Важная часть моей работы - анализ работ моих выпускников, которые уже сдали ЕГЭ. Благодаря анализу реальной практики оценивания, я могу дать ценные советы моим ученикам, которые не записаны ни в одних критериях, ни в одном сборнике, просто нигде.
Разбором нескольких 25 заданий, которые были оценены экспертами разных регионов на ЕГЭ 2023, я делюсь с вами (так как разборы получаются длинными, всего будет несколько статей, в каждой - по 1-2 разбора)
ЗАДАНИЕ
- Обоснуйте необходимость высокого уровня культуры общения.(Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)
- Какие нравственные принципы общения вы знаете? (Назовите три принципа).
- Для каждого принципа приведите по одному примеру, иллюстрирующему его реализацию в обществе.
ОТВЕТ
25.1. Обоснование необходимости высокого уровня общей культуры человека для эффективного общения с другими людьми: для того чтобы эффективно общаться с другими людьми, необходим высокий уровень общей культуры. Во-первых, высокий уровень общей культуры предполагает наличие у человека высоких моральных и нравственных качеств и принципов, что способствует выстраиванию «грамотного» диалога, общения, основанного на доверии, уважении и имеющего пользу для обоих собеседников, которые могут приобрести новые коммуникативные навыки и умения. Во-вторых, высокий уровень общей культуры предполагает наличие у человека достаточного жизненного опыта, уровня знаний о мире, окружающей среде, обществе, что также способствует налаживанию контакта между собеседниками, выстраиванию продуктивного диалога, в процессе которого люди приобретают новые знания, получают полезные теоретические сведения, расширяющие кругозор и дополняющие картину мира (то есть мировоззрение).
Комментарий: как мы знаем из критериев, рекомендаций ФИПИ, для того чтобы обоснование в 25 задании было засчитано на максимальные 2 балла, оно должно быть полным, состоять из нескольких предложений, а также раскрывать функциональные связи, что мы видим и в этом обосновании.
Здесь хочется отметить, что оно логично выстроено и здесь чётко приведены два аргумента, которые обозначены вводными конструкциями «во-первых», «во-вторых», и затем делается вывод в этом обосновании.
Мы здесь видим, что, несмотря на такую достаточно общую и очевидную тему, в первом аргументе выпускница раскрывает, что вообще в себя включает высокая культура (а именно высокие моральные нравственные качества и принципы) и это ведёт к тому, что диалог выстраивается на доверии, уважении и соответственно имеет пользу для обеих сторон.
Кроме того, в этом же аргументе мы видим, что говорится о функциях общения: в итоге собеседники могут приобрести новые коммуникативные навыки и умения, что является одной из задач, которую вообще выполняет общение как вид деятельности в нашей жизни. И далее во втором аргументе мы тоже видим подобную конструкцию: здесь наблюдается связь с другой функцией, и речь идёт о том, что высокий уровень общей культуры способствует налаживанию контакта между собеседником, выстраиванию продуктивного диалога, в процессе которого люди приобретают новые знания, получают полезные какие-то сведения, расширяют кругозор — это всё дополняет мировоззрение. Здесь присутствует связь уже с другой функцией общения, а именно с обменом информацией, которая затем влияет на становление, развитие личности человека.
Таким образом, это обоснование полностью соответствует критериям, поскольку в нём раскрыты функциональные связи и приведена теория по темам: человеческая культура,общение как вид деятельности. Поэтому оно оценено на максимальный балл.
25.2. Три нравственных принципа, на которых должно строиться общение:
1) уважение личности собеседника, его чести и достоинства;
2) толерантность к мнению, взглядам собеседника;
3) честность.
Комментарий: Ответ на вопрос является полным и соответствует условию задания. При прочтении не возникает вопросов, в чем состоит задание или что имеет в виду выпускник.
25.3. Три примера взаимодействий людей, в которых проявляется положительное влияние на общение данных нравственных принципов:
1) Уважение личности собеседника, его чести и достоинства. Пример: ПетяКраснов — ученик 7 класса. Он был очень скромным и робким, вследствие этого у мальчика в школьном коллективе не было друзей, а одноклассники оскорбляли Петю, пользуясь его скромностью и нерешительностью. Но однажды Лена Сергеева, одноклассница Краснова, решила поддержать Петю, проявила к нему уважение (не оскорбляла, не повышала на него голос, не агрессировала), а также провела с ним несколько бесед, в ходе которых помогла мальчику преодолеть стеснительность, неуверенность в себе, страх перед обществом. Таким образом, уважение чести и достоинства, личности собеседника оказало положительное влияние на общение.
2) Толерантность к мнению, взглядам собеседника. Пример: давние приятели Всеволод Егоров и Евгений Алексеев, ученики 11 класса, размышляли над тем, как эффективно подготовиться к контрольной работе по математике за неделю. Всеволод предложил прорешать много примеров и посмотреть в Интернете тренировочные тесты. А Евгений предложил освежить знания, перечитать теорию в учебнике. Всеволоду не совсем понравилась идея Алексеева, но все равно выслушал доводы своего собеседника, проявил терпимость и в итоге предложил новую идею подготовки к контрольной работе, сочетающую элементы изучения теории и выполнение практических упражнений. Оба приятеля остались довольны. Поведение Егорова помогло избежать споров и конфликтов.Таким образом, толерантность к мнению, взглядам собеседника оказала положительное влияние на общение.
3) Честность. Пример: Начинающий писатель Иннокентий Шильский и молодой художник Аркадий Угольков являются хорошими друзьями. Однажды они долго общались о влиянии искусства на жизнь человека и обществе, и Иннокентий решил дать прочитать своему товарищу новое, написанное им произведение «Смертельный удар». Прочитав, Аркадий решил быть честным и высказал свое мнение о том, что ему не хватило напряженности в сюжете книги и не понравилось раскрытие характеров некоторых героев. Шильский, благодаря замечаниям Уголькова, высказанным в процессе общения, смог доработать произведение, довел его до совершенства и даже смог через год получить за книгу литературную премию. После того Иннокентий стал еще больше доверять Аркадию, их дружеские отношения и общение стали более тесными. Таким образом, честность оказала положительное влияние на общение».
Комментарий: Примеры по отдельности представляют собой полноценные истории с именами, статусами или родом деятельности героев (что делает примеры конкретными), большое количество деталей добавляет подробности и развернутости примерам. В них четко видно, в каких действиях или словах проявляются те или иные нравственные качества и как благотворно они влияют на коммуникацию, устанавливая конструктивный диалог между людьми. Выводы помогают завершить авторскую мысль и подытожить положительную сторону иллюстрируемых качеств и принципов.