Найти в Дзене

В поисках каньона реки Псебепс, скал под Аккерменкой и хутора Куколовка

Как-то я, просматривая старые карты 30-х годов, обратил внимание на целую россыпь небольших хуторов в Крымском районе, вдоль реки Псебепс и её притоков. На современных же картах лишь немногие из этих мест обозначены, и то как урочища.

Заинтересовавшись этой темой, я наткнулся на школьный рассказ внучки выросшей в этих местах женщины, где всё описано так, как будто в этих местах точно стоит побывать. Но вот только ещё хоть какую-нибудь информацию о районе пришлось собирать по крупицам. Во-первых, эти места любят охотники за трофеями Великой Отечественной войны - бои в местных хуторах шли жестокие, и есть даже байка о том, что в горах находится склад немецкого оружия. Во-вторых, на некие скалы на горе Шпиль, что напротив хутора Аккерменка на другом берегу Псебепса, постоянно слетаются начинающие альпинисты. И если фотографии остатков фундаментов хуторов на форумах ещё можно найти, то вот фотографии скал я не нашёл нигде.

Ещё один момент, который меня заинтересовал - упоминание некого каньона Псебепс в контексте места, интересного для металлоискателя. Только вот меня каньон интересует сам по себе, фактом своего существования)

И ещё - в этом районе на карте обозначены довольно крупные озёра-водохранилища, по размеру сопоставимые с Новокрымским или даже Неберджаевским. Опять же, в интернете можно лишь отыскать объявление о продаже одного из них за 40 млн рублей и один отчёт о рыбалке.

В общем не район, а неизведанный мир какой-то.

Красным кружочком обозначено место старта.
Красным кружочком обозначено место старта.

Первый беглый осмотр состоялся за два месяца до основной вылазки, в августе 2023го. Тогда мы с женой свернули с джигинской трассы в сторону станицы Гладковской, проехали её насквозь, выехали на грунтовку и свернули с неё влево спустя пару километров. Накатанная грунтовка ведёт вниз, к каменным карьерам у Псебепса ниже по склону от Гладковской. Перед карьером дорога разделяется, мы выбрали правое направление, которое привело нас к воротам. За воротами было несколько огромных собак, которые подняли оглушительный лай. На шум прибежали местные ребята, мы спросили у них, как перебраться на противоположный берег Псебепса. Они показали нам пальцем на тропу, обходящую справа территорию, вверенную им и собакам для охраны. К слову, проход через территорию привёл бы нас к одному из тех самых прудов.

Родничок.
Родничок.

В самом начале тропы стоит православный крест - из-под склона тут бьёт довольно крупный родничок, на карте OSM не обозначен. Но судя по приличной площадке перед ним, местные приезжают сюда достаточно часто.

Мы прошлись тогда по правому берегу реки вниз по течению по довольно накатанной (скорее всего мотоциклами) дороге, не обнаружив ни одного вменяемого перехода через Псебепс, и вернулись обратно в течение часа. Единственное интересное место, которое мы обнаружили - маленький порог, под которым образовалась купель. На берегу были остатки старой каменной кладки, служившие трамплином для местной ребятни. Возможно, тут была мельница. Напротив этого места на той стороне реки как раз обозначена Куколовка.

Возле лагуны.
Возле лагуны.

Тогда мы тут развернулись, сели в машину и уехали, посетив ещё одну местную достопримечательность - Гладковские сопки. Это грязевое вулканическое поле, путь к которому начинается с той же дороги Гладковская - Аккерменка, недалеко от нашего поворота к Псебепсу, но в противоположную сторону. Наша пузотёрка преодолела этот маршрут со слезами на моих глазах, так как жесткая щетина кустарников тёрла то самое пузо реношки.

Жена в жерле вулкана)
Жена в жерле вулкана)

И вот октябрь 2023 года, собираемся с товарищем Евгением во вторую вылазку на Псебепс. Всё так же проезжаем Гладковскую, поворачиваем на карьер и оставляем машину перед воротами у источника с крестом.

Всё на той же красной точке на карте.
Всё на той же красной точке на карте.

Первый отрезок пути всё так же проходит по правому берегу Псебепса вниз по течению. Река на самом деле гораздо более извилистая, чем показано на карте, но дорога гораздо прямее. По ходу движения попадаются небольшие пороги на реке, и каждый раз я задаюсь вопросом, не это ли место считают здесь каньоном 🤔

Очередной порожек.
Очередной порожек.

