Как жаль, что такое осознание приходит достаточно поздно, когда уже ничего не изменить.
Подростковый возраст – трудный период много амбиций. Самолюбование и даже жестокость ребят и девчонок в это время зашкаливает, переходя зачастую все рамки. Такими и мы были в школьные годы. У кого-то из одноклассников негативные качества появлялись в большей степени, у кого-то в меньшей, но учителя хлебнули с нами горя, хоть наш класс считался одним из самых сильных в плане учёбы.
Учителя у нас в основном были старой закалки, большинство уже в возрасте, и это, видимо, влияло на отношение к ним. Они завоёвывали наше доверие своей мудростью, разговорчивостью. Абсолютно все любили поговорить, рассказать истории из жизни, и как-то между делом получалось и предмет до нас довести. А вот новеньким учителям, особенно молодым, пришедшим к нам в школу, не везло с нами, учениками.
Когда мы были в восьмом классе, пришла в школу девушка, только что закончившая филологический факультет. Молоденькая, симпатичная, звали её Татьяна Васильевна. Руководство школы дало ей часы литературы в нескольких классах. И нас, привыкшим уже за три года средней школы к пожилой доброй учительнице, «перекинули» к новенькой. Естественно, было море возмущения и целый заговор, что не будем её принимать.
Первые уроки литературы у Татьяны Васильевны показались просто ужасными: у неё весь урок был расписан по минутам, домашние задания были таких объёмов, что мы готовились, бывало, все выходные с утра и до вечера. Никому не хотелось портить свои годовые отличные отметки тройкой по литературе. Нам казалось, что строгость Татьяны Васильевны явно была превышена: одно лишнее слово – за дверь, ошибся с одним словом в цитате – двойка, не разобрала почерк в сочинении – снижение оценки аж на два балла.
Мы, привыкшие с прежним учителем к простому пересказу произведений или заучиванию стихов, с новым учителем ни разу не пересказали ни одной даже самой маленькой повести. Татьяна Васильевна задавала нам выписывать из каждого произведения цитаты и краткие тезисы, которые, по нашему мнению, наиболее чётко отражают суть рассказа, пьесы, романа, а потом разбирали суть этих строк. И по отдельным фразам из произведений писали огромные сочинения. Это сейчас мне понятно, что Татьяна Васильевна «болела» литературой, она пыталась донести до нас весь глубинный смысл произведений. У неё было много любимых книг. Например, «Маленького принца» мы разбирали очень долго и тщательно: каждую фразу, каждый поступок.
Ещё учитель часто рекомендовала почитать что-то сверх школьной программы, периодически давала списки литературы, которая, по её мнению, должна была нас заинтересовать. Как думаете, сколько произведений из этих дополнительных списков прочитали я или мои одноклассники? Правильно: ни одного.
А уж сколько было претензий у учительницы к почерку и грамотности! Не любила она неаккуратность, помарок, зачёркивания. Заставляла особо провинившихся в этом плане переписывать домашние и классные задания после уроков. Прямо какой-то пунктик был на чистоте и порядке во всём.
Татьяна Васильевна проработала в нашей школе совсем недолго. Весной, не дожидаясь окончания школьного года, она уволилась. Родители завалили директора жалобами по поводу чрезмерной строгости к детям со стороны учителя литературы.
Спустя много лет я как-то на улице встретила маму Татьяны Васильевны. Разговорились, спросила её про дочь. Она рассказала, что Таня тогда сразу же уехала из посёлка, работает где-то в сфере торговли, но жизнь её как-то не сложилась: работа не любимая, пока не замужем, детишек нет. В голосе мамы Татьяны Васильевны чувствовалась горечь, она сказала, что дочь с детства мечтала быть учителем в своей родной школе. И человек она очень мягкий, добрый и чувствительный, просто не нашла принятия своего стремления быть истинным преподавателем, не поняли её любви к предмету. И так мне стало стыдно за свой класс, ведь в том, что не исполнилась её мечта, в общем-то хорошего человека, есть и наша вина тоже.
Надо ли говорить, что сейчас, имея двоих дочерей, одна из которых уже старшеклассница, я также, как и когда-то Татьяна Васильевна, пытаюсь привить у дочерей любовь к книгам, классической литературе, разъяснить глубокий смысл некоторых произведений, приучить к порядку, в том числе и на месте для приготовления уроков и в тетрадях.
Не так давно я нашла свои школьные тетради и списки книг, которые Татьяна Васильевна рекомендовала к прочтению, помимо школьной программы в старших классах. Я была удивлена, но за свою жизнь почти все их прочитала, хотя про эти списки уже давно забыла. А самым запоминающимся произведением со школьных времён для меня остался «Маленький принц» и фразы мальчика с золотыми волосами: «Среди людей тоже одиноко», «Дети должны быть очень снисходительны к взрослым», «Странный народ, эти взрослые...»
Елена Грибова