Найти в Дзене
В школе не расскажут

Тайна смерти Гоголя

— Лестницу… Давит. Не тревожьте меня, ради Бога! — такими были последние слова автора "Вия" и "Ревизора", самого мистического классика русской литературы — Николая Гоголя. Он скончался в доме графа Александра Толстого утром 21 февраля 1852 года (по старому стилю). Даже после смерти писателя преследовала мистика, а в народе появилось множество вопросов, связанных и с его жизнью, и с его смертью. Что же предшествовало физической смерти великого писателя? Смерть подбиралась к нему незаметно, расставляя свои коварные сети. Все было как обычно. Внешне Гоголь был вполне здоров и бодр, ухожен, занимался своими книгами, правил, пытался опубликовать… Перелом в душе и здоровье писателя случился 26 января 1852 года. В этот день умерла от болезни Екатерина, жена его друга Алексея Хомякова. Она была на четвертом месяце беременности, у нее осталось семеро детей. По каким-то причинам ее смерть поразила Гоголя даже больше, чем близких Екатерины. Она стала для него своего рода предзнаменованием его со
Оглавление

— Лестницу… Давит. Не тревожьте меня, ради Бога! — такими были последние слова автора "Вия" и "Ревизора", самого мистического классика русской литературы — Николая Гоголя.

Он скончался в доме графа Александра Толстого утром 21 февраля 1852 года (по старому стилю). Даже после смерти писателя преследовала мистика, а в народе появилось множество вопросов, связанных и с его жизнью, и с его смертью.

Что же предшествовало физической смерти великого писателя?

Смерть подбиралась к нему незаметно, расставляя свои коварные сети. Все было как обычно. Внешне Гоголь был вполне здоров и бодр, ухожен, занимался своими книгами, правил, пытался опубликовать…

Перелом в душе и здоровье писателя случился 26 января 1852 года. В этот день умерла от болезни Екатерина, жена его друга Алексея Хомякова. Она была на четвертом месяце беременности, у нее осталось семеро детей. По каким-то причинам ее смерть поразила Гоголя даже больше, чем близких Екатерины. Она стала для него своего рода предзнаменованием его собственной судьбы. «Все кончено и для меня», – сказал он Хомякову.

С этого момента в Гоголе начали происходить заметные перемены. Он стал постоянно молиться – даже ночами, в ущерб сну. Поначалу писатель пытался продолжать работать, но очень скоро почувствовал такой упадок сил, что не мог даже читать, не то что писать. Потом он почти перестал есть.

Возможно, плохое самочувствие напомнило ему о несдержанном обете. Когда-то Гоголь тяжело заболел, ему казалось, что он умирает. Писатель пообещал, что если выздоровеет, то уйдет в монастырь. Однако он этого не сделал, и теперь, снова чувствуя приближение смерти, сильно перепугался – придется ведь отвечать перед Богом за несдержанное обещание. К нему позвали священника, но его визит не принес Гоголю облегчения.

Екатерина Михайловна Хомякова
Екатерина Михайловна Хомякова

Через несколько дней писатель настолько ослабел, что почти не мог ходить. Однако как-то раз он все-таки встал с постели, разбудил своего слугу и велел ему растопить печь. В огонь он бросил связку своих рукописей – второй том «Мертвых душ». Осознавал ли он, что творит? Едва ли. Позже он говорил Толстому, что хотел сжечь лишь некоторые бумаги, отобранные и ненужные, а сжег все. «Как лукавый силен», – сказал он удрученно.

Неудивительно, что по Москве поползли слухи: с Гоголем происходит нечто странное. Говорили, что он специально морит себя голодом. Его пытались посетить друзья, но он принимал их неохотно, не поддерживал разговора, был мрачен, угрюм. На советы врачей не реагировал – лечиться он не хотел, и даже уговорить его нормально питаться у них не получалось. Гоголь утверждал, что это не нужно, потому что он все равно скоро умрет. Он отстранился от всего на свете и совершенно перестал следить за собой, даже не умывался. Что случилось с этим прежде всегда ухоженным человеком, любившим блеснуть новым нарядом из Италии?

Портрет Гоголя, работа Горюнова.
Портрет Гоголя, работа Горюнова.

20 февраля консилиум лучших врачей, созванный Толстым, решил: кормить и лечить больного насильно. Ему ставили пиявки к носу, клали его в теплую ванну, а голову обливали холодной водой. Гоголь сопротивлялся и кричал. Лучше ему не стало. Напротив – к вечеру у него начался бред. В какой-то момент он громко закричал: «Лестницу, поскорей давай лестницу!»

Около 8 часов утра 21 февраля Гоголь перестал дышать. В официальном извещении о смерти было указано, что Гоголь умер от простуды. Мало кто этому поверил – после будоражащих слухов об отказе от еды, помешательстве… Гоголь не успел еще умереть, а мифы уже разрослись до небывалых размеров.

Версия 1. Летаргический сон.

О том, что дубовый гроб Гоголя якобы был в прекрасном состоянии во время эксгумации (через 79 лет после похорон), писал Владимир Лидин. Ему же принадлежит фраза о якобы расцарапанной изнутри обивке.

