В арсенале практически каждого психолога и психотерапевта — различных школ, как психоанализа, так и гештальта — сейчас есть такая штука, как метафорические ассоциативные карты, или МАК-карты. Языком обывателя, карты с картинками — с одной особенностью: они используются для получения ответа на вопрос.
Принцип их работы прост: на картах изображены сюжеты и объекты, люди, звери, явления природы, что угодно, в различных стилях — абстрактно, реалистично, в цвете или монохромно, — с участием известных и не очень художников — а тот, кто видит карту, описывает изображение и трактует смыслы, заключенные в описании. Чем точнее поставлен вопрос, тем четче будет виден ответ. Чаще всего карта выбирается случайно — но про случайность мы тоже отдельно поговорим чуть позже.
Инструмент эффективный, проверен как на людях с воображением, так и на тех, кто особенно не умеет в метафоры и образность; как на людях с эмпатией и высоким эмоциональным интеллектом, так и на нарциссах и прочих кровохлебках. Инструмент гибкий, на каждый избирательный вкус найдется своя колода таких метафорических ассоциативных карт, выглядит безобидно, нравится всем без исключения. Некоторые психологи и терапевты (далее терапевтами будут называться и психологи, и психотерапевты, и психоаналитики, и те, кто занимаются аналитической психологией, экзистенциальным психоанализом и герменевтикой, мои коллеги) составляют свои колоды — наборы таких изображений с ключами и символами, клишейными тропами, витиеватыми метафорами и так далее.
Картинки, игровой режим, песочница… Однако при вдумчивом подходе даже в песочнице получаются феноменальные результаты — от которых у клиентов потом начинает болеть голова. В хорошем или плохом смысле, буквально или образно, зависит от рассматриваемого клиентского случая.
Матчасть: как работают МАК-карты
Наша психика как двухчастная математическая модель представлена рациональным и иррациональным, сознанием и бессознательным, ригидной структурой с четкими понятийными иерархиями и аморфной, без названий, без категорий и порядка бурлящей хаотичной бездной. Подробнее про структуру психики можно почитать в статье Алхимия, психология, Эго и Тень: зачем айтишнику бессознательное.
Рациональное мышление нам нужно для ориентации в пространстве, для знания, кто мы и что мы, для обработки информации и принятия решений, для действия — осмысленного, выведенного во внешний мир. Рациональное не даст вам поверить мне на слово — в эффективность каких-то там карт с картинками, Таро и алхимии, — рациональное везде ищет причину и зачемность, оно выстраивает все по полкам, берет полезное, отбрасывает бесполезное. Рациональным мы осознаем, рациональным мы анализируем и критикуем.
Рациональное строго все судит, это жесткий цензор, задача которого сохранить целостность ментальной модели — не допускать противоречий и парадоксов, блюсти устойчивость логики и суждений. Все, что мы получаем из внешнего мира проходит через этот фильтр — чтобы потом быть усвоенным или отброшенным. Все, что мы осознаем, как мысль — и все, что мы выдаем наружу — тоже проходит через фильтр рационального.
Как говорится, булки сжаты так, что атом водорода не пропустят. «Какие метафорические карты, какие такие процессы бессознательного? Я все знаю и понимаю, у меня все в порядке!» — заявляет ваше рациональное, ваше сознание.
Но у рационального объективно не хватает ресурсов, оно однопоточное и с небольшим объемом памяти. Помнить все невозможно, осознавать все невозможно, психическим вычислительным процессам в маленькой квадратной коробке тесно — для этого у человеческой психики есть бессознательное, аморфная структура, где все в одном котле, живет будто бы само, что-то там булькает. Туда не лезут, пока не приходят вдруг — на середине жизненного пути, как Данте, годиков так в 35, — к мысли, что чего-то о себе не знают, чего-то не хватает, будто бы смыслы у всего рационального не смыслы вовсе. В популярной психологии это называется кризис, а у алхимиков — начало нигредо.
И тут оказывается, что бессознательное тоже важно, а еще обнаруживается, что у бессознательного огромные ресурсы и вычислительные мощности! Интуиция, вдохновение, мотивация — оттуда. Удовлетворенность или, наоборот, беспокойство, управляются из бессознательного… Но как получить доступ к ценным ресурсам — если рациональный цензор их понимает буквально, не понимает в принципе, не пропускает на поверхность?
Классический психоанализ дает инструменты, которые натягивают на все и на всех — например, трактовку сновидений; аналитическая психология и экзистенциальный психоанализ дополнили трактовку составлением индивидуальной системы символов, трактовкой этих символов, философскими концепциями из феноменологии, герменевтики и алхимии.
Только вы знаете, что тот или иной символ означает. Терапевт не знает — и не должен знать, он такой же инструмент для вас — он подсказывает варианты возможных трактовок, из которых вы выбираете верный.
