под Уфой в ночь на 4 июня 1989 года.

Фото: www.nabliudatel.org
Фото: www.nabliudatel.org

Трагическое стечение обстоятельств

Все произошло на 1710 километре Транссибирской магистрали на территории Иглинского района Башкирии на перегоне между станциями Аша (Челябинская область) и Углу-Теляк (Башкирия).

К моменту появления составов на месте скопилось огромное количество газа, который просочился из поврежденного газопровода «Западная Сибирь - Урал - Поволжье». Он был расположен в 900 метрах от железной дороги.

Из-за местного рельефа весь жидкий газ как бы «стек» к железнодорожному полотну, в низину. Взрыв произошел в 01.15 по башкирскому времени (23.15 по Москве) в тот момент, когда в газовое облако въехали сразу два поезда, до этого никогда не встречавшихся в этой точке. По оценкам экспертов, этот взрыв был всего в 7 раз слабее, чем взрыв американской атомной бомбы в Хиросиме в 1945 году.

Пожар охватил 250 гектаров, с вертолета спасателей место катастрофы выглядело как выжженый круг, диаметром около километра. По мнению специалистов, кратковременный подъем температуры в районе взрыва превышал 1 тысячу градусов по Цельсию.

Всего было разрушено 37 вагонов и оба электровоза, семь вагонов сгорели полностью, 26 выгорели изнутри, 11 были оторваны от состава и сброшены с путей взрывной волной. По документам в поездах находилось 1 284 пассажира, в том числе 383 ребенка, и 86 членов поездных и локомотивных бригад. Однако, пассажиров было значительно больше, так как оба поезда были переполнены курортниками. Также, важно учитывать, что там были дети до 5 лет, билеты на них не выписываются. Поэтому если погибала целая семья выяснить точное количество погибших было практически невозможно.

По официальным данным, на месте аварии было обнаружено 258 погибших, 806 человек получили ожоги и травмы различной степени тяжести, из них 317 умерли в больницах - в результате число жертв трагедии возросло до 575. Однако на мемориале на месте катастрофы выбиты 675 имен. Но по неофициальным данным, погибли около 780 человек.

Быстрая реакция врачей спасла сотни жизней

В 1989 году Михаил Калинин работал старшим врачом скорой помощи города Уфы. О трагедии не любил вспоминать и как-то ее комментировать, но в 2009 году изданию РИА новости все таки удалось с ним поговорить. Вспоминал, что первый звонок о трагедии поступил в 01.45 от диспетчера на станции Улу-Теляк в 100 километрах от Уфы. Он сообщил, что горит вагон поезда.

«Я немедленно сделал дополнительный звонок диспетчеру на железнодорожную станцию города Уфы, через восемь минут мной были отправлены 53 бригады "скорой помощи" на факел. Потому что точного адреса места происшествия не было. И отправлял я их по очереди, а не всех вместе. Это делалось для того, чтобы врачи могли поддерживать связь друг с другом и со мной», - рассказывал Калинин.
Фото: ria.ru
Фото: ria.ru

Рации на то время работали плохо, поэтому возникали трудности поддерживать связь с выехавшими на место происшествия врачами. Особенно тяжело пришлось докторам, первым приехавшим на место катастрофы.

«Первыми приехали Юрий Фурцев, санитар Черный и врач кардиолог Валерий Сайфутдинов», - вспоминал старший врач.

Врач-реаниматолог Юрий Фурцев рассказывал, что он увидел первым прибыв на место трагедии:

«Не было дороги, и спасатели пробирались к эпицентру взрыва пешком. А когда прибыли, увидели развороченные вагоны, сгоревший лес и обожженных людей.
Вспоминать это очень тяжело, не знаю как, но мы тогда, видимо, работали на автомате, тут же организовали доставку людей до районной больницы. Первые три бригады "скорой" из Уфы были как разведочные, за нами сразу же выехали сто машин "скорой помощи"».

По его словам, если бы не быстрая реакция врачей, то жертв было бы еще больше.

aif.ru
aif.ru

Не хватало буквально всего

«В эту ночь было трудно найти людей. Это случилось в ночь с субботы на воскресенье, многие были на дачах», - вспоминал Калинин.

В ту ночь были задействованы все бригады города. На городские вызовы оставили только семь машин.

«В ночь с 3 на 4 мы отказали 456 звонкам в "скорую", выезжали только на дорожно-транспортные происшествия» - вспоминал он.

Важно, что врачи очень рационально использовали свои силы и средства. Именно это помогло организовать транспортировку пострадавших:

«Совместно с министром здравоохранения Альфредом Турьяновым мы приняли решение привлечь вертолетное училище для быстрейшей транспортировки пострадавших из очага с места аварии. Чтобы доставлять людей как можно быстро до больниц, мною было предложено использовать площадку для посадки вертолетов военного училища с пострадавшими практически в центре города, за гостиницей "Арена". Это место было выбрано не случайно. Именно с площади за гостиницей до всех больниц, куда мы доставляли людей, был самый короткий путь до всех лечебных учреждений, до одной больницы сорок секунд, до второй - полторы минуты, а до третьей - две с половиной минуты езды. Спасибо службе ГАИ, которые помогли организовать беспрепятственный проезд машинам скорой помощи, блокировали магистраль города для подъезда к этой организованной вертолетной площадке. Был привлечен дополнительный транспорт - такси и автобусы».

По словам Калинина медикаменты закончились почти сразу же после приема первых пациентов:

«Спасло нас тогда то, что было лето и люди не мерзли. Прибывший на рабочее место заместитель главного врача "скорой помощи" Рамиль Зайнуллин вскрыл склады с сильнодействующими препаратами, и все пострадавшие получили обезболивающие средства практически на месте происшествия. Помогло то, что на складах гражданской обороны было достаточное количество носилочных средств и перевязочных материалов».
gorby.ru
gorby.ru

Всех врачей города мобилизовали утром 4 июня по радио. Вышли все, кто мог:

«На утро 4 июня руководитель управления здравоохранения города Уфы Дими Чанышев обратился по радио к медицинской общественности города с просьбой выйти на рабочие места. Это было воскресенье, и в больницах оставались лишь дежурные врачи и санитары».

Каждому пострадавшему требовалась помощь не одного, а как минимум двух специалистов. Спустя 3 дня после катастрофы было принято решение отправить определенное число людей в ожоговые больницы других городов. Организовали вылет самолетов из Уфы в Москву, Горький (Нижний Новгород), Самару, Свердловск (Екатеринбург), Ленинград. Врачи сопровождали пациентов, даже если работали уже не в свою смену. Всех довезли живыми.

«Спасибо всем медикам. Никому не пришлось в ту ночь повторять просьбы и приказы дважды, все понимали друг друга с полуслова, все были охвачены мыслью - спасти людей, каждого человека.
Мне тогда было 37 лет. Ушел на работу русым, а вернулся седым. За ночь голова не только у меня побелела. После трагедии мы не могли какое-то время говорить об этой катастрофе, настолько это было страшно. Не дай Бог видеть такую человеческую трагедию»,, - сказал он.

Всех участников спасательной операции наградили орденами «Дружбы народов». 18 работников скорой помощи получили звание «Отличник здравоохранения СССР». После трагедии под Уфой пассажирские вагоны стали делать из других, менее горючих и более жаро- и огнестойких материалов.