Всех рад видеть на просторах своего канала!
Мои статьи посвящены моим историям/опыту/навыкам которые возникли начиная с 9 мая 2022 года, когда я осуществил свою первую доставку из Эстонии в Россию. Об этом я писал в своей первой статье на канале (https://dzen.ru/a/ZShlM4mddnTznKUW?share_to=link).
Немного истории
Одна из таких историй началась 10 марта 2022 года, когда в ответ на начало СВО на Украине, международные платежные системы Visa и Mastercard приняли решение приостановить работу в России. Карты Visa и Mastercard, выпущенные российскими банками, продолжали работать внутри страны до истечения срока действия, который большинство банков продлило на неопределённое время. Однако оплачивать товары и услуги за рубежом, или услуги и товары в России онлайн, если получателем выступает любой иностранный банк, нельзя. Также стало невозможно оплачивать авиабилеты, гостиницы, аккаунты на западных интернет-ресурсах, пользоваться иностранными маркетплейсами, отправлять переводы за рубеж.
Данная проблема коснулась и меня. Встал вопрос - как оплачивать товары эстонских интернет магазинов?
Как я выбрал Эстонский банк
Как я писал в своей первой статье ( ссылка вверху 👆👆👆), я с семьёй эпизодически ездил в спа-отель в Усть-Нарву. Знакомств близких я там не приобрёл, но заручиться поддержкой администраторов я мог. Приезжая в отель по выходным, я отдавал наличные евро сотруднику отеля. В ответ - мне оплачивали необходимые товары с интернет-магазинов. Было немножко забавно всё это, но что поделать...🙃
Параллельно с этим, я изучал банки Эстонии. На самом деле их не так много:
- Swedbank
- SEB
- LHV
- Luminor
- TBB Bank
- Coop
и несколько других, на мой взгляд, малоизвестных банков по меркам Эстонии.
Открывая любой рейтинг банков Эстонии - на первых местах стоят SwedBank и SEB. Крупнейшие банки Швеции. Кроме этого банк работает также на территории стран Балтии, в том числе в Эстонии.
Честно скажу, я не стал разбираться на сайтах в том, как стать клиентом этих двух банков, я просто пошёл в клиентский офис в Нарве так как знал, где они расположены. Диалог в SEB банке и в Swedbank был примерно следующий:
- Добрый день. Хотел бы стать клиентом вашего банка и оформить выпуск дебетовой карты.
- Здравствуйте. Ваш документ пожалуйста.
-Да, пожалуйста, держите.
-К сожалению, Вы не можете стать клиентом нашего банка в связи с тем, что Вы не являетесь резидентом (я не работаю в Эстонии, не учусь там и тем более не живу).
- Но у меня же эстонский паспорт!
- Этого недостаточно.
Расстроенный, но не сломленный я продолжил поиски подходящего банка дальше. Я решил, что не буду посещать банки, так как режимы их работы не удобны для меня и клиентские офисы не всех банков есть в Нарве.
Я пошёл по рейтингу банков дальше и решил обратиться в LHV.
Я написал по электронной почте в службу поддержки банка с описанием своей ситуации и итоговым вопросом: могу ли я стать клиентом банка?
Спустя пару рабочих дней мне ответили положительно! Меня это очень обрадовало и вдохновило. Я почувствовал вкус победы, что я по настоящему выхожу на какой-то международный уровень.
Сотрудница банка мне прислала ссылку для заполнения онлайн-анкеты и меня застал врасплох один вопрос из этой анкеты: Являетесь ли Вы резидентом ЭР?
Передо мной встала дилемма: с одной стороны у меня был опыт Swedbank и SEB, с другой стороны "ну я же не резидент". Я выбрал вариант #2.
Я заполнил анкету, указав свой адрес проживания в Санкт-Петербурге, указал российский номер телефона и другую необходимую информацию.
После завершения регистрации мне на электронную почту пришло такое письмо от банка
Передо мной возникло две проблемы:
- Карта LHV банка выдаётся только в офисе банка по будням. А офисов в Эстонии всего два - в Таллине и Тарту
- Что это за калькулятор такой и ID, как ими пользоваться и зачем они нужны?
Я выбрал пункт выдачи в Таллине. Карта изготавливалась, на сколько я помню, недели три-четыре. В один из рабочих дней (пришлось брать отгул на основной работе) я поехал в столицу Эстонии.
Отыскав по навигатору офис в Таллине, я ринулся поскорее получать свою карту. К счастью, всё оказалось просто: я подошёл к девушке на стойке информации, сказал, что приехал получать карту, дал свой паспорт. Спустя пару минут, мне выдали карту в белом конверте.
Аутентификация личности
Ответы на вопрос #2 я искал в интернете. В теории я понимал, что это такое, но на практике как это работает - не очень.
Для меня это всё казалось очень необычно и запутанно, ведь в России в том же Тинькофф можно выпустить онлайн-карту и пользоваться ей в этот же день без каких-либо трудностей.
Не до конца поняв, зачем нужен PIN- калькулятор, всякие эти ID карты, я решил совершить свою первую оплату в интернет-магазине с помощью своей новой карты, предварительно положив на неё в банкомате небольшую сумму денег.
Что это был за заказ я уже не помню, но положив товары в корзину, выбрав способ оплаты по банковской карте, я стал вводить данные своей карты. Нажав кнопку оплатить я увидел перед собой на экране такую картину:
И тут я понял, что это всё значит и как это работает и зачем это нужно. Это аутентификация. Я начал изучать, что такое Smart-ID, PIN-калькулятор и Mobile-ID.
- «Smart-ID» – это бесплатная программа, которая позволяет быстро и просто входить в интернет-банк, подтверждать денежные переводы и другие операции, а также подписывать различные договоры.
- PIN-калькулятор – это электронное устройство, которое генерирует одноразовые коды для входа в интернет-банк и мобильное приложение и подтверждения различных платёжных операций.
- Mobiil-ID – это цифровое удостоверение личности в мобильном телефоне. Для её использования необходимо иметь мобильный телефон со специальной SIM-картой – в телефон надо будет вводить sPIN-код своей Mobile-ID.
Я выбрал SMART-ID
В теории казалось всё просто:
- Скачать и установить приложение Smart-ID
- Зарегистрироваться в приложении, заполнив все необходимые поля
- Идентификация ( Необходимо подтвердить, что именно я регистрируюсь в Smart-ID).
И я снова столкнулся с проблемой. Чтобы пройти идентификацию нужна ID-карта или mobiil-ID. ЧТО ЗА ЗАМКНУТЫЙ КРУГ???
Но опять же, выход был! Идентификацию пользователя для приложения Smart-ID можно было пройти в отделении SEB банка. Но SEB банк в Нарве работает только по будним дням. И мне снова приходилось ехать в Нарву в рабочий день для прохождения процедуры проверки личности.
К моему счастью, тут всё прошло без приключений. Я пришёл в банк, рассказал о проблеме и мне настроили программу.
С тех пор, у меня была и банковская эстонская карта и программа Smart-ID для идентификации личности при проведении оплат.
Это была победа!
P.S. Так же добавлю, что в марте 2023 года LHV банк отказал моему отцу в получении банковской карты по такой же процедуре. Он получил банковскую карту банка Coop, отделение которого находится в супермаркете в Нарве. Он, в свою очередь, выбрал Mobiil-ID, купив сим-карту эстонского оператора связи.
Подписывайтесь на мой канал, ставьте "палец вверх" и следите за новыми интересными историями поездок в Эстонию в 2022 и 2023 году.
#Эстония #Нарва #LHV #Европа #Доставка_товаров #Coop #SmartID #Smart_ID