Найти тему
Игорь Богин

Путь к освобождению. Шаг первый

О свободе мечтает лишь закабалённый; в своих мечтах он грезит, будто он уже свободен, и не намерен с нею расставаться. В подтверждение своей свободы человек осуществляет множество выборов. Какие-то он помнит и лелеет воспоминания о них; другие он не осознаёт. К таким относятся, например, установки или убеждения, которые он принял еще в детстве, но о них не помнит. Все эти убеждения и установки, привитые человеку обществом, родителями, СМИ, создают у него ощущение тюрьмы, как будто даже рабства.

Хотя на обыденном уровне сознания он вроде бы свободен выбрать кофе или чай, пойти в кафе или в кино; но поступить в более сложных ситуациях иначе, чем он поступает, человек просто не может. И он впадает в панику, осознавая, что им управляет нечто, на что у него нет никакой власти.

Бесоззнательное настолько крепко держит волю человека в тисках ограниченного выбора, что он невольно ищет объяснение такой безрадостной ситуации в концепциях, например, кармы или генов. Но эти концепции лишь усугубят положение подневольного. Ведь они оправдывают в его глазах ситуацию, в которой человек вынужден жить и страдать, пусть даже он понимает, что это справедливо.

Так, например, многие, кто верят в переселение душ, считают, что всё, что происходит с ними в этой жизни, было ими заслужено грехами прошлых жизней. А кто купается в роскоши или достиг просветления, трудился в предыдущих жизнях и заслужил почёт и уважение людей в этой.

Подписаться на канал

Как бы ни относится к вере в карму, она несёт в себе две стороны. К «светлой» стороне этой теории я бы отнёс ответственность, которая воспитывается, если человек во всём происходящем видит результат своих деяний. Это можно лишь приветствовать, ведь современная психология и духовные учения установили, что исцеление душевных страданий возможно только через изменение себя, а чтобы изменить себя, требуется вера в то, что это в моей власти. Ведь если только я – причина того, что происходит со мной сейчас, то только я и смогу это изменить.

Но есть и тёмная сторона теории кармы: она «бетонирует» для подсознания тюрьму, в которой ощущает себя человек, когда стремится вырваться из оков своих установок и стереотипов. Ведь если в прошлой жизни я оказался виноват в каких-то злодеяниях, то в этой жизни, как бы ни старался, я буду вынужден искупать свою вину. И эта вина меня настигнет, что бы я ни делал и как бы не менял себя. Это же касается и веры в то, что если я творил добро в прошлых воплощениях, то могу расслабиться в этом воплощении и наслаждаться заслуженными дарами.

Свобода человека исчезает в тумане неопределённого прошлого. В такой ситуации от его усилий как бы ничего не зависит. Зато есть объяснение всего происходящего, что создаёт иллюзию смысла: раз я это заслужил, то буду приму всё то, что заработал сам себе. А смысл, как известно из психологии, уменьшает тревогу и даёт силы жить дальше, стойко перенося страдания и трудности.

Отказ от подобных концепций необходим для тех, кто хочет что-то изменить, кто еще не расстался с надеждой быть освобождённым прямо здесь и прямо сейчас! А это требует изрядной храбрости и решительности – качеств, от которых прямо зависит ваш успех. Так что же нужно делать, если намерение освободиться стало прочнее стали?

Шаг первый – осознать себя в тюрьме. Надеюсь, никто не сомневается, что это так, что наша жизнь и вправду напоминает тюремный быт, в котором всё идёт по плану, который составлен не нами. А стоит нам чего-то захотеть, скорее всего, будет получен отказ.

Осмотритесь: из чего состоит ваша тюрьма? Пол тюремной камеры – это наше детство, всё, что мы несём от наших родителей, их установки и представления о жизни. Потолок – это наше представление о своих возможностях, о границах того, что нам доступно, каковы наши способности. Стены – это наши убеждения и собственные представления о мире, о том, что в нём дозволено, а что запрещено, насколько он несправедлив или жесток.

А окошко с железной решёткой – это наш образ самого себя. Часть нас видит бескрайнее небо, завораживающее своей глубиной и красотой, манящее своей свободой и безграничными возможностями. Другая же часть всегда сосредоточена на непреодолимых границах, которые нас отделяют от бесконечного пространства снаружи. Каждый железный прут на этом маленьком оконце столь ровный, столь холодный, столь расчётливо подогнан под «нужные» размеры, что все вместе они не оставляют надежд на то, что мы когда-нибудь окажемся под ярким Солнцем и вечной синевой небес.

Таков наш образ самого себя – противоречивый, нелогичный, подогнан под «утверждённые» размеры клетки, в которой мы оказались. Осознание себя в тюрьме – первый и важнейший шаг на пути нашего освобождения.

Мне нравится воспринимать этот процесс как путь, который прошёл Эдмон Дантес из «Графа Монте-Кристо», а я, хоть и не аббат Фариа, но всё же поработаю проводником для некоторых из вас вон из тюрьмы, такой уютной и комфортной, что вряд ли каждый согласиться променять её на дух свободной жизни 😊.