Здравствуйте.
Вот знаете, бывает так. Приводят тебе ученика (особенно касается начальной школы) со словами: «Контрольные пишет на два, ничего не знает, ничего не успевает. Давайте отправим его на ПМПК». Ты берешь согласие у родителей, готовишь диагностический материал, знакомишься с ребенком и выясняешь: у него живой ум, он быстро и активно думает, умеет сосредотачиваться, хорошо запоминает материал. И возникает дилемма: второй год или перевод в следующий класс со статусом ОВЗ, хотя у школьника его нет.
Почему же так возникает. Приведу реальный пример.
Четвертый класс, неуспеваемость у ребенка уже с третьего класса. Предполагается ЗПР. Провожу диагностику. Вижу, что психические процессы развиваются согласно возрасту. Но при этом: он не знает таблицы умножения, он не знает, что такое существительное, прилагательное, глагол. Получается, что он не знает базовые понятия, поэтому, все дальнейшие правила он не может усвоить по одной простой причине: он их не понимает. Надо ему найти безударную гласную в корне существительного. А он не может найти существительное. И что такое корень, не знает.
Я решила регулярно с ним заниматься раз в неделю. И большую часть времени мы делали задания на таблицу умножения, на превращение существительных в прилагательные и т.п. Только на третье или четвертое занятие у нас стали появляться продвижения. У него стало получаться. И это стало влиять на него самого: он делал задания, которые я давала ему на дом, стал иногда поднимать руку на уроке, а самое главное – он почувствовал себя уверенней и счастливей, так как у него появился результат.
Конечно, требовалась ещё большая работа, но было видно, что причина в том, что были допущены пробелы в знаниях.
Причины бывают разные:
- отправили рано в школу, и он был не готов учиться;
- низкая мотивация;
- медлительные познавательные процессы (не ЗПР, просто ребенку требуется больше времени);
- слабая подготовка к школе (опять же, это не в плане уметь читать и писать, но определенный уровень моторики, базовые знания об окружающем мире);
- невнимательность (там прослушал, там поспешил);
- отсутствие контроля родителей за пониманием программы.
Последний пункт очень двойственный, так как мнения разнятся. Кто-то говорит о том, что родители не должны контролировать домашние задания, кто-то о том, что без контроля ребенок не будет учиться. Но дело в том, что каждый человек индивидуален. Кто-то из детей приходит в школу, начинает самостоятельно учиться, и родители даже не знают, что у него в школе происходит. А кто-то днями и ночами делает с ребенком уроки.
Я думаю, что необходимо исходить из самого школьника. Так как зоны головного мозга, которые отвечают за контроль, созревают к подростковому возрасту. С другой стороны, не стоит во главу угла ставить уроки и делать их до ночи.
Варианты действия при неуспеваемости из-за отсутствующих знаний.
Чем раньше будет определена проблема, чем раньше родитель начнет её решать, тем больше вариантов того, что проблемы с неуспеваемостью решатся. Тут потребуется терпение и время. Необходимо:
* определить уровень знаний ребенка: с какого именно момента он не знает. Тут может помочь учитель или репетитор. Это касается русского и английского языков, математики. Если есть двойки по устным предметам, то бывает достаточно готовиться к каждому уроку;
* если двоек много, сконцентрироваться предметах на двух, а то и на одном предмете. Уроки делаются по всем предметам, а вот именно по выбранному предмету всё изучается с начала. Будет сложно, могут быть ссоры, но регулярные занятия дадут свой результат;
* если Вы можете сами спокойно помочь нагнать ребенку предмет, то это хорошо. Но если не хватает спокойствия, опыта, навыков, то стоит нанять репетитора, но именно на восстановление пробелов. Вы обязательно нагоните программу;
* не превращать всё общение с ребенком в выполнение домашних заданий, так Вы испортите отношения;
* чем вы будете спокойнее относиться к теме уроков, двоек, дополнительных заданий, тем спокойней будет относиться ребенок;
* не забывайте делать полноценные выходные, чтобы они были максимально свободны от уроков. И каникулы тоже. Лично по моему мнению, на каникулах в принципе не стоит заниматься уроками.
Будьте готовы, что будет в начале сложно. Особенно если пробелы большие. Если с чем-то эту ситуацию сравнивать, то можно взять следующий пример: вы работает учителем, а Вас посадили на кассу в банке и потребовали сразу обслуживать клиентов. Скорее всего на работу в банк не захочется идти. Вы будете чувствовать гамму неприятных эмоций: неуверенность, злость, стеснение, скуку, грусть. Вам будет не понятно, что от вас требуется, как работать с программой. Также и ребенок, он чувствует тоже самое. Но Вы, как взрослый, можете себя преодолеть и научиться работать на кассе (и то не каждый взрослый). А ребенок вряд ли самостоятельно так сможет сделать. Причем, он может быть абсолютно не против сделать домашнее задание, позаниматься с репетитором, но ребенок смотрит в книгу, ничего не понимает, теряется, психует и бросает.
Поэтому, ему надо наметить четкий и конкретный план: что и за чем он будет учить. Поддерживать его, замечать самые маленькие успехи и проговаривать их. Ведь перед тем, пока ребенок сам их заметит, пройдет много времени. А пока он чувствует, что он не сможет, ему не надо, «Я всё равно ничего не пойму». И преодолевать этот барьер надо любовью, поддержкой и маленькими шагами. Тогда всё получится.