Найти в Дзене
КХЛ

Дважды заслуженный. 110 лет со дня рождения Бориса Афанасьева

Последнюю свою награду он заслужил в 39 лет, когда его ЦДСА в очередной, но в последний раз на тоненького уступил чемпионство «летчикам» из ЦСК ВВС, и было это в конце января 1953-го.

Вратарская линия «летчиков» была на загляденье – Григорий Мкртычан и Николай Пучков, оба в следующем сезоне после расформирования ВВС перейдут в ЦДСА к Анатолию Тарасову, и места для вратаря-ветерана, как и для его напарника Евгения Климанова, там уже не останется. Да Афанасьев и без того заканчивал, пришла пора заслуженному мастеру спорта и отдохнуть.

Почетнейшее звание он получил как футболист знаменитой армейской «команды лейтенантов» еще в 1948-м году, на излете футбольной карьеры. Когда защитник и полузащитник армейцев стал обладателем заветного значка, он в качестве новобранца уже пластался в хоккейных воротах, не уворачиваясь от летящих в него «кирпичей» – хорошо еще, что в 47-м и бросать толком еще не умели, не то что щелкать.

Есть один раритетный снимок, больше говорящий о вратаре Афанасьеве и атмосфере первых лет отечественного хоккея, чем самый обстоятельный рассказ. Он прямо как кадр из документального фильма, идеально выхвачено и запечатлено мгновение отражения шайбы вратарем, который едва ли не впервые взял в руки тяжеленную клюшку. На экипировку без слез не скажешь – вся она частью самодельная, частью из хоккея с мячом (очень возможно, что опыт игры в воротах у Бориса Афанасьева был, и именно в русском хоккее – щитки точно оттуда). На левой руке перчатка с подобием ловушки, в правой увесистая клюшка, на голове кепка как непременный атрибут футбольных вратарей (в хоккее с мячом у вратарей тоже были кепки – так они и перекочевали на первых порах «в шайбу»), губа закушена – какой-то дворовой вариант, а человек в воротах словно с улицы пришел, и зачем-то оказался в воротах. Вратарям, чтобы хоть как-то защититься, приходилось по ходу освоения новой профессии использовать что угодно, а Борис Афанасьев был из первопроходцев, которые обходились тем, что под рукой. Но ничего не боялись.

Что подвигнуло успешного футболиста резко сменить газон на лед, да еще встать в ворота, доподлинно неизвестно. Наверное, в хоккейных воротах легче было представить того же вратаря «команды лейтенантов» Владимира Никанорова, но в хоккее гигант Никаноров был защитником и капитаном команды. А в голкиперы шли люди в основном небольшого роста, чтобы соответствовать маленьким воротам – куда важнее габаритов считались реакция и смелость.

В первом же своем сезоне 1947/1948 (это был второй чемпионат СССР) в хоккейном ЦДКА Борис Афанасьев стал чемпионом страны. На знаменитом командном снимке весны 1948-го, где капитан Владимир Никаноров с Кубком, рядом вратарь Григорий Мкртычан, вся первая тройка Всеволод Бобров – Анатолий Тарасов – Евгений Бабич, Афанасьева нет – фотокамера дублеров, как называли игроков, выходящих на замену, не запечатлела. Основа выглядит уже вполне презентабельно, а Мкртычан в такой же, как у дублера Афанасьева, кепке. Щитки, правда, уже больше похожи на нормальные вратарские – чему-то успели научиться, да и визит чешских чемпионов из ЛТЦ в Москву даром не прошел.

Мкртычан был гораздо моложе Афанасьева, и играл, конечно, чаще, но свои почти восемь десятков матчей Борис Иванович в воротах клуба за шесть сезонов все-таки провел. В первых трех ЦДКА был неудержим, следующие три выиграл клуб Василия Сталина ВВС, куда как раз и перешел Мкртычан, и вот тогда основная нагрузка была уже на Афанасьеве. Возраст давал о себе знать, но амплуа было еще в дефиците, и с опытным голкипером Анатолий Тарасов расставаться не спешил. Афанасьев не потерял реакцию, неплохо «читал» игру, был бесстрашен в «ближнем бою», а по опыту с ним мало кто мог сравниться. В серебряном 1952-м его дублерами были Иван Николаев и Николай Уланов, в 1953-м игровое время он делил с Евгением Климановым, который в следующем сезоне с ЦДСА станет чемпионом страны по хоккею с мячом. Тогда такие возвращения были еще в порядке вещей.

А Борис Афанасьев, закончив начавшуюся еще в 1929-м игровую карьеру, пошел в детские тренеры, причем не в футбольные, а в хоккейные. Из футбола он тоже совсем не ушел, освоившись в роли арбитра и получив в 1958-м республиканскую категорию. Правда, матчей провел не так много, в качестве главного судьи всего с десяток, но это только потому, что занятость в хоккее не позволяла надолго отвлекаться.

Точных данных, тем более подробностей нет не только об этом этапе жизни и деятельности Бориса Ивановича Афанасьева – начиная с того, что дат рождения в разных источниках как минимум четыре. Более или менее понятно, что начинал он работать в школе ЦДСА, и среди его воспитанников есть такие славные имена, как Виктор Кузькин, Вениамин Александров, Станислав Петухов, Виктор Зингер. Будет он работать и в спартаковской школе, и там тоже подготовит для большого хоккея немало хороших игроков – в частности, Виктора Шалимова. Но опять же – никаких подробностей, одни упоминания.

