Найти тему
Полит.ру

«Стальной шлем» – о провале объединения левых в Веймарской республике

Телеграм-канал «Стальной шлем» пишет о неудавшейся левой коалиции в Веймарской республике:

«Веймарская республика покоилась на союзе трёх ведущих демократических сил – социал-демократов, католических центристов и левых либералов. Одним из симптомов кризиса республики в начале 1930-х гг. стал упадок этой «Веймарской коалиции». Великая депрессия практически полностью смела либералов с политического ландшафта Германии. Католический Центр в эпоху кризиса стал более «правым» и склонным к авторитарным решениям проблем, даже если это шло в ущерб демократическим институтам. Так что единственным реальным защитником Веймарской республики фактически оставалась только Социал-демократическая партия.

Это была марксистская партия, которая по-прежнему видела своей конечной целью создание справедливого социалистического общества в соответствии с учением Карла Маркса. Однако в отличие от коммунистов, социал-демократы отстаивали реформистский, эволюционный путь построения такого общества за счёт компромиссов и совместной работы с наиболее «прогрессивными» группами буржуазии.

<…> Социал-демократы фактически контролировали крупнейшие профессиональные сообщества – Всеобщую федерацию немецких профсоюзов для рабочих и Всеобщий свободный союз служащих.

<…> Ещё с кайзеровских времён, когда Бисмарк давил их «Исключительными законами», социал-демократы развивали собственную рабочую субкультуру – кружки по интересам, кассы взаимопомощи, образовательные курсы и спортивные секции. Этим социал-демократы были похожи на ещё одних врагов Бисмарка – католиков, которые тоже создали свою отдельную субкультуру внутри немецкого общества. Всё это оказалось палкой о двух концах. С одной стороны, ядерный электорат социал-демократов и католиков оставался верным своим партиям до самого конца. Нацистам так и не удалось «увести» его в отличие, например, от бывших консервативных и либеральных избирателей. С другой стороны, эта субкультурщина мешала социал-демократам и католикам выйти за пределы своих электоральных баз и обратиться к социальным группам за их пределами.

У социал-демократов была смертельная вражда с коммунистами – радикальными марксистами, которые выступали за революционные изменения в обществе и клеймили социал-демократов как «социал-фашистов» за их стратегию компромиссов с «прогрессивной» буржуазией.

В условиях мирового кризиса и наступления реакционных сил социал-демократы в конце 1931 г. консолидировали все подконтрольные им организации в рамках коалиции «Железного фронта».<…>

«Железному фронту» так и не удалось защитить Веймарскую республику. Лидеры социал-демократических организаций до самого конца надеялись как-нибудь договориться со всё более правеющими кабинетами. Когда правительство Франца фон Папена в июле 1932 г. совершило государственный переворот в Пруссии и свергло коалиционный кабинет во главе с социал-демократом в крупнейшей германской земле, социал-демократы испугались поднимать сторонников на свою защиту, а пошли жаловаться в суд, который де-факто встал на сторону имперских властей.

Особой воли к союзу между социал-демократами и коммунистами не проявили руководители ни с одной, ни с другой стороны.

В итоге в 1933 г. Гитлер не встретил никакого организованного отпора со стороны разобщённых левых и без особых усилий их задавил».