Найти тему
Журнал Фактов

Революционный самолет-амфибия, который мог перевернуть принципы авиастроения: советский ВВА-14

Казалось бы, в мире авиации уже ничем не удивишь. В целом, компоновка авиационной системы понятна, конечно, сложней, чем автомобиль, но тем не менее, разобраться можно. Понятно, что самолеты бывают разные. За век с небольшим, как были придуманы летательные аппараты с крыльями и винтами, людьми были разработаны всевозможные самолеты и вертолеты. Конечно же, всем известны такие самолеты, как амфибии, способные взлетать с поверхности воды, так и самолеты и вертолеты, которые взлетают с места. Мало того, даже самолет-двигатель придумывали. И такое бывало во второй половине прошлого века. Тем не менее, не многие в курсе, что еще осталось чем удивить мир любителей авиации.

ВВА-14
ВВА-14

Таким экземпляром, который еще может вас удивить - можно смело назвать советский ВВА-14. Данный самолет-амфибия поднялся в небо в далеком 1972 году. В себе он содержал как функции гидросамолета, так и торпедоносца с бомбардировщиком. Вот такой большой багаж задач стоял перед данным экспериментальным экземпляром. Скажем так, что ВВА-14 разрабатывался как вертикально взлетающая амфибия. По задумке конструкторов самолет мог бы взлетать и садиться прямо на воду в двух режимах: как обычный самолет с разгоном во время взлета и посадкой с торможением по поверхности воды, так и взлетать и садиться как вертолет, или даже как самолет с вертикальной способностью взлета и посадки.

ВВА-14
ВВА-14

Нужно сказать еще то, что главным авиаконструктором данной машины был советский авиаконструктор итальянского происхождения Роберто Бартини. Разрабатывался ВВА-14 как авиационная противолодочная система, которая должна была включать в себя сам самолет, поисково-прицельную системы "Буревестник", противолодочные оружия и системы заправки топливом на плаву. Как вы уже поняли, задачей самолета стало бы обнаружение вражеских подводных лодок. Дальность самолета была бы около 1500 километров. Вся концепция самолета была очень сложна в плане реализации. Поэтому, в итоге, разработка двигателей вертикального взлета РД36-35ПР была не завершена. Двигатели разрабатывались в Рыбинском КБ моторостроения.

ВВА-14
ВВА-14

В общем, как мы поняли, были сложности в создании двигателей вертикального взлета. Поэтому, конструкторы пошли немного по-другому пути и создали модификацию данного самолета, в которой он превращался в экраноплан. Самолет даже был испытан в акватории Таганрогского залива Азовского моря в 1976 году. В общем, весь проект так и был свернут, его не довели до конца из-за сложной концепции, да и фокусы в авиастроении были изменены, так как менялась и сама авиация и системы борьбы с подводными лодками. Тем не менее, корпус единственного прототипа ВВА-14 помещен в Центральном музее ВВС в подмосковном Монино, где его и можно увидеть.

На канале идет сбор на приобретение нового телескопа, чтобы выпускать новые интересные материалы на космическую тематику. Для тех, кто хочет поддержать канал материально, можно это сделать перейдя по ссылке: https://yoomoney.ru/fundraise/7zv2LgKBtKs.230805

Если Вам понравилась статья - поставьте лайк. Будем рады вашей подписке на наши каналы в Пикабу, Бусти, Телеграм, Паблико, ВК, ОК, Youtube и Дзен.

-4