Найти тему

Как я помогла клиентке вылечить депрессию с помощью уникального упражнения: переписка с прошлым

Оглавление

Сегодня я хочу поделиться с вами одной историей из моей практики, которая очень меня впечатлила и заставила задуматься о том, как мы справляемся со стрессом и как он влияет на наше психическое состояние. Это история Кати, моей клиентки, которая пришла ко мне с жалобами на депрессию, усталость, бессмысленность жизни и отсутствие интереса к любимому занятию.

Первая встреча

Когда я впервые увидела Катю, она выглядела очень бледной и изможденной. Она с трудом поднимала глаза на меня и говорила тихим и слабым голосом. Она рассказала мне, что ей 28 лет, она работает фотографом и любит свою профессию. Она живет одна в небольшой квартире, у нее нет парня и детей. Она сказала, что всегда была сильной и энергичной, но последние несколько месяцев она чувствует себя ужасно. Она не может сосредоточиться на работе, ей не хочется вставать по утрам, ей все кажется скучным и бесполезным. Она постоянно плачет и думает о смерти.

Я спросила Катю, что произошло в ее жизни за последнее время, что могло вызвать такое состояние. Она ответила, что ничего особенного не было. Она просто работала много и нервничала из-за сроков и качества своих фотографий. Она также сказала, что у нее были некоторые конфликты с коллегами и заказчиками, но она не придавала им большого значения. Она подумала, что это просто обычный стресс, который скоро пройдет. Но он не проходил. Он только усиливался и превратился в депрессию.

Я попыталась выяснить у Кати, как она справляется со стрессом, какие у нее есть способы релаксации и самоподдержки. Она сказала, что она не занимается ничем кроме работы. Она не ходит в спортзал, не медитирует, не читает книги, не общается с друзьями. Она сказала, что ей это не интересно и не помогает. Она сказала, что ей нужно работать больше и лучше, чтобы добиться успеха и признания.

Я поняла, что Катя страдает от перфекционизма и выгорания. Она поставила перед собой слишком высокие требования и не давала себе права на ошибку и отдых. Она игнорировала свои эмоции и потребности, полностью посвятив себя работе. Она не получала удовольствия от жизни и не ценила себя. Она не замечала, как стресс накапливался в ней и разрушал ее психику.

Я решила, что Кате нужна психотерапия, чтобы помочь ей осознать и принять свое состояние, найти причину депрессии и изменить свое отношение к себе и к работе. Я предложила ей начать курс когнитивно-поведенческой терапии, которая направлена на коррекцию негативных мыслей и поведения, вызывающих депрессию. Катя согласилась и мы назначили следующую встречу.

Вторая встреча

На второй встрече Катя выглядела чуть лучше. Она сказала, что попыталась следовать моим советам и делать небольшие перерывы в работе, ходить на прогулки, слушать музыку. Она сказала, что это немного подняло ей настроение, но она все еще чувствует себя плохо. Она сказала, что она не может понять, почему она такая слабая и несчастная. Она сказала, что она хочет быть сильной и энергичной, как раньше.

Я спросила Катю, что значит для нее быть сильной. Она ответила, что это значит быть уверенной в себе, достигать своих целей, не поддаваться эмоциям, не зависеть от других людей. Я спросила Катю, откуда у нее такое представление о силе. Она ответила, что это то, что она видела в своих родителях. Она рассказала мне, что ее родители были очень строгими и требовательными к ней и к себе. Они работали много и хорошо, не жаловались на трудности и не показывали своих чувств. Они учили Катю быть такой же.

Я поняла, что Катя переняла у своих родителей модель поведения, которая была для них адаптивной, но для нее деструктивной. Она не учитывала свою индивидуальность и свои ресурсы. Она не развивала свою эмоциональную грамотность и связи с другими людьми. Она не давала себе права на слабость и уязвимость. Она подавляла свою личность ради выполнения чужих стандартов.

Я решила, что Кате нужно помочь освободиться от этой модели и найти свою собственную силу. Я предложила ей провести упражнение, которое я называю “переписка с прошлым”. Я попросила ее написать письмо своему детскому “я”, в котором она выразит свое отношение к нему, его чувствам и потребностям. Я также попросила ее написать ответное письмо от своего детского “я” к своему взрослому “я”, в котором он выразит свое отношение к ней, ее чувствам и потребностям. Я объяснила Кате, что это упражнение поможет ей установить контакт с самой собой, понять свои истинные желания и ценности, а также примириться со своим прошлым.

