От чего на самом деле умер великий художник
Если с творчеством Левитана все знакомы со школьной скамьи, то его внезапный конец до сих пор остается загадкой. Художник скончался в рассвете лет – всего-навсего в 40. Статью о том, прочему я написал еще в 2010 году – к 150-летию со дня рождения и 110-летию смерти Левитана. Оказывается, мастера кисти погубили… сексуальные излишества.
А где же люди?
С искусствоведом Виктором Нерабинским мы гуляем по залам Русского Музея. Огромная выставка работ Исаака Левитана открылась в Петербурге в честь юбилея художника. Творчество Левитана Виктор Алексеевич изучал более 20 лет и, пожалуй, знает о его работах все.
- Посмотрите, как виртуозно выписаны деревья, пруд и бревна, переброшенные через ручей, восхищается Нерабинский. Вот только людей на полотнах Левитана вы не увидите. Несколько рисунков и пара картин с портретами самых близких. Все остальное – асексуальные пейзажи. Почему молодой и красивый художник предпочитал обществу натурщиц уединение на речке? Этот вопрос волновал меня с университетской скамьи. Ответить на него можно лишь внимательно проанализировав биографию живописца и его переписку.
Согласно завещанию Левитана весь его архив – письма, дневники и даже эскизы картин сожгли. В архивах Москвы и Петербурга, однако, сохранились письма, написанные приятелями Левитана друг другу. Красной строкой во всех проходит волнение за здоровье художника. Чаще всего о нем писал Антон Павлович Чехов, архив которого, в отличие от левитановского прекрасно сохранился.
Из письма дневника А.П. Чехова: «У Левитана расширение аорты. Носит на груди глину».
- Серьезнейшим заболеванием сердца Исаак Ильич страдал с юных лет, рассказывает Виктор Нерабинский. Еще во время учебы в Академии художеств медики предупредили его, чтоб в сторону женщин даже не смотрел, не говоря уже о чем-то большем. Тот же врач Чехов ласково предупреждал Исаака «Левиташа, бойся баб!». Оттого-то художник и бежал от людей - рисованием пейзажей пытался обуздать собственную плоть. У него развилась неврастения, напомню, дважды Исаак Ильич пытался покончить с собой. Дальнейшее оказалось вполне предсказуемым.
«Совсем затрахали!»
Роковые события, закончившиеся смертью Исаака Левитана, начались в Москве. Именно там живописец познакомился с Софьей Кувшинниковой, годившейся ему едва ли не в матери. Интересовавшаяся искусством дама пыталась рисовать и охотно принимала левитановские уроки. Вскоре их отношения перестали быть просто дружескими, несмотря на то, что Кувшинникова была замужем.
Именно этот любовный треугольник Чехов описал в знаменитом рассказе «Попрыгунья». Прототипом дамы, метавшейся от одного мужчины к другому была Софья Кувшинникова. О многом классик, однако, умолчал.
- Напиши Чехов всю правду, рассказ ни за что бы не попал в школьные учебники, рассуждает Виктор Нерабинский. Даже в официальной биографии Левитана открыто говорится о том, что знаменитые путешествия по Волге он совершал не один, а с Кувшинниковой и ее мужем. Вместе они жили и в маленьком городке Плес. Чем они там занимались догадаться несложно. Софья Кувшинникова не только открыла Левитану мир секса, но и показала, что такое групповуха…
Из письма А.П. Чехова Ф.О. Шехтелю, 7 марта 1897 года: «Я выслушивал Левитана: дело плохо. Сердце у него не стучит, а дует. Вместо звука «тук-тук» слышится «пф-тук». Это называется в медицине «шум с первым временем». Совсем затрахали!».
Маленький, толстый, гранитный
Три художественных сезона, проведенных в Плесе и написанные за это время 200 работ принесли Левитану богатство и мировую известность. Они же его и погубили. Пучина страсти в буквальном смысле этого слова поглотила художника в августе 1900 года. Сердце гения остановилось, не выдержав сексуальных нагрузок.
- Родственники Левитана открыто винили в его смерти Софью Кувшинникову и были категорически против ее присутствия на похоронах живописца, которые прошли в Москве, рассказывает Виктор Нерабинский. Брат Исаака Ильича – Авель, поставивший памятник на его могиле, даже запрещал ей приносить туда цветы. Оттого-то Кувшинникова и установила еще один памятник возлюбленному сама. В Плесе. На берегу Волги, там, где провела с Исааком лучшие дни.
В пору навигации волжские теплоходы ежедневно привозят в Плес сотни туристов. Гости маленького города могут увидеть домик Левитана с сохранившейся обстановкой, фотографии Исаака и Софьи их личные вещи и даже кровать. Рядом высится бронзовая фигура художника, замершего на берегу с мольбертом в руке. Кувшинникова же увековечила Левитана совершенно иначе. Монумент, исполненный по ее заказу, туристам предпочитают не показывать, хотя и расположен он в 10 минутах ходьбы от музея - у дома 10 по нынешней улице Ленина.
- Софья Кувшинникова оплатила работу бригады каменотесов, которые высекли из гранитной глыбы метровый фаллос, говорит Виктор Нерабинский. Поставить его она попросила там, где чаще всего рисовала с Исааком Ильичем Волгу. Софья Петровна гордилась этим поступком до конца жизни и охотно показывала фотографии монумента друзьям. Тот же Чехов неоднократно говорил о том, что памятник вышел очень натуралистичным. У Левитана как раз так все и было!