В статье Зачем мы читаем книги описан механизм работы проекции и переноса и эмоциональной реакции на персонажей и сюжеты: художественные истории сформулированы образно, не полностью понятно для нашего рационального, но они попадают в бессознательное. И задевают за живое. И что-то нам дают — потому что что-то внутри нас на них отзывается.
Это что-то — живущие в бессознательном процессы, не принявшие форму и названия, не обретшие смысл, потому что не вытащены на поверхность рационального. Как только мы придаем им какой-то вид, описываем и даем имя, мы осознаем их — и ставим на полку сознания, желательно, на подходящее место.
Конечно же рациональное такому будет сопротивляться — это ж место надо подготавливать, полку разбирать, имя давать, форму придавать!
Метафорические ассоциативные карты содержат ключи и символы, которые минуя рационального критика, попадут в бессознательное — и что-то там заденут. Задача клиента — описать то, что он видит, назвать это своими именами, трактовать относительно себя, вытащить из бессознательного, чтобы с этим работать.
Чаще берут случайную карту — чтобы заранее не подготавливать рациональное. Случайность условна, мы так или иначе увидим что-то преднамеренно, в особенности, то, что волнует и что актуально.
Случайность в выборе карты достигается либо ручным выбором из физической перемешанной заранее колоды, либо генератором случайных чисел в диапазоне порядковых номеров карт. Для зануд: генератор случайных чисел псевдослучайный из-за математической реализации.
Подобный способ взаимодействия с бессознательным придумали далеко не современные психологи и даже не психологи начала 20-го века: его практиковали и средневековые мистики — а в качестве МАК-карт были карты Таро.
Таро как метафорические ассоциативные карты
Я практикую Таро больше 15-ти лет — как метафорические ассоциативные карты — и называю их «игрушкой для ума» (в усладу внутреннему рациональному критику), прикладным инструментом для формальной процедуры вопрос-ответ в решении задачи, а в качестве инструмента для гадания (где «гадание» это предсказание, мантика) использую лишь с недавнего времени, в рамках оккультной работы. Гадание в широком смысле это про интуицию возможностей и выбор конкретного варианта из известных; для бессознательного нет понятия времени, поэтому не вижу ничего предосудительного в использовании Таро и для гадания. Вам же с этим результатом гадания работать, а не терапевту.
У Таро множество школ и колод — как раз из-за различного смыслового содержания символов, стилизации изображений, назначения и эстетики. В Таро есть старшие арканы (22 карты), архетипичные персонажи и тропы, и младшие арканы (56 карт), с четырьмя мастями, напоминающие игральные, выстроенные по старшинству. У каждой продумана смысловая нагрузка, прорисованы детали. Структура Таро как правило соотносится с Каббалой и представляет собой цикличную модель мира, превращения энергий, с сущностными началами в виде цифр, этапов творения, планет и качеств – знаков зодиака. Подробно я тут останавливаться не буду, все видели Таро — хоть какое-нибудь, — а кто не видел, посмотрите, они даже как произведения искусства интересные.
Колода Райдера-Уэйта-Смит — один из самых известных видов Таро — создана писателем и мистиком Артуром Эдвардом Уэйтом (Arthur Edward Waite), членом герметического (не герменевтического!) ордена Золотой Зари, создавшим свое направление, иллюстрирована художницей Памелой Колман Смит (Pamela Colman Smith), а фамилия Райдер в названии колоды — от издательства Райдер (William Rider & Son).
В ней все в лучших традициях аналитической психологии и алхимии, графично, эстетично, со всеми каноничными символами и смыслами. Первый план, сюжетный, читается легко, а вот над значением, как и во всякой герменевтике, приходится повозиться.
Колода Murder of Crows — создана Чарльзом Харрингтоном (Charles Harrington), иллюстрирована художником Коррадо Рои (Corrado Roi), издана итальянским издательством Lo Scarabeo. Основана на традициях Таро Райдера-Уэйта-Смит.
Каждое изображение — настоящее произведение искусства. Несмотря на мрачные образы, воронов и черно-белый хоррор-стиль, дает много добрых ассоциаций. Предназначена чтобы поразглядывать — и увидеть, как много деталей вложено в иллюстрации.
Герметическое Таро — аутентичное Таро ордена Золотой Зари, со всеми герметическими загадками, олдскульной алхимией, Каббалой, астрологией, традициями тайного великого знания, которое доступно только избранным.
Мое личное мнение — обоснованное герметической традицией секретничанья и намеренной запутанности толкований: Герметическое Таро страшновато (в разных смыслах) и в качестве метафорических ассоциативных карт для не-алхимика и не-герметика не подходит.
Ваше домашнее задание — рассмотреть три варианта карты Таро 0 - Шут в интерпретации колод Райдера-Уэйта-Смит, Герметического Таро и Таро Murder of Crows: какие там объекты и сюжет, что общего, что отличается, и, самое главное, что это означает конкретно для вас — по отдельности и вместе.
Оригинал статьи — в телеграм-канале «Алхимики, поэты и лжецы».
Аудио версия в подкасте «Голос писателя»