Выпускница ВГИКа из Северной Осетии Виктория Цомаева работает на Союзмультфильме и уже создала трейлер анимационной ленты о Сослане. А подтолкнули к профессии сказки бабушки на ночь и работы Миядзаки
От Миядзаки к Туганову
— Как вы пришли в анимацию?
— Почти все детство рисовала, но не думала об этом как о профессиональной деятельности, пока меня не перевели в школу с художественным уклоном. Ближе к окончанию поняла, что мне нравится анимация. Движение, а не статичная картинка. Повлияли и работы японской студии Gibli. «Принцесса Мононоке» Хаяо Миядзаки, например. Довольно жестокий и откровенный мультфильм. Он не относился ко мне, как к ребенку, совершенно по-другому, нежели западная мультипликация. Это привлекало.
— За какими еще аниматорами и студиями следите?
— На ум приходят «Делай» и Petrick. Референсом же к моей анимационной картине стал художник Махарбек Туганов и его работы из нартского цикла, естественно. Еще вдохновлялась иллюстрациями Сергея Кобуладзе к поэме Руставели «Витязь в тигровой шкуре», рисунками к нартским сказаниям Азанбека Джанаева. Из современных художников вдохновляет, например, Рустам Яхиханов. Я его в соцсетях нашла, как и других художников Кавказа, в основном Чечни, Дагестана и Осетии. Смотрела их работы, анализировала — какие общие черты их объединяют.
— И что у них общего?
— На мой взгляд, довольно «грубый» стиль, в том смысле, что в нем чувствуются горы, скалы. Линии немного обрубленные, монументальные. В этом есть некая декоративность. Границы четко очерчены и прочее.
Поиск героя
— Почему нартский эпос?
— В детстве каждый вечер бабушка читала мне его на осетинском и тут же переводила. Я довольно плохо говорила на осетинском языке. Возникали какие-то образы, очень детские и тоже на основе рисунков Туганова: у нас было издание с этими иллюстрациями. В той книге не сглаживали углы, как делают часто со сказками сейчас, жестокость оставляли. Помню, в детстве сильнее всего меня поразило сказание про Сырдона и его сыновей.
— Не пугали мрачные сюжеты?
— Скорее, восхищали. По телевизору смотришь мультики и не понимаешь, почему герой умирает. Не видно ран, крови. А тут честно поясняют: случилось то и то. Например, Сослан лежит с отрезанными ногами — ему конец. Ребенок хочет, чтобы к нему относились как к взрослому. А сказания общались со мной, как будто я взрослее, чем есть, но не пугали: ты понимаешь их условность, символичность.
В основе мультфильма — переработанные сказания из Нартского эпоса. Главный персонаж, Сослан, не может найти себе место ни в мире людей, ни в мистических краях. Из-за самонадеянности и юношеской пылкости герой случайно оскорбляет дочь Солнца, и тот насылает на обидчика огненное Колесо Балсага.
— Почему для своей анимации выбрали Сослана?
— Это общий герой сказаний у разных республик, разных народов. Один из центральных персонажей, его цикл — один из первых. Мне была интересна его ассоциация с культом Солнца и смерть от колеса — захотелось поиграть с символами, метафорами. Солнце убивает Солнце.
— Как пришли к мозаичному способу рисовки?
— Это моя дипломная работа. На нее был выделен год, а я только полгода потратила, чтобы придумать, как это изобразить. Я изучала вышивку, резьбу, другие предметы материальной культуры. Решила посмотреть на сюжет через символы — там ведь умирает, грубо говоря, языческое Солнце, а восходит — христианское. С христианством как раз в культуру пришла мозаика. Так я ее и выбрала. Она четкая, создает ощущение воспоминания, которое ты собираешь.
Союзмультфильм и Gibli
— ВГИК довольно консервативен. Как обстоят дела с обучением анимации?
— С консервативностью и правда были проблемы. Например, та же анимация у нас преподается все еще на кальке. Рисуешь, сканируешь, потом только собираешь — довольно долго и трудозатратно. Тем более сегодня, когда в основном все отрисовывается на компьютере. Из-за этого пришлось брать дополнительные курсы по компьютерной графике. Есть, конечно, и плюсы — просмотр старых фильмов на пленке в большом кинозале, например.
— Вы работаете на Союзмультфильме?
— Да, я 2D-аниматор. Сейчас работаю на сериале «Умка». Мы делаем анимацию, но не покадровую. У нас есть марионетки, которые делает другой человек, и мы эти марионетки анимируем соответственно хронометражу и сценарию. Обычно на серию дается месяц.
— Какими видите ближайшие перспективы?
— Когда-то у меня был план съездить в Японию. Там студия Gibli, они как раз еще парк открыли. Очень хочется посетить. Мечта! А продолжение работы над мультфильмом, наверное, дело не ближайшего будущего. Нужно немного отдохнуть от проекта, переосмыслить некоторые визуальные решения. Да и без финансовой поддержи такая большая работа тоже затруднительна.