Катя согласилась попробовать это упражнение и мы договорились, что она пришлет мне свои письма по электронной почте до следующей встречи. Я была очень заинтересована, что она напишет и как это повлияет на ее состояние.

Третья встреча

На третьей встрече Катя выглядела совсем по-другому. Она улыбалась, говорила громко и уверенно, ее глаза блестели. Она сказала, что она чувствует себя намного лучше, что она нашла новый смысл в жизни и что она хочет поделиться со мной своими письмами. Она достала из сумки два листа бумаги и протянула мне один из них. Это было письмо от ее взрослого “я” к ее детскому “я”. Я прочитала его:

Дорогая маленькая Катя! Я хочу сказать тебе, что я тебя люблю и ценю. Ты очень талантливая, умная, красивая и добрая девочка. Ты заслуживаешь счастья и радости. Ты не должна страдать и жертвовать собой ради других людей. Ты не должна подчиняться чужим правилам и ожиданиям. Ты не должна быть сильной всегда и во всем. Ты имеешь право быть слабой, грустной, злой, испуганной. Ты имеешь право выражать свои чувства и потребности. Ты имеешь право получать поддержку и заботу от других людей. Я знаю, что тебе было трудно в детстве. Твои родители не понимали тебя и не давали тебе того, что тебе нужно. Они были холодными, строгими и критичными к тебе. Они не ценили твою личность и твое творчество. Они заставляли тебя работать много и хорошо, не давая тебе отдыхать и развлекаться. Они не замечали твоих успехов и не хвалили тебя. Они не обнимали тебя и не говорили тебе теплые слова. Они не учили тебя любить себя и жизнь. Я знаю, что ты старалась быть хорошей дочерью для них. Ты подавляла свои чувства и потребности, чтобы не разочаровывать их. Ты работала много и хорошо, чтобы заслужить их уважение и признание. Ты была сильной и энергичной, чтобы не показывать свою слабость и уязвимость. Ты не просила у них помощи и поддержки, чтобы не быть им обузой. Ты думала, что так ты сможешь быть счастливой и довольной. Но ты ошибалась. Ты не была счастливой и довольной. Ты была одинокой и несчастной. Ты не знала, кто ты на самом деле и что ты хочешь от жизни. Ты не любила себя и не ценила свои достоинства. Ты не получала удовольствия от своей работы и своих хобби. Ты не находила близких и друзей, которые бы понимали и поддерживали тебя. Ты не жила, а выживала. Я хочу сказать тебе, что это не твоя вина. Ты не виновата в том, что твои родители были такими, какие они были. Ты не виновата в том, что ты попала в эту ситуацию. Ты не виновата в том, что ты поступала так, как поступала. Ты делала то, что могла, чтобы выжить и приспособиться к обстоятельствам. Ты была молодой и беззащитной. Ты нуждалась в защите и понимании.
Я хочу сказать тебе, что я прощаю тебя за все, что ты сделала или не сделала. Я прощаю тебя за то, что ты отказалась от себя и своих мечтаний. Я прощаю тебя за то, что ты подчинилась чужим воле и мнению. Я прощаю тебя за то, что ты страдала и мучилась. Я прощаю тебя за то, что ты заболела депрессией.
Я хочу сказать тебе, что я горжусь тобой за все, что ты пережила и преодолела. Я горжусь тобой за то, что ты нашла в себе силу обратиться за помощью к психологу. Я горжусь тобой за то, что ты открылась ему и рассказала свою историю. Я горжусь тобой за то, что ты готова работать над собой и изменить свою жизнь к лучшему.
Я хочу сказать тебе, что я здесь для тебя и я всегда буду поддерживать и помогать тебе. Я хочу быть для тебя другом, партнером, союзником. Я хочу слушать тебя и понимать тебя. Я хочу делиться с тобой своими мыслями и чувствами. Я хочу радоваться с тобой и грустить с тобой. Я хочу видеть, как ты растешь и развиваешься.
Я хочу сказать тебе, что я верю в тебя и в твои возможности. Ты можешь быть счастливой и довольной. Ты можешь быть сильной и энергичной. Ты можешь быть уверенной в себе и достигать своих целей. Ты можешь быть любимой и ценной. Ты можешь быть самой собой.
Я люблю тебя такой, какая ты есть.
Твое взрослое “я”.

Естественно, имя и некоторые детали истории вымышлены, чтобы сохранить конфиденциальность клиента.

Рекомендуемые книги по теме психологии:
1) "Игры, в которые играют люди" Э. Берн.

2) Грэй Джон "Мужчины с Марса, женщины с Венеры"

3) Фромм Эрих "Искусство любить"