Конспект занятия является частью системы работы по формированию элементарных математических представлений у воспитанников младшей группы детского сада; конспекты представлены на канале ОбРаз последовательно.
В конспектах подробно описываются слова и действия педагога в соответствии с методикой ознакомления детей дошкольного возраста с основными математическими понятиями.
Занятие № 7.
Задачи:
Формировать представление о (об):
· геометрических фигурах на основе зрительного и осязательно-двигательного обследования (квадрат);
· словесном обозначении в активной речи геометрических фигур (квадрат).
Развивать умение:
· различать, называть и обследовать осязательно-двигательным путем геометрические фигуры: квадрат;
· группировать и классифицировать геометрические фигуры по форме и величине.
Продолжать развивать умение:
· различать и называть круг;
· сравнивать предметы по величине в целом наложением; обозначать результат сравнения словами «больше—меньше»;
· ориентироваться на себе, выделяя правую и левую стороны;
· отвечать на вопрос «сколько?» словами «много», «один», «два», «три» (без счёта).
Воспитывать:
· интеллектуальные чувства, культуру познания;
· чувство уверенности в себе, комфорта в окружающем.
Демонстрационный материал: изображения Деда Мороза (1 шт.), ёлочек (4 шт.), машинок (3 шт.), самолётов (2 шт.), мишки (1 шт.), изображение мешка Деда Мороза с отверстием квадратной формы; круг и квадрат (заплатка для мешка) того же цвета, что и мешок.
Раздаточный материал: квадраты, круги.
Материал для игры «Подбери заплатку»: три картонных изображения мешков (формат А3) с несколькими (3-7) разными отверстиями: один мешок с круглыми отверстиями двух размеров, второй мешок – с маленькими квадратными, третий мешок – с большими квадратными отверстиями; круги и квадраты двух размеров, соответствующие по размеру отверстиям в мешках.
Ход занятия.
1. На доске размещены изображения Деда Мороза, ёлочки, игрушек: мишка (1 шт.), самолёты (2 шт.), машинки (3 шт.).
- Дети, к какому празднику мы готовимся? (Новый год).
- Мы поставим ёлочку. К нам придёт Дед Мороз.
Воспитатель указывает на изображение Деда Мороза.
- Дед Мороз уже готовит для всех детей подарки.
Воспитатель обращает внимание на изображения на доске.
- Посмотрите, сколько Дед Мороз уже подготовил подарков!
- Сколько ёлочек вы видите? (одну)
- Сколько мишек? (один).
- Сколько самолётов? (два).
- Сколько машинок? (три).
- Сколько Дедов Морозов? (один).
-Дед Мороз уже готов сложить эти игрушки в свой большой мешок.
2. Выставляется на доску изображение мешка с «дырочкой» квадратной формы.
- Ой, что это? Мешок порвался! Что же делать? (предложения детей).
- Давайте поможет Деду Морозу починить его мешок. Возьмём вот такую заплатку.
Воспитатель показывает круг.
- Назовите фигуру, на которую похожа заплатка (круг). Подойдёт она для этой дырочки?
- Давайте проверим.
Ребёнок приставляет заплатку.
- Вот у меня ещё есть заплатки. Выберите ту, которая подойдёт по форме.
Воспитатель выставляет на доску разные геометрические фигуры, в том числе квадрат, по размеру подходящий к отверстию.
Один из детей выбирает фигуру. Воспитатель предлагает проверить практическим путём подойдёт ли такая заплатка.
- Какую подходящую заплатку нашёл Ваня! Давайте мы её повнимательнее рассмотрим.
- Пока мешок и все игрушки сложим на поднос.
Изображения игрушек снимаются с доски. Квадрат-заплатка выставляется на доску
- Как называется эта фигура? (квадрат).
Если дети не называют, воспитатель называет сам.
-Посмотрите, есть ли у вас на столе квадраты.
- Возьмите квадрат в правую руку, покажите его.
- Как называется эта фигура?
- Положите квадрат перед собой.
- У вас на столе лежит ещё одна фигура. Как она называется? (круг).
- Положите круг перед собой. Обведите круг пальчиком. («Ничего не мешает пальчику бежать по кругу»). Попробуйте катить круг. («Он катится»).
(НЕОБХОДИМО СЛЕГКА ПРИДЕРЖИВАТЬ КРУГ БОЛЬШИМ И УКАЗАТЕЛЬНЫМ ПАЛЬЦАМИ С ДВУХ СТОРОН В ТОЧКЕ ЦЕНТРА КРУГА, И КАТИТЬ, НЕ ОТПУСКАЯ ПАЛЬЦЫ)
- Теперь положите перед собой квадрат. Посмотрите, как мой пальчик будет обводить квадрат.
Воспитатель на доске обводит фигуру по контуру: «Пальчик пошёл по одной стороне…стоп - уголок; пальчик повернул…пошёл по другой стороне…стоп- ещё один уголок, даже укололся...веду пальчиком дальше.. ещё один уголок…»
- Как называется фигура, которую я обвела? (квадрат). Обведите вы свои квадраты.
Дети обводят пальчиком по контуру квадратов.
- Как называется эта фигура? (квадрат)
- Попробуйте прокатить квадрат. Почему он не катится?
- Наложите круг на квадрат, вот так (показывает на демонстрационном материале).
- Видите, вот уголки, которые мешают квадрату катиться. Как их много!
- Возьмите круг в правую руку, а квадрат – в левую руку.
- Что у вас в левой руке? правой руке?
3. – Нам же надо Деду Морозу мешок починить!
Изображения Деда Мороза и мешка выставляются на доску.
Кто-то из детей закрывает отверстие заплаткой квадратной формы.
- Как называется эта фигура? (квадрат).
- Дед Мороз говорит, что у него много мешков для подарков, их надо все проверить и починить.
Воспитатель достаёт три картонных изображения мешков с разными отверстиями.
- Ой, все мешки порвались. Ну, ничего, Дед Мороз, сейчас ребята подберут к ним нужные заплатки.
«Мешки» раскладываются на столах так, чтобы к каждому из них был свободный доступ.
«Заплатки» (круги и квадраты двух размеров) раскладываются на другом столе.
Дети выбирают и раскладывают геометрические фигуры по подходящим по форме и размеру отверстиям в мешках. Воспитатель проводит индивидуальную работу; предлагает сравнить фигуры по величиненаложением; обозначить результат сравнения словами «больше—меньше»; уточняет у детей форму, размер фигур, которые они выкладывают.
- Дед Мороз благодарит вас за то, что помогли починить ему мешки. Теперь он сможет сложить все подарки. Молодцы!