В деревне Уне возрождают утраченный промысел солеварения
Есть на свете одна старая легенда: однажды глупый король спросил трех дочерей, с чем бы они могли сравнить свою любовь к нему. Одна сказала, с небом. Другая – с золотом, а младшая ответила, что с солью. Глупый король рассердился на младшую дочь и выгнал из дома, а вся соль в его царстве превратилась в золото. Вот тогда и понял король, что больше всех его любила младшая дочь, ведь без соли человек не может жить.
О том, что соль – всему голова, знает каждый. Ежедневно мы проходим вдоль магазинных полок, на которых собран белый минерал разных производств и стран. Каменная, поваренная, морская, йодированная, даже гималайская (за ее соответствие названию никто не ручается) соль. Как говорится, любой каприз за ваши деньги. Мы настолько привыкли к ней, что часто не задумываемся ни о ее качестве, ни даже истории.
Не зря говорят, что соль – белое золото Севера. Промысел был популярен в Сольвычегодске, Неноксе и деревне Уне. Там ее выпаривали не из морской воды, а из специального рассола, который находили в источниках. Они выглядят как обычные колодцы, однако в воде плавают сгустки железа, похожие на осенние рыжие листья. Уна буквально жила этим промыслом и считалась одной из самых богатых деревень Севера, а местную соль покупали даже заморские купцы.
При Петре первом добыча соли была монополизирована. Государство стало регулировать ее цену, и постепенно промысел стал умирать. После правления первого императора в Уне почти не осталось источников – их закопали или потеряли. Из двухвекового забвения солеварение в Уне возродил Александр Попов. Архангелогородец вдохновился славной историей прошлого деревни и узнал все правила варения качественной соли. В секрете технологию не держит и щедро рассказывает о ней местным и туристам.
– Сильно наши методы варения соли не отличаются от принятых здесь. Как и раньше, мы набираем большое количество рассола – примерно 800 литров. Он отстаивается почти неделю, пока не отделятся примеси, а потом в течение нескольких дней соль парится в специальной печи. Она похожа на большую железную квадратную ванну. После этого обязательно соль хорошо просушить. Во время этого процесса я слежу за температурой помещения, перемешиваю минерал, чтобы он просох равномерно и только после этого к продаже готовы 10 килограммов соли. То есть выход-то совсем небольшой.
Выпарить и просушить соль - мало, ее нужно еще и правильно хранить. Такая соль не любит посторонних запахов и влаги. Это заповедовали мастера прошлого. По их примеру Александр Попов складывает белое золото в берестяные туеса или холст.
О том, как и где выпаривать соль, архангелогородец узнал случайно. Он слышал о ее почти волшебных свойствах – она лечит суставы, в восточных странах ею чистят зубы. Только если повторять это с минералом, который продают повсеместно, никакой пользы не будет.
Отсюда и родился интерес солевара. Рядом с колодцем Александр поставил небольшой домик – в нем круглосуточно варится белое золото Севера. Несмотря на непростую дорогу до Уны, Александр несколько раз в неделю ездит в деревню из Архангельска. А в столицу Поморья привозит уже готовую соль.
– У нас ее очень много покупают в рестораны и кафе, сама по себе такая соль недешевая – ее добыча – сложный процесс. Мы добываем живую соль, которая сильно отличается от магазинской даже по вкусу, – рассказывает Александр Попов.
Выглядит такая соль тоже иначе – это крупные слегка кремовые хлопья минералов, которые сверкают, как свежий снег. На вкус она кажется менее концентрированной, чем та, которую продают в супермаркетах. Баланс микроэлементов в ней, по словам Александра, идеальный.
– На Руси все было завязано на соли — готовили разные соленья, заготавливали рыбу, консервировали другие продукты, – объясняет Александр. – Только вот сейчас соль действительно вредная продается в магазинах. В ней нет ничего живого. Ее выпаривают вакуумным способом, добавляют разную химию. Но отказываться от соли тоже нельзя – организм человеческий без нее будет страдать.
В целом весь процесс солеварения похож на волшебство – работа начинается с огромных масштабов – нужно много воды, куб дров, почти все делается вручную. Александр уверяет – на Руси этот процесс не зря считался обрядовым. Он сочетает в себе сразу четыре стихии – огонь, воду, землю и воздух. А соль становится пятым элементом, дарящим тепло душе, вкус и пользу организму.
Специально для газеты "У БЕЛОГО МОРЯ" и проекта "Двина 29" Виктория Воронцова