Примерно спустя 2 км дорогу пересекает ручей, ветвящийся на несколько рукавов. Рядом разбросаны камни внушительных размеров - отроги подходят тут своими крутыми склонами всё ближе к реке.

Еще через километр дорога выходит к заброшенным яблоневым садам - видимо, в этом месте когда-то был небольшой хуторок. На карте 30-х годов он обозначен просто как "хут.", безымянный. Здесь мы впервые столкнулись с феноменом заброшенных садов - когда между любыми двумя рядом стоящими деревьями есть тропа. Ни я, ни товарищ базово не охотники, и вообще городские ребята, поэтому определить нашу магистральную дорожку с первого раза получалось не всегда. Что это за тропинки между деревьями и кто их оставляет, мы узнаем чуть позже.

В садах. На заднем плане - скалки Шпиля.
В садах. На заднем плане - скалки Шпиля.

И вот в просвет начали мелькать скалистые лысинки на противоположном берегу Псебепса. Стало понятно, что если где и может быть каньон, то под ними.

Тропа упёрлась в лесную дорогу, колеями спускающуюся от Аккерменки к броду через реку. По дороге явно уже давно никто не ездил, но натоптанная тропа посередине присутствует. Тут мы повернули направо, пошли по дороге вверх, и через метров 200 свернули влево на тропу, которая быстро вывела нас из садов в прозрачный лес.

Спуск в небольшую балку напротив Шпиля.
Спуск в небольшую балку напротив Шпиля.

Тропа продолжает движение вниз по правому берегу Псебепса. Один раз её пересекает небольшой ручей, спуск к которому не составляет труда, после чего тропа выходит на обрыв над рекой, плавно спускаясь по мере движения.

И тут мы услышали голоса - на противоположном берегу под навесом мы разглядели несколько человек в жилетах и касках. Если верить карте, этот навес стоит как раз под горой Шпиль.

Отлично, нам туда! Но вот только удобного брода поблизости не видно.

Посмотрел вниз по течению, и мой взгляд зацепился за блестящие камни на берегу реки. В голову сразу пришли белые сочинские каньоны вроде Навалишенского. И хотя я понимал, что вокруг должен быть только серый песчаник, я бросился смотреть на нарисованные в моей голове скалы.

Не скалы, а скальник 🙃
Не скалы, а скальник 🙃

Меня ждало разочарование - берег оказался тем, что раньше лежало на речном дне. По каким-то причинам реку на коротком участке метров в 50 здесь выравнивали и углубляли.

Чуть ниже по течению река делает длинную петлю, не отображённую на карте, огибая Шпиль с запада. Мы решили продолжать путь по правому берегу вниз, пока не встретил удобный брод - мочить обувь очень не хотелось, особенно в свете того, что предстоит карабканье по скалам песчаника.

Метров через 300 на реке был завал из деревьев, по которому я и перебрался. Женя же решил вспомнить молодость и перебежать по отдельно упавшему дереву.

Мост на тот берег.
Мост на тот берег.

Отмечаем для себя это место как дальнюю точку нашей вылазки и движемся уже вверх по левому берегу Псебепса.

Подходим к навесу, здороваемся с ребятами. Человек 15 разного возраста и пола, некоторые в касках, некоторые в спецовках "КубаньСпас". Прямо возле навеса начинается их тренировочный маршрут - в 20 метрах среди деревьев виднеются первые скальные обнажения, по которым прокинуты верёвки.

Так вот где проходят те слёты начинающих альпинистов, инфу о которых я находил в ВК)
Так вот где проходят те слёты начинающих альпинистов, инфу о которых я находил в ВК)

Стараемся не отвлекать ребят от инструктажа и продолжаем путь вверх по тропе вдоль реки. Шум воды набирает громкость, а значит мы входим в тот самый каньон Псебепса.

Каньон - громко сказано, конечно.
Каньон - громко сказано, конечно.

Я, конечно, не ожидал увидеть вторую Хаджохскую теснину, но тут можно насчитать всего 4-5 крупных порогов. В масштабах края - почти равнина, в масштабах района - настоящая находка :)

"Вход" в "каньон".
"Вход" в "каньон".