Как ни странно, но и с работой в большом хоккее примерно то же самое. Согласно энциклопедии «Мировой хоккей», в середине 50-х тренировал в Германской Демократической Республике клуб «Форвертс». По ходу спартаковского периода в начале 60-х в какой-то момент исполнял обязанности старшего тренера. Конкретно это случилось в августе 1963 года, незадолго до прихода в клуб Всеволода Боброва. «Спартак» после увольнения Александра Новокрещенова, с которым взял чемпионство-1962, очень ждал Боброва, но у того еще были обязательства перед футбольным одесским «Черноморцем», и это «безвременье» как раз и пригласили заполнить Афанасьева. С Бобровым он успел поиграть и в футболе, и в хоккее, Всеволод Михайлович был для Афанасьева просто Сева, так что все получилось как бы само собой и естественно. Команда по ходу завершенного бронзой сезона была передана из рук в руки, после чего уже полноценно с Бобровым красно-белые начали обретать чемпионскую стать.

О коротком «афанасьевском» периоде в «Спартаке» обычно говорится пробросом, но именно Афанасьев начинал тот переходный сезон, а после прихода Боброва оставался помощником нового старшего тренера вплоть до окончания чемпионата. Еще одну попытку вернуться в большой хоккей Борис Афанасьев сделает уже в 70-х, когда возглавит словенский «Акрони» из Есенице, дважды приведя команду к победе в чемпионате Югославии.

Звание заслуженного тренера РСФСР Борису Афанасьеву было присвоено в 1968-м, когда число его воспитанников с титулами, в том числе олимпийскими, перевалило за пару десятков. Сам он мог и должен был считаться легендой если не всего советского хоккея, то хотя бы ЦСКА, но Афанасьев как-то оказался в тени – обилие великих имен и повышенное внимание к ним словно размывали лица из «второго ряда». Видимо, свою роль сыграло и то, что непосредственно в хоккей Борис Афанасьев пришел уже на излете игровой карьеры. А футбольная ее часть пришлась в основном на военный период, и на все про все возрастному игроку было отпущено два с небольшим послевоенных сезона.

Но если вдуматься… Человек, которому было уже за тридцать, за оставшиеся в его распоряжении годы в большом спорте взял пять титулов, трижды стал серебряным призером чемпионата страны, взял Кубок СССР, сменив за это время не только игровой вид, но и амплуа. Сменил на самое трудное, что есть в хоккее, став вратарем, да еще первопроходцем, принимавшим первые удары на себя.

Одного этого хватает, чтобы вспомнить добрым словом Бориса Ивановича Афанасьева. О том, каким он был тренером, лучше всего рассказал олимпийский чемпион Виктор Зингер, который попал к Афанасьеву в хоккейную армейскую школу в 1954 году: «Сейчас его фамилия мало о чем говорит, но тогда она была на слуху: полузащитник в футбольной «команде лейтенантов», двукратный чемпион СССР и вратарь хоккейной команды ЦДКА, трехкратный чемпион СССР. На редкость душевный человек, он мог часами возиться с молодняком. Особенно много Борис Иванович занимался со мной, начинающим вратарем. Ух и игрочки подобрались тогда! Все стали известными мастерами, особенно преуспели двое – Саша Альметов и Витя Кузькин».

Кстати, именно Афанасьев порекомендовал «дембеля» Виктора Зингера Всеволоду Боброву весной 1964-го, мало того – сам встретил своего воспитанника на вокзале и привез в «Сокольники». Чем не конкретный вклад Бориса Ивановича в будущее спартаковское чемпионство?

Досье

Борис Иванович Афанасьев

13.10.1913, Москва – 25.02.1983, Москва. Советский футболист и хоккеист, тренер. Хоккейное амплуа – вратарь. Заслуженный мастер спорта (1948, футбол). Заслуженный тренер РСФСР (1968, хоккей). Воспитанник ЦДКА.

Карьера игрока (футбол). 1932-1933 – «Трехгорка» (Москва), 1933 – «Дукат» (Москва), 1934-1937 – «Динамо» (Болшево), 1938-1940 – «Динамо» (Киев), 1942-1943 – «Крылья Советов», 1944-1948 – ЦДКА. В элитном дивизионе 109 матчей, 3 гола. Чемпион СССР 1946 и 1947, обладатель Кубка СССР 1945.

Карьера игрока (хоккей). 1947-1953 – ЦДКА/ЦДСА. Провел 78 матчей.

Достижения. Чемпион СССР 1948, 1949, 1950, серебряный призер 1952, 1953.

Карьера тренера. 1955-1956 – «Форвертс» (ГДР), 1963-1964 – «Спартак» (Москва), старший тренер и ассистент; 1972-1975 – «Акрони» (Есенице, Югославия). С 1953 тренер хоккейных ДЮСШ ЦДСА, «Спартак», «Динамо» (Москва).

Достижения. Бронзовый призер чемпионата СССР 1954. Чемпион и обладатель Кубка Югославии 1973, 1974.