Найти тему
Блог для родителей Lucky Child

Обычно строгими бывают те, кому больше всего нужно понимание

Как жаль, что такое осознание приходит достаточно поздно, когда уже ничего не изменить.

Подростковый возраст – трудный период много амбиций. Самолюбование и даже жестокость ребят и девчонок в это время зашкаливает, переходя зачастую все рамки. Такими и мы были в школьные годы. У кого-то из одноклассников негативные качества появлялись в большей степени, у кого-то в меньшей, но учителя хлебнули с нами горя, хоть наш класс считался одним из самых сильных в плане учёбы.

Учителя у нас в основном были старой закалки, большинство уже в возрасте, и это, видимо, влияло на отношение к ним. Они завоёвывали наше доверие своей мудростью, разговорчивостью. Абсолютно все любили поговорить, рассказать истории из жизни, и как-то между делом получалось и предмет до нас довести. А вот новеньким учителям, особенно молодым, пришедшим к нам в школу, не везло с нами, учениками.

Когда мы были в восьмом классе, пришла в школу девушка, только что закончившая филологический факультет. Молоденькая, симпатичная, звали её Татьяна Васильевна. Руководство школы дало ей часы литературы в нескольких классах. И нас, привыкшим уже за три года средней школы к пожилой доброй учительнице, «перекинули» к новенькой. Естественно, было море возмущения и целый заговор, что не будем её принимать.

Первые уроки литературы у Татьяны Васильевны показались просто ужасными: у неё весь урок был расписан по минутам, домашние задания были таких объёмов, что мы готовились, бывало, все выходные с утра и до вечера. Никому не хотелось портить свои годовые отличные отметки тройкой по литературе. Нам казалось, что строгость Татьяны Васильевны явно была превышена: одно лишнее слово – за дверь, ошибся с одним словом в цитате – двойка, не разобрала почерк в сочинении – снижение оценки аж на два балла.

Мы, привыкшие с прежним учителем к простому пересказу произведений или заучиванию стихов, с новым учителем ни разу не пересказали ни одной даже самой маленькой повести. Татьяна Васильевна задавала нам выписывать из каждого произведения цитаты и краткие тезисы, которые, по нашему мнению, наиболее чётко отражают суть рассказа, пьесы, романа, а потом разбирали суть этих строк. И по отдельным фразам из произведений писали огромные сочинения. Это сейчас мне понятно, что Татьяна Васильевна «болела» литературой, она пыталась донести до нас весь глубинный смысл произведений. У неё было много любимых книг. Например, «Маленького принца» мы разбирали очень долго и тщательно: каждую фразу, каждый поступок.

-2

Ещё учитель часто рекомендовала почитать что-то сверх школьной программы, периодически давала списки литературы, которая, по её мнению, должна была нас заинтересовать. Как думаете, сколько произведений из этих дополнительных списков прочитали я или мои одноклассники? Правильно: ни одного.

А уж сколько было претензий у учительницы к почерку и грамотности! Не любила она неаккуратность, помарок, зачёркивания. Заставляла особо провинившихся в этом плане переписывать домашние и классные задания после уроков. Прямо какой-то пунктик был на чистоте и порядке во всём.

Татьяна Васильевна проработала в нашей школе совсем недолго. Весной, не дожидаясь окончания школьного года, она уволилась. Родители завалили директора жалобами по поводу чрезмерной строгости к детям со стороны учителя литературы.

Спустя много лет я как-то на улице встретила маму Татьяны Васильевны. Разговорились, спросила её про дочь. Она рассказала, что Таня тогда сразу же уехала из посёлка, работает где-то в сфере торговли, но жизнь её как-то не сложилась: работа не любимая, пока не замужем, детишек нет. В голосе мамы Татьяны Васильевны чувствовалась горечь, она сказала, что дочь с детства мечтала быть учителем в своей родной школе. И человек она очень мягкий, добрый и чувствительный, просто не нашла принятия своего стремления быть истинным преподавателем, не поняли её любви к предмету. И так мне стало стыдно за свой класс, ведь в том, что не исполнилась её мечта, в общем-то хорошего человека, есть и наша вина тоже.

-3

Надо ли говорить, что сейчас, имея двоих дочерей, одна из которых уже старшеклассница, я также, как и когда-то Татьяна Васильевна, пытаюсь привить у дочерей любовь к книгам, классической литературе, разъяснить глубокий смысл некоторых произведений, приучить к порядку, в том числе и на месте для приготовления уроков и в тетрадях.

Не так давно я нашла свои школьные тетради и списки книг, которые Татьяна Васильевна рекомендовала к прочтению, помимо школьной программы в старших классах. Я была удивлена, но за свою жизнь почти все их прочитала, хотя про эти списки уже давно забыла. А самым запоминающимся произведением со школьных времён для меня остался «Маленький принц» и фразы мальчика с золотыми волосами: «Среди людей тоже одиноко», «Дети должны быть очень снисходительны к взрослым», «Странный народ, эти взрослые...»

Елена Грибова

Согласны с заголовком?