Вдруг сзади послышался топот копыт - к нам с языком за ушами мчался пёсель, который ранее крутился вокруг скалолазов. Крупный, дворняга, на шее потрепанный ошейник, какой обычно цепляют сельские жители на собак, изредка забегающих к ним поесть харчей. Пёс очень дружелюбный, глаза умные, подставляется для поглаживания. Он же и обратил наше внимание на то, что мы стоим у начала крутого подъёма на скалы Шпиля.

Нижний участок подъёма - сыпуха.
Нижний участок подъёма - сыпуха.

Подъём несложный, но местами нужно доверять своим рукам, чтоб забраться на пару крупных уступов. Справедливости ради, их можно как-то обойти, потому как пёс так и поступал.

И правда похоже на Шпиль.
И правда похоже на Шпиль.

Женя вот долго не выходил из дома и перестал доверять своим рукам, хотя он обязательно уточняет, что не рукам, а ногам) А ведь когда-то он мог висеть на перекладине башенного крана на уровне 25-го этажа, от чего меня бросало в холодный пот, а ему было хоть бы что. Молодость уходит 💁‍♂️

Евгений собирается с мыслями, пёс по кличке Пёс заряжает его на успех.
Евгений собирается с мыслями, пёс по кличке Пёс заряжает его на успех.

Ещё чуть-чуть, и мы оказываемся на том самом уступе-шпиле. Это не сама вершина, но тут довольно удобная площадка для пикника и хороший обзор.

Привал на Шпиле, Женя впитывает солнце.
Привал на Шпиле, Женя впитывает солнце.

Высота тут небольшая, но вид довольно уютный, куда ни посмотри. Причём в моей голове всё перевернулось - вверх по течению простора куда больше, чем вниз, так что мысленно река поворачивала вспять. Тут я задумался о том, а не находится ли тот самый, оригинальный каньон ниже по течению. Там есть участок, где Псебепс, текущий на запад, резко поворачивает на север. Скорее всего, разрывая хребет. Скорее всего, там должны быть как минимум пороги не меньше, чем под Шпилем. Надо будет проверить когда-нибудь.

Взгляд вниз по течению.
Взгляд вниз по течению.

Пообедали, полезли выше. Хребтовая тропа метров через 100 выводит нас к очередным скальным плешкам с восточной стороны Шпиля. Здесь же и находится его вершина.

Плешки под вершиной.
Плешки под вершиной.

По сущности же высота Шпиля - метров 70 над рекой. Место очень приятное, лес прозрачный. Холм этот довольно круто обрывается во все стороны. Южная сторона наименее крутая, по ней и идёт наиболее натоптанная тропинка.

Южный склон.
Южный склон.

Тропа вывела нас на седловину, мини-перевальчик, к довольно накатанной дороге. Здесь мы поворачиваем налево и продолжаем движение вверх по левому берегу. Вверх это направление можно назвать лишь условно, так как никакого подъёма ноги не чувствуют. Пёс то и дело пропадает из виду в лесу, но через несколько минут обязательно появляется с топотом аки ретивый скакун.

Дорога на левом (орографически) берегу.
Дорога на левом (орографически) берегу.

Вскоре перед нами открывается интересное урочище - в ложбинке дождевого ручья между деревьями развалилась куча огромных каменных глыб. От Шпиля тут всё-таки далековато, так что могу предположить, что окрестные отроги тоже имеют скальные обнажения. Так, например, песчаниковые проплешины я издалека наблюдал на противоположном берегу. Возможно, эти глыбы когда-то были частью одной из подобных скал. Нигде не видел, чтобы кто-либо описывал сиё место, поэтому нареку его Жертвенником в угоду моему разыгравшемуся воображению)

Каменные глыбы AKA Жертвенник.
Каменные глыбы AKA Жертвенник.

В центральной глыбе имеется нора, куда вполне бы мог поместиться наш лохматый товарищ. Он, кстати, в это время носился по всем углам ложбинки, помечая территорию и распугивая низко сидящих соек.

На ближайшие отрожки от Жертвенника поднимаются довольно нахоженные, а скорее накатанные эндуриками тропы, как и вверх по ложбинке. Лес в этом месте еще прозрачнее, чем у Шпиля: вообще никакого подлеска.

