Больше трех веков Сербия находилась под игом Османской Империи. Империя душила славянский православный народ дискриминирующими законами: новые церкви строить нельзя, зеленый цвет носить запрещено (ведь у Пророка знамя было этого цвета!), оружие, кстати, тоже быстро отдавайте, будете безвольной райей (то есть скотом).
В русских былинах богатыри противостоят татарам, тогда как главными врагами сербских юнацких песен являются турки.
Часто турки относились без уважения к православным традициям сербам, и песня «Турки у Марко на славе» повествует о том, как однажды их наказали за неуважение.
Турки у Марко на Славе
Летний праздник, Юрьев день, один из главных праздников у верующих сербов, ведь Святой Юрий (он же Георгий Победоносец) считается покровителем большинства сербских семей. По этой причине в этот день многие сербы широко празднуют Славу.
Слава – особый сербский праздник, в который чувствуется святой-покровитель рода. У каждого сербской семьи есть свой святой защитник, но чаще всего это Святой Юрий. Вся семья собирается в доме самого старшего мужчины рода, членов одной семьи не пугают расстояния, даже если на Славу придется ехать через всю Сербию.
Все пьют вино, освящают еду, чокаясь, меняя положение, чтобы повторить над едой контур креста. Подают традиционные праздничные славянские угощения – кутью и калачи, которые на сербском языке называются коливо и славский.
Начинается песня как раз в канун Славы.
Молит Бога королевич Марко,
Чтобы турки не пришли на Славу,
Чтобы мог святое имя славить,
Летний праздник, Юрьев день, как должно.
На своем дворе королевич Марко ставит три широких стола – один для бояр, второй для попов и епископов, а третий для нищих и калек. Всех в равной степени угощает сербский королевич и не чует, что к его воротам уже подошли турки:
Вдруг приходят три аги царевых,
Вместе с ними тридцать янычаров:
«Эй, гяур, открой скорей ворота,
Посмотреть хотим мы на неверных,
Как ваш Марко чувствует святого!»
Верный слуга, стоящий на охране ворот, отказывается пропустить турок. Но те вышибают ворота, а слугу избивают. Битый слуга тут же бежит к князю и рассказывает, что праздник под угрозой. Марко мрачнеет и уже собирается украсить тын вокруг своего двора головами турок-басурманов. Но матушка отговаривает его проливать кровь в этот праздник. Марко соглашается и сажает турок за столы.
Наевшись турки стали говорить между собой по-турецки, что пора бы уходить отсюда, пока не объелись. Марко к их удивлению, знает турецкий. Достав свою палицу (шестопер) он начинает вежливо просить турок остаться до конца пира, а заодно скинуться деньгами на лечение избитого слуги.
Турки опешили от того, что серб знает турецкий, но сильнее их напугал грозный вид палицы королевича. Каждый янычар вынул по двадцать дукатов, а аги все тридцать. Но на этом Марко не остановился, вино уже разгорячило «неверного» и он стал требовать платы за всё. Несчастные турки начали занимать денег друг у друга и отдали всё, что было королевичу. Заканчивается песня их обиженным заклятием:
Потащились турки со слезами,
говорят друг другу по-турецки:
«Пусть отныне Бог убьет любого,
Кто к гяуру явится на праздник,
Если имя крестное он славит!
Столько мы за ужин заплатили,
Сколько в год не тратили на пищу!»
____________________________________________________________________________________
Благодарю Вас за прочтение!
Не забудьте поставить лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации о русском эпосе.
Задавайте любые интересующие вопросы в комментариях.