— Рассказы Лидина были неправдивы и противоречивы. Именно он утверждал, что дубовый гроб писателя хорошо сохранился, обивка гроба изнутри была изорвана и исцарапана, в гробу лежал скелет, неестественно скрученный, с повёрнутым набок черепом, — отметил в своей статье "Тайна смерти Гоголя" доцент Пермской медакадемии Михаил Давидов.

Историки и литераторы поставили под сомнение то, что за 79 лет внутренняя обивка гроба не сгнила. И непонятно, как определялась "скрученность" уже давно разложившегося тела. Кроме того, скульптор Николай Рамазанов, который снимал посмертную маску с Гоголя, обратил внимание на трупные изменения лица и начало процесса разложения тканей. К тому же снятие посмертной маски с живого человека невозможно в принципе, поэтому скульптор лично несколько раз проверил, точно ли мёртв писатель.

Однако версия летаргического сна Гоголя жива до сих пор.

Версия 2. Психическое расстройство.

Современники свидетельствовали, что при жизни Гоголя преследовали приступы тоски, которые перемежались весельем и активностью – чем ближе к смерти, тем реже; писателя мучили фобии и пароксизмы неведомой болезни.

Экзальтацией и приступами ипохондрии страдали оба родителя Гоголя: отец Василий Гоголь был склонен к меланхолии и весьма мистически настроен (например, свою будущую жену он увидел во сне младенцем). Резкая смена эмоционального состояния, от крайней веселости до полного затихания, неподвижности, почти кататонии, наблюдалась у матери классика – Марии Косяровской.

Немудрено, что родители передали свой недуг по наследству сыну, который то и дело писал друзьям, что его «нервическое расстройство... возросло ужасно… К этому присоединилась болезненная тоска, которой нет описания. Я... не мог остаться в покойном положении ни на постели, ни на ногах…»

«Мной овладела моя обыкновенная периодическая болезнь, во время которой я остаюсь в неподвижном состоянии иногда в продолжении двух–трех недель».

«Голова моя одеревенела. Разорваны последние узы, связывающие меня со светом...»

-4

Современные психиатры предлагают широкий спектр диагнозов – невроз, маниакально-депрессивный психоз, шизофрения. Однако следует учесть, что врачи этого профиля далеко не всегда правильно ставят диагноз даже при длительном общении с пациентом. Что тут сказать о Гоголе, который умер больше 150 лет назад и которого они в глаза не видели?

Версия 3. Отравление.

Другая версия гласит, что Гоголь умер из-за отравления каломелью – хлоридом ртути. Это было модное средство, применявшееся против самых разных болезней. Если оно задерживалось в кишечнике и всасывалось во внутренние органы, это могло спровоцировать сильное отравление, симптомы которого очень походили на те, которые отмечал врач, осматривающий Гоголя. Интересно, что друг писателя Хомяков настаивал – Екатерина, чья смерть так поразила Гоголя, умерла из-за отравления каломелью.

Однако чтобы это случилось, лекарство нужно было принимать несколько дней подряд. Неизвестно, как обстояли дела с Екатериной, но вот Гоголю его дали всего один раз, за день до смерти. А тем временем ослабевший организм врачи еще больше ослабляли кровопусканием. Свидетельства осмотров Николая Васильевича за несколько дней до смерти явно указывают на отравление ртутью: кровотечения из носа, сильная жажда и густая темная моча.

Версия 4. Самоубийство.

Именно в тот лихорадочный период, когда писатель сжег рукопись второго тома «Мертвых душ», писатель был под давлением своего духовника, протоиерея Матфея Константиновского, который был единственным, кто прочитал это так и не изданное произведение и посоветовал уничтожить записи.
Священник оказал большое влияние на Гоголя в последние недели его жизни. Считая писателя недостаточно праведным, батюшка требовал, чтобы Николай Васильевич «отрекся от Пушкина», как от «грешника и язычника». Он призывал Гоголя постоянно молиться и поститься, а также запугивал ожидающей его расправой за совершенные грехи «в миру ином».По свидетельствам врача, наблюдавшего Николая Васильевича, в последний период жизни он за месяц «враз» постарел. К 10 февраля силы уже настолько оставили Гоголя, что он не мог больше выходить из дома. 20 февраля писатель впал в горячечное состояние, никого не узнавал и все время шептал какую-то молитву. Собравшийся у постели больного консилиум врачей назначает ему «принудительное лечение». К примеру, кровопускание с помощью пиявок. Несмотря на все усилия, в 8 часов утра 21 февраля его не стало.

Однако и версию о том, что писатель намеренно «заморил себя голодом», то есть по сути совершил самоубийство, большинство исследователей не поддерживают. Да и для летального исхода взрослому человеку необходимо не есть дней 40. Гоголь же отказывался от пищи около трех недель, да и то периодически позволял себе съесть несколько ложек овсяного супа и выпить липового чая.

У каждой из трех версий смерти писателя есть свои приверженцы и противники. Так или иначе, тайна эта не разгадана до сих пор.