Мы забрались на глыбы, сделали несколько фото и двинули дальше по дороге.

Следы выветривания, явно с тех времён, когда камень был частью скал.
Следы выветривания, явно с тех времён, когда камень был частью скал.

Для понимания размеров.
Для понимания размеров.

По правую руку от нас то и дело проступали небольшие скальные уступы из песчаника, пока лес не расступился и мы не вышли на поляну с заброшенными садами. Здесь дорога стала плавно уводить вправо и вверх по широкой безымянной балке. Пёс всё дольше пропадал из виду, и всё яростнее носился из стороны в сторону. Было ясно, что он в режиме охотника.

Дорога вверх по широкой балке, ручей за деревьями слева.
Дорога вверх по широкой балке, ручей за деревьями слева.

Вскоре дорога упёрлась в Т-образный перекрёсток. Направо дорога круто взбиралась на светлый холм с плодовыми деревьями. В том направлении было обозначено урочище Красный Пахарь, а значит, что там стоял хутор как минимум из нескольких домов.

Мы же повернули налево, в сторону урочища Куколовка. Мне было интересно посетить именно его, так как именно о хуторе Куколовка был тот рассказ, прочитанный мной на сайте какой-то сельской администрации Крымского района.

Отдельно стоит сказать о дороге - если бы не брод, то по таким маршрутам можно было бы спокойно разъезжать на заниженном тазике. Местами можно уловить, что дорога была отсыпана, под насыпью проложены трубы для стока воды. Возле одной из таких труб образовалось квакающее болотце.

Болотце в широкой балке у урочища Красный Пахарь.
Болотце в широкой балке у урочища Красный Пахарь.

После выхода из балки дорога продолжила движение по левому (орографически) борту долины Псебепса, выводя нас в бесконечные яблочные сады. Снова появились загадочные тропы, уводящие вглубь садов буквально через каждые 10 метров. Я уже начал предполагать, что это наш друг Пёс ежедневно прибегает сюда и приминает траву в своих диких забегах. Но тут на обочине зашуршала трава, и на дорогу выбежал огромный фазан. Красавец постоял несколько мгновений, давая себя рассмотреть, и убежал по одной из троп. Ещё буквально через две минуты мы проводили взглядом зайца, за которым тут же пустился в погоню наш новый лохматый приятель.

Предположим, что эти сады окружали Куколовку. Но где же искать сам хутор? На OSM карте к урочищу с одной стороны подходит, петляя, тропа. С другой - дорога. Мы решили их соединить, и свернули влево, в сады, ровно там, где на карте был поворот на тропу.

Очень быстро стало понятно, что тропу на карту нанёс какой-то заплутавший бедолага. Движение по садам напоминало поиск пути в лабиринте. Лабиринте прозрачном, но очень плотном и колючем.

Куколовский лабиринт.
Куколовский лабиринт.

Значительно петляя, местами проползая на коленях под жесткими колючими кустами, мы медленно двигались по указанному направлению, в сторону Псебепса. Вначале чуть в гору, затем плавно на спуск. Спустя полчаса мы пробились ко дну пологой ложбинки, которое являлось границей садов. Здесь направление по карте под прямым углом поворачивало направо и пропадало через пару сотен метров. На дне ложбинки рельеф был не так прост - овражки сменялись холмиками, которые являются, скорее всего, следами разорвавшихся снарядов. Воронок вокруг тоже было достаточно.

Дальше мы стали двигаться исходя лишь из каких-то собственных соображений - то уходя в лес, то снова выходя в сады. Намеков на человеческую тропу по-прежнему не наблюдалось.

После плавного подъема по ложбинке уклон резко пошёл вниз, и мы подошли к небольшому ручью. Пёс, изрядно вымотанный своими погонями за местной фауной, почуяв воду, ринулся к ручейку и погрузил свою тушку в холодный поток. Совсем измотался)

Охлаждается пёсик.
Охлаждается пёсик.

Получилось так, что мы обошли место, обозначенное урочищем Куколовка, с севера. Но при этом окрестности ручья казались мне наиболее перспективным местом для поисков, поэтому мы развернулись на юг и выбрались к садам. Честно сказать, сложно прочёсывать местность, едва ли имея возможность свободно перемещаться. Да и никаких особых признаков находившегося здесь хутора мы снова не встретили. Было решено идти к обозначенной на карте тупиковой дороге, ровно к её окончанию. Я посчитал это последним шансом найти хутор в ходе этой вылазки. Что удивительно, мы вышли строго к чётко оформленной тропинке, ведущей ровно в интересующем нас направлении.

Пёс перестал бегать по лесу и просто шёл рядом.
Пёс перестал бегать по лесу и просто шёл рядом.

Тропа задирала вверх и вправо, и в конечном счёте вывела нас к небольшому уютному урочищу на террасе склона долины. Именно здесь заканчивалась дорога, если верить карте, да и Куколовка по OSM была совсем рядом. Но опять же - только плодовые деревья и никаких остатков фундаментов, колодцев или других признаков в прошлом кипящей жизни.

Мы двинули вниз по этой самой дороге, которая когда-то была довольно добротно сделана.

Дорога из Куколовки.
Дорога из Куколовки.

На развилке мы ушли налево, дорога пошла круто вниз, впереди показалась опушка, а за ней огромное пространство. На выходе из леса - открытый шлагбаум, возле которого стоит гнилой вагон-дом.

Поворачиваем головы направо - и просто вау. Да, на карте были обозначены пруды, но я был склонен думать, что они в заболоченном состоянии. Или другая крайность - что они обнесены забором и заселены рыбаками. Но нет, такая красота абсолютно безлюдна.

Озеро, по некоторым источникам называется Голубое.
Озеро, по некоторым источникам называется Голубое.

Проходим мимо озера по дамбе. Дорога здесь уже капитальная, видно, что поддерживается в хорошем состоянии. По всей видимости, она должна вывести к нашей изначальной точке - тем самым воротам, за которыми куча собак и местные ребята в качестве стражей. Вот только выведет она нас туда со стороны собак.

Поэтому мы сворачиваем с дороги вправо перед самым мостом через Псебепс и движемся вверх по накатанной квадроциклами дороге. Выходя на гребень отрога, дорога поворачивает резко вправо, но мы продолжаем движение прямо, траверсируя крутой борт долины.

При первой возможности спускаемся в пойменный лес. На противоположном берегу реки белеет каменный карьер. На нашем берегу речная терраса становится всё шире.

Пойменный лес Псебепса.
Пойменный лес Псебепса.

Вскоре впереди показываются какие-то хоз постройки, а перед ними забор. Забор этот не препятствует нашему прохождению, так зачем же он? Ответ на фото.

Вольер со страусами.
Вольер со страусами.

Ба, да это же клетка! Что же здесь происходит? Страусиная ферма?

Уже позже я вычитаю, что страусов разрешено разводить точно так же, как и кур. А ещё не найду ни одного упоминания о страусиной ферме в Гладковской.

В вольере также были двое человек. Они увидели нас, но ничего не сказали.

Пёс же побежал приветствовать местных сторожевых собак, и больше мы его не видели.

А мы пошли дальше и не поверили своим глазам. Еще одно озеро. И оно огромно. И очень живописно.

Озеро БАМ (не путать с озером БАМ возле Абрау-Дюрсо).
Озеро БАМ (не путать с озером БАМ возле Абрау-Дюрсо).

Берег и дамба укреплены, причём не так давно. Вокруг много стоящих машин, хоз построек, карьерной техники. Когда-то здесь был хутор Красный Псебепс.

К нам выходит мужчина хозяйственной внешности, такие обычно завхозами работают. Я притворяюсь шлангом, мол, заблудились мы, и расспрашиваю его об этом месте. Мужчина немногословен, сказал лишь, что пруды и всё вокруг - это частная территория, и показал нам рукой в сторону выхода.

Поблагодарив его за то, что не пристрелил, мы пошли в указанном направлении, перейдя Псебепс по дамбе пруда (озера, водохранилища БАМ). Дорога вела через карьер, за которым уже стояла моя машина.

Итого: 12 км ходу.

Сложность: 3/10

Вывод: блуждание по заброшенным садам очень выматывает.

-35

На обратном пути мы заехали в село Киевское. Каждый раз, проезжая мимо, я обязательно посещаю главную святыню в моей профессии - монумент Вышка-бабушка у реки Кудако, где была пробурена первая в России скважина.

Вышка-бабушка.
Вышка-бабушка.

